г.Самара |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А65-17538/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Жонкьер" - представитель не явился, извещено,
от государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2019 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жонкьер"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2019 года по делу N А65-17538/2019 (судья Мазитов А.Н.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жонкьер" (ОГРН 1051614162764, ИНН 1650131820), Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (ОГРН 1021602865239, ИНН 1654025044), Республика Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным решения об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выраженном в акте проверки N 131-ЛКД, распоряжения от 11.06.2019 N 70-Л, уведомления об отказе в продлении лицензии от 11.06.2019 N 19-04/319, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жонкьер" (далее - ООО "Жонкьер", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к государственной инспекции Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - заинтересованное лицо, госалкогольинспекция) о признании незаконным решения об отказе в продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, выраженное в акте проверки N 131-ЛКД, распоряжение от 11.06.2019 N 70-Л, уведомления об отказе в продлении лицензии от 11.06.2019 N 19-04/319, об обязании повторно рассмотреть заявление о продлении лицензии на розничную продажу алкогольной продукции в порядке и сроки, установленные законом.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Жонкьер" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на ошибочность вывода суда об отсутствии арендных правоотношений на срок более 1 года между ИП Федосовым С.В. и ООО "Жонкьер". В соответствии с постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 года N 13 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2011 года N 73 дополнено пунктом 14. Согласно пункту 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. В случае если стороны достигли соглашения в требуемой форме по всем существенным условиям договора аренды, который в соответствии с названным положением подлежит государственной регистрации, но не был зарегистрирован, то при рассмотрении споров между ними судам надлежит исходить из следующего. Если судами будет установлено, что собственник передал имущество в пользование, а другое лицо приняло его без каких-либо замечаний, соглашение о размере платы за пользование имуществом и по иным условиям пользования было достигнуто сторонами и исполнялось ими, то в таком случае следует иметь в виду, что оно связало их обязательством, которое не может быть произвольно изменено одной из сторон (статья 310 ГК РФ), и оснований для применения судом положений статей 1102, 1105 этого Кодекса не имеется. В силу статьи 309 ГК РФ пользование имуществом должно осуществляться и оплачиваться в соответствии с принятыми на себя стороной такого соглашения обязательствами.
В отзыве на апелляционную жалобу госалкогольинспекция просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 22 июня 2018 года заявителю была выдана лицензия N 16РПО0000447 (серия А05 реестровый N 016001) на розничную продажу алкогольной продукции, срок действия данной лицензии - до 22 июня 2019 года.
Заявитель 21 мая 2019 года обратился к заинтересованному лицу с заявлением о продлении срока действия лицензии N 16РПО0000447 от 22.06.2018 на розничную продажу алкогольной продукции на 1 год.
На основании распоряжения N 19/133 от 31.05.2019 госалкогольинспекцией проведена внеплановая выездная проверка и обследование торгового объекта, расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пр.Автозаводский, д.7, помещение 1001, в ходе которого установлено, что на указанном объекте деятельность по осуществлению услуг общественного питания ведет ООО "Жонкъер", который имеет лицензию А05 016001 от 22.06.2018, лицензия действует до 22.06.2019, о чем составлены акт проверки от 07.06.2019 N 138-ЛКВ и акт обследования торгового объекта и складского помещения от 07.06.2019 N 193.
Уведомлением от 11.06.2019 N 19-04/319 госалкогольинспекция отказала в продлении срока действия лицензии на основании распоряжения Набережночелнинского территориального органа госалкогольинспекции от 11.06.2019 N70-Л. Отказ в выдаче лицензии был обусловлен истечением срока договора аренды нежилых помещений от 01.03.2014.
В силу положений пункта 1 и абзаца 10 пункта 2 статьи 18 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) розничная продажа алкогольной продукции является лицензируемым видом деятельности.
При осуществлении розничной продажи алкогольной продукции лицензиат обязан соблюдать предусмотренные действующим законодательством лицензионные требования и условия.
Под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность установленных нормативными правовыми актами о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.
К лицензионным требованиям с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности могут быть отнесены требования о наличии у соискателя лицензии и у лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств и оборудования, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, и необходимых для осуществления соответствующего вида деятельности.
Статьей 19 Закона N 171-ФЗ определен порядок получения лицензии на производство и оборот алкогольной продукции, основания для отказа в выдаче лицензии, переоформления лицензии.
В пункте 17 статьи 19 Закона N 171-ФЗ установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции выдается на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
Срок действия такой лицензии продлевается по просьбе лицензиата на основании представляемого им в лицензирующий орган заявления в письменной форме о продлении срока действия такой лицензии при условии уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 18 настоящей статьи, а также на основании представляемых налоговым органом по межведомственному запросу лицензирующего органа сведений об отсутствии задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на срок, указанный лицензиатом, но не более чем на пять лет.
В течение 30 дней со дня поступления заявления о продлении срока действия такой лицензии лицензирующий орган рассматривает данное заявление, принимает решение о продлении срока действия такой лицензии или об отказе в продлении этого срока в порядке, установленном для выдачи лицензии, и в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения сообщает в письменной форме о своем решении лицензиату, а в случае принятия решения об отказе в продлении срока действия такой лицензии и о причинах отказа.
