город Томск |
|
3 декабря 2019 г. |
Дело N А03-8867/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Аюшева Д.Н.,
судей: Сбитнева А.Ю.,
Ходыревой Л.Е.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М., с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Алтайского края, рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы (N 07АП-10061/2019 (1,2) администрации Каменского района Алтайского края, комитета администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 августа 2019 года по делу N А03-8867/2019 (судья Овчинников Ю.В.)
по иску акционерного общества "Алтайэнергосбыт", г. Барнаул (ОГРН 1062224065166, ИНН 2224103849)
к муниципальному образованию город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице комитета администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, г. Камень-на-Оби, Каменский район, Алтайский край (ОГРН 1062207016508, ИНН 2207007084),
третьи лица: муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть г. Камень-на-Оби" муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, администрации Каменского района Алтайского края (ОГРН 1022200754575, ИНН 2247001530),
при участии в судебном заседании:
от истца: Красильникова О.А., доверенность от 31.12.2018,
от ответчика: без участия,
от третьих лиц: без участия,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Алтайэнергосбыт" (далее - АО "Алтайэнергосбыт") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному образованию город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края в лице комитета администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (далее - комитет) о взыскании в субсидиарном порядке за счет казны муниципального образования 1 488 153,46 руб. долга за январь 2017 г., 65 657,21 руб. пени за нарушение сроков оплаты за период с 18.02.2017 по 15.05.2017, 13 100,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а также пени в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 16.05.2017 г. по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. В дальнейшем, в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день исполнения денежного обязательства.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "Теплосеть г. Камень-на-Оби" муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, администрация Каменского района Алтайского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20 августа 2019 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным решением, комитет, администрация обратились с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
В обоснование апелляционных жалоб заявители привели следующие доводы: суд неправомерно возложил субсидиарную ответственность на муниципальное образование г.Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, в то время как поручителем является администрация Каменского района Алтайского края, то есть иного публично - правового образования; положения пункта 1 статьи 399 ГК РФ не подлежат применению, поскольку администрация производит оплату задолженности, основным должником является МУП "Теплосеть г. Камень-на-Оби"; недостаточность денежных средств у администрации не подтверждено документально; судом не выяснялись обстоятельства о главном распорядителе бюджетных средств; администрация не является поручителем; требования о взыскании неустойки не являются текущими, подлежат рассмотрению в деле о банкротстве МУП "Теплосеть г. Камень-на-Оби".
АО "Алтайэнергосбыт" представило в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возражения на апелляционную жалобу, дополнения к возражениям, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, отмечая, что компетенция комитета позволяет отнести его к категории Главный распорядитель бюджетных средств, поскольку осуществляет функции исполнения местного бюджета и является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования; сумма задолженности истцом определена с учетом произведенных оплат; факт неисполнения денежного обязательства основным должником подтвержден уведомлением управления Федерального казначейства по Алтайскому краю; отсутствие денежных средств нельзя рассматривать как принятие всех мер для надлежащего исполнения обязательства.
Ответчик, третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц.
В судебном заседании представитель истца возражала против удовлетворения апелляционных жалоб, настаивал на оставлении решения суда без изменения.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражений, дополнений к возражениям, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Алтайского края от 22.05.2017 по делу N А03-3606/2017 солидарно с муниципального унитарного предприятия "Теплосеть г. Камень-на-Оби" муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН 1152207000318, ИНН 2207010231), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, и администрации Каменского района Алтайского края (ОГРН 1022200754575, ИНН 2247001530), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, в пользу акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (ОГРН 1062224065166, ИНН 2224103849), г. Барнаул Алтайского края, было взыскано 2 056 910,67 руб., в том числе 1 978 153,46 руб. долга за январь 2017, 65 657,21 руб. пени за нарушение сроков оплаты в период с 18.02.2017 по 15.05.2017 электрической энергии, поставленной в январе 2017 по договору энергоснабжения от 03.10.2016 N 22040270020018, заключенному на основании муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края от 03.10.2016 N 2, 13 100,00 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, а также взыскано солидарно с муниципального унитарного предприятия "Теплосеть г. Камень-на-Оби" муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (ОГРН 1152207000318, ИНН 2207010231), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, и администрации Каменского района Алтайского края (ОГРН 1022200754575, ИНН 2247001530), г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, в пользу акционерного общества "Алтайэнергосбыт" (ОГРН 1062224065166, ИНН 2224103849), г. Барнаул Алтайского края, пени в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 16.05.2017 г. по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. В дальнейшем, в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день исполнения денежного обязательства.
