г. Санкт-Петербург |
|
03 декабря 2019 г. |
Дело N А56-74021/2019 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Трощенко Е.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-30657/2019) Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (Межрайонное) на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2019 по делу N А56-74021/2019 (судья Шпачев Е. В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
установил:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (Межрайонное) (далее - Управление, истец) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" (далее - Учреждение, ответчик) 50 000 руб. штрафной санкции за несвоевременное представление необходимых сведений для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2018 года.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства на основании статьи 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда (резолютивная часть) от 12.09.2019 в иске отказано.
Истец, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым иск удовлетворить.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он против ее удовлетворения возражал.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в виде резолютивной части проверена в апелляционном порядке по правилам статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон, по имеющимся в деле доказательствам.
Как следует из материалов дела, в письменной форме путем почтового отправления в адрес Управления от страхователя - Учреждения сведения о застрахованных лицах (в количестве 100 человек) по форме СЗВ-М за отчетный период "апрель 2018" года были получены 22.06.2018.
В то время как в силу п. 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ такие сведения подлежали представлению до 15.05.2018.
Согласно статье 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 - 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Поскольку Учреждение несвоевременно представило сведения о застрахованных лицах в количестве 100 человек за апрель 2018 года, ему начислен штраф в размере 50 000 руб.
По результатам проверки были составлены акт от 26.06.2018 года N 257S18180004931 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. Возражения на акты ответчиком не представлены.
По итогам рассмотрениям акта Управлением принято решение о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 30.07.2018 N 257S19180005168, в котором Учреждению предложено уплатить указанный в решении штраф в размере 50 000 руб. (500x100 = 50 000,00 руб.) за апрель 2018 года.
Учреждению направлено требование N 257S0118018638 от 23.08.2018 об уплате в добровольном порядке финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного законодательства, со сроком уплаты - до 17.09.2018.
Поскольку штраф не был оплачен, Управление подало в суд заявление о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-15528/2019 от 12.03.2019 отменен судебный приказ от 18.02.2019 о взыскании с Учреждения 50 000 руб. штрафных санкций за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за апрель 2018 года, в связи с поступлением от Учреждения возражений относительно исполнения указанных судебных приказов.
Управление обратилось в суд 27.06.2019 с иском о взыскании штрафа.
Суд первой инстанции в иске отказал.
Апелляционный суд, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, полагает, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2.2. ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:
- страховой номер индивидуального лицевого счета;
- фамилию, имя и отчество; и др.
Согласно ст. 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Из материалов дела следует, что за апрель 2018 года Учреждение не представило в установленный срок (до 15.05.2018) сведения по форме СЗВ-М на 100 человек, а представило эти сведения только 22.06.2018.
Следовательно, Управление правомерно начислило 50 000 руб. штрафа.
При начислении штрафа была соблюдена соответствующая процедура, составлен Акт, принято решение, выставлено требование.
Как разъяснено в пункте 38 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17.07.2019, заявление о взыскании финансовых санкций с организаций может быть подано органами Пенсионного фонда Российской Федерации в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.
В настоящем случае заявление подано Управлением в пределах данного 6-ти месячного срока после отмены судебного приказа.
Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для отказа в иске.
Вместе с тем суд полагает, что размер взыскиваемого штрафа (50 000 руб.) является чрезмерным и подлежит снижению по следующим основаниям.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П, в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Осуществляя регулирование налоговых отношений, схожих по правовой природе с отношениями по уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование, закрепляя ответственность за аналогичные противоправные деяния и используя ту же конструкцию санкции, зависящую от размера подлежащей уплате или неуплаченной суммы, федеральный законодатель предусмотрел правила, позволяющие учитывать смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения обстоятельства. Такие обстоятельства устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (пункт 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации). При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса (пункт 3 статьи 114).
Следовательно, апелляционный суд полагает, что в настоящем деле подлежат применению по аналогии положения статьей 112 и 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Согласно пункту 3 статьи 114 НК РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Кодекса.
Перечень смягчающих налоговую ответственность обстоятельств приведен в пункте 1 статьи 112 НК РФ, при этом согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Кодекса суд вправе признать смягчающими ответственность обстоятельствами за совершение правонарушения иные, не указанные в пункте 1 статьи 112 НК РФ обстоятельства.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо в статье 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, и устанавливать размер, в том числе и кратность снижения налоговых санкций, предусмотренных законом, предоставлено суду.
Учитывая, что пункт 3 статьи 114 НК РФ определяет минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза (Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
Согласно позиции, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П, правоприменитель при наложении санкции должен учитывать характер совершенного правонарушения, размер причиненного вреда, степень вины правонарушителя, его имущественное положение и иные существенные обстоятельства. В противном случае несоизмеримо большой штраф может превратиться из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что в силу Конституции РФ недопустимо.
Как следует из материалов дела, Учреждение признало свою вину, является бюджетным учреждением, пояснило, что совершило такое нарушение впервые.
При таких обстоятельствах, учитывая характер совершенного нарушения, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности, суд считает возможным уменьшить сумму штрафа до 500 руб.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с принятием нового судебного акта об удовлетворении иска в части взыскания 500 руб. штрафа, в остальной части иск подлежит отклонению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.09.2019 по делу N А56-74021/2019 отменить.
Взыскать с Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области" в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе Ленинградской области (Межрайонное) 500 руб. штрафа.
В остальной части иск отклонить.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
Е.И. Трощенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-74021/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ЛОМОНОСОВСКОМ РАЙОНЕ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ МЕЖРАЙОННОЕ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СЛЕДСТВЕННЫЙ ИЗОЛЯТОР N 6 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ"
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2019 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-30657/19