Согласно подпункту 6 пункта 9 статьи 19 Закона N 171-ФЗ в выдаче лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть отказано в случае несоответствия заявителя лицензионным требованиям, установленным положениями статей 2, 8, 9, 10.1, 11, 16, 19, 20, 25, 26 данного Закона.
ООО "Жонкъер" имело лицензию за N 16РПО0000447 серии А05 реестровый номер 016001 от 22.06.2018 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания. Срок действия лицензии - до 22 июня 2019 года.
Как указано выше, в связи с истечением срока действия лицензии, заявитель обратился в Набережночелнинский территориальный орган госалкогольинспекции с заявлением о продлении срока данной лицензии на один год.
Основанием для принятия ответчиком оспариваемого отказа явилось - истечение срока договора аренды нежилых помещений от 01.03.2014.
Между ООО "Жонкъер" и ИП Федосовой Т.С. был заключен договор аренды нежилых помещений от 01.03.2014, по условиям которого, арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду часть нежилых помещений общей площадью 1454 кв.м, расположенные в здании на первом этаже и в подвале по адресу: Республика Татарстан, г.Набережные Челны, пр.Автозаводский, д.7 (29/14).
В соответствии с п.5.1 данного договора срок действия договора составляет пять лет с момента вступления настоящего договора в силу.
Право аренды заявителя было зарегистрировано на срок 5 лет в едином государственном реестре недвижимости 09.04.2014, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
На дату обращения заявителя (21.05.2019) с заявлением о продлении лицензии, срок действия договора аренды истек - 09.04.2019.
После указанной даты зарегистрированного в ЕГРН договора аренды нежилых помещений с определенным сроком на 1 год и более у заявителя не было.
Дополнительное соглашение N 1 от 16.05.2018 к договору аренды нежилых помещений от 01.03.2014, заключенное между ним и Федосовым С.В. в соответствии с требованиями статей 609, 651 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в Едином государственном реестре недвижимости зарегистрировано не было.
Более того, в решении Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.05.2019 по делу N А65-10494/2019, на которое сослался заявитель, прямо указано, что договор аренды между заявителем и Федосовым С.В. был продлен на неопределенный срок.
Однако Закон N 171-ФЗ требует наличия у лицензиата (соискателя лицензии) стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более.
Пунктом 10 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено что, организации (за исключением бюджетных учреждений), осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции в городских и (или) сельских населенных пунктах (за исключением алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более 16,5 процента объема готовой продукции), при оказании услуг общественного питания должны иметь для таких целей в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более, стационарные объекты общественного питания по каждому месту осуществления указанной деятельности.
Пункт 3.2-2 статьи 19 Закона N 171-ФЗ предусматривает, что для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания заявитель представляет в лицензирующий орган: документы, подтверждающие наличие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3 пункта 6, абзацем девятым пункта 10 статьи 16).
Учитывая изложенное, госалкогольинспекция обоснованно посчитало, что общество не представило доказательств, подтверждающих, что оно владеет стационарным объектом общественного питания на праве аренды, срок которой определен договором на один год и более, что в соответствии со статьей 19 Закона N 171-ФЗ, является основанием для отказа в продлении лицензии.
Часть 3 статьи 201 АПК РФ предусматривает, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При таких обстоятельствах оспариваемый отказ госалкогольинспекции в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции основан на законе и не нарушает прав и законных интересов заявителя, и в удовлетворении заявления общества отказал.
Доводы апелляционной жалобы об ошибочности вывода суда об отсутствии арендных правоотношений на срок более 1 года между ИП Федосовым С.В. и ООО "Жонкьер" судом апелляционной инстанции отклоняются.
Ссылки заявителя на разъяснения постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 января 2013 года N 13, от 17 ноября 2011 года N 73 несостоятельны, так как само по себе существование арендных отношений по договору аренды нежилых помещений от 01.03.2014 не снимает с лицензиата обязанности для получения лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания представить лицензирующему органу документы, подтверждающие наличие у заявителя (за исключением бюджетных учреждений) стационарного объекта общественного питания в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде, срок которой определен договором и составляет один год и более (п. 2 ч.3.2-2 ст.19 Закона N 171-ФЗ).
Также имеющееся в материалах дела решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 08 мая 2019 года по делу N А65-10494/2019, в котором содержится вывод о том, что до истечения указанной срока ни одной из сторон не было заявлено о намерении прекратить договорные отношения, в связи с чем договор был продлен на неопределенный срок в порядке части 2 статьи 621 ГК РФ, не свидетельствует о том, что договор аренды продлен на срок один год и более.
Представленное заявителем дополнительное соглашение N 1 от 16 мая 2018 к договору аренды нежилых помещений от 01 марта 2014 года не зарегистрировано в установленном законом порядке, в связи с чем не может быть принято во внимание.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 16 сентября 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ООО "Жонкьер" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 14 октября 2019 года N 572 государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 сентября 2019 года по делу N А65-17538/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Жонкьер" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 14 октября 2019 года N 572 государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17538/2019
Истец: ООО "Жонкьер", г.Набережные Челны
Ответчик: Госалкогольинспекция по РТ, Государственная инспекция РТ по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей (Набережночелнинский территориальный отдел), г.Набережные Челны