В целях принудительного исполнения решения суда 12.07.2017 выдан исполнительный лист серии ФС N 016005708 на взыскание с ответчика Администрации Каменского района Алтайского края долга, пени, расходов по уплате государственной пошлины, который был направлен взыскателем в Управление федерального казначейства по Алтайскому краю (отделение N 60), как держателю лицевого счета должника.
Уведомлением от 27.10.2017, N УНЛ-17-7358 Управление федерального казначейства по Алтайскому краю сообщило истцу о неисполнении должником требований исполнительного документа в течение предусмотренного законодательством трехмесячного срока исполнения.
Неисполнение требований исполнительного документа администрацией послужило основанием для обращения АО "Алтайэнергосбыт" в арбитражный суд с настоящим иском.
Установив факт неисполнения основным должником вступившего в законную силу судебного акта, суд первой инстанции признал требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в заявленном размере.
Выводы суда первой инстанции соответствуют действующему законодательству и имеющимся доказательствам.
Исполнение судебных актов о взыскании с казенного учреждения денежных средств по государственным (муниципальным) контрактам, неосновательного обогащения, о возврате излишне уплаченных платежей по сделкам или в силу закона, производится в порядке, установленном статьями 242.3 - 242.6 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заключение государственного (муниципального) контракта или иной гражданско-правовой сделки казенным учреждением не влечет взыскания образовавшейся задолженности за счет казны публично-правового образования, поскольку казенные учреждения, являясь юридическими лицами и выступая в суде в качестве истца и ответчика, отвечают по своим обязательствам находящимися в их распоряжении денежными средствами и обеспечивают исполнение денежных обязательств, указанных в исполнительном документе, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 1, подпункт 8 пункта 3 статьи 50, пункт 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 8, 9 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 7 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при недостаточности их имущества.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, при недостаточности денежных средств казенного учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник его имущества.
Исходя из пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Таким образом, необходимыми условиями для применения субсидиарной ответственности являются: предъявление требования к основному должнику; отказ основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; недостаточность у должника находящихся в его распоряжении денежных средств, суд первой инстанции на основе представленных доказательств пришел к обоснованному выводу, что указанные условия истцом соблюдены.
Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд обоснованно установил наличие совокупности необходимых условий для наступления ответственности субсидиарного должника.
Правила статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, регламентирующие правовое положение казенных учреждений, распространяются на органы государственной власти (государственные органы), органы местного самоуправления (муниципальные органы) и органы управления государственными внебюджетными фондами с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих полномочия указанных органов, поэтому исполнение исполнительных документов по денежным обязательствам этих органов также осуществляется в порядке, предусмотренном главой 24.1 БК РФ (пункт 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации").
В соответствии с подп. 12.1 пункта 1 и пунктом 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.
Статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - это орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
В мотивировочной части решения суда по делу N А03-3606/2017 отражено, что договор энергоснабжения заключен сторонами в рамках исполнения муниципального контракта на энергоснабжение для нужд муниципального образования г. Камень-на-Оби, заключенного между АО "Алтайэнергосбыт" и администрацией Каменского района Алтайского края.
В силу статьи 17 Устава муниципального образования г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края, Администрация г. Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края не образуется. Исполнение полномочий администрации города в соответствие с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, Уставом муниципального образования Каменский район Алтайского края и настоящим Уставом возлагается на администрацию муниципального образования Каменский район Алтайского края.
Таким образом, Администрация Каменского района Алтайского края действует от имени двух публично-правовых образований муниципального района и городского поселения.
Кроме того, в соответствии со статьей 1 Решения Каменского районного собрания депутатов Алтайского края от 26.06.2019 N 31 "Об утверждении положения о комитете Администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике" комитет администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике является органом Администрации района, осуществляющим функции по реализации государственной политики в бюджетной, налоговой и кредитной сферах, обеспечению сбалансированности бюджетов муниципального образования Каменский район Алтайского края и муниципального образования город Камень-на-Оби Каменского района Алтайского края (далее по тексту-районный бюджет, бюджет городского поселения) и соблюдению установленных федеральными законами и нормативными актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации требований к регулированию бюджетных правоотношений, осуществлению бюджетного процесса, размерам дефицита бюджета, размеру и составу муниципального долга, исполнению бюджетных и долговых обязательств районного бюджета, бюджета городского поселения, по внутреннему муниципальному финансовому контролю, контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Главным распорядителем бюджетных средств (главным распорядителем средств соответствующего бюджета) является орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств (статья 6 БК РФ),
Учитывая положения статьи 21 БК РФ и решение Каменского городского Совета депутатов Каменского района Алтайского края от 21.12.2018 N 60 "О бюджете муниципального образования г. Камень - на - Оби Каменского района Алтайского края" комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Каменского района Алтайского края является главным распорядителем средств бюджета муниципального образования г. Камень - на - Оби Каменского района Алтайского края, в связи с чем, довод об отсутствии документальных подтверждений, свидетельствующих, что Комитет по финансам, является главным распорядителем являются несостоятельными.
Необходимым условием для применения субсидиарной ответственности являются: предъявление требований к основному должнику; отказ основного должника удовлетворить требование кредитора или неполучение кредитором от него в разумный срок ответа на предъявленное требование; недостаточность у должника находящихся в его распоряжении денежных средств, полагаем, что Арбитражный суд Алтайского края на основе представленных доказательств АО "Алтайэнергосбыт" пришел к обоснованному выводу, что указанные условия Истцом соблюдены.
Как разъяснено в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции указал на то, что взыскание производится с муниципального образования за счет средств казны соответствующего публично-правового образования в лице главного распорядителя денежных средств, составляющих казну, каковым является финансовый орган муниципального образования - комитет администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике.
Поскольку доказательств того, что иные лица в данном случае являются главными распорядителями бюджетных средств в отношении администрации не представлены, довод подателя жалобы о том, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику, является необоснованным.
Избранный истцом способ защиты - привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества администрации муниципального образования - публично-правового образования в лице главного распорядителя бюджетных средств соответствует правилам статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отсутствие финансирования не освобождает ответчика от обязанности оплатить АО "Алтайэнергосбыт" задолженность.
Вопреки мнению ответчика, третьего лица произведенные третьим лицом платежи в счет исполнения исполнительного листа серия ФС N 016005708 учтены истцом при предъявлении настоящего иска.
Доказательств оплаты задолженности в ином размере на дату принятия решения судом первой инстанции ответчиком в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Доводы о том, что требования о взыскании неустойки не являются текущими, апелляционным судом отклоняется как противоречащий содержанию судебного акта по делу N А03-3606/2017, учитывая что настоящие требования заявлены к субсидиарному должнику, в отношении которого, а также в отношении основного должника (администрация), производство по делу о несостоятельности не возбуждалось.
С учетом изложенного, апелляционный суд считает, что судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 20 августа 2019 года по делу N А03-8867/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Каменского района Алтайского края, комитета администрации Каменского района Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
Д.Н. Аюшев |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-8867/2019
Истец: АО "Алтайэнергосбыт".
Ответчик: Комитет администрации Каменского района по финансам, налоговой и кредитной политике
Третье лицо: Администрация Каменского района АК, МУП "Теплосеть г. Камень-на-Оби"