г. Пермь |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А60-33797/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.,
судей Борзенковой И.В., Савельевй Н.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тиуновой Н.П.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Свердловского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15)
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 17 сентября 2019 года по делу N А60-33797/2019,
принятое судьей Страшковой В.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Современные технологии" (ИНН 6678020728, ОГРН 1126678016761)
к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (ИНН 6660013279, ОГРН 1026604952252)
о признании недействительным решения N 80 от 16.05.2019,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Современные технологии" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Государственному учреждению - Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 15) (далее - фонд) о признании недействительным решения от 16.05.2019 N 80 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 17 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены. Решение фонда от 16.05.2019 N 80 признано недействительным. На фонд возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. В порядке распределения судебных расходов с заинтересованного лица в пользу заявителя взыскано 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым решением, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя жалобы, вывод суда об отсутствии у фонда права определять вид осуществляемой страхователем деятельности только на основе данных, указанных в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), неправомерен и противоречит действующему законодательству. Фонд отмечает, что, если страхователь не подтвердит в установленный законодательством срок свой основной вид экономической деятельности, фонд в силу пункта 5 Порядка, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, правомочен отнести его к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ. Фонд считает, что правомерно установил обществу страховой тариф в размере 4,1%. Оспоренное заявителем решение вынесено на основании уведомления фонда об установлении обществу страхового тарифа в размере 4,1%, направленного страхователю Фондом 27.04.2018. При этом уведомление обществом в установленном порядке не обжаловано, имеет законную силу, следовательно, решение от 16.05.2019 N80 по мотиву необоснованного начисления не может быть оспорено.
Заявитель представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы фонда находит несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в порядке части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела. От заявителя поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка представленного обществом расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (форма 4-ФСС) за 4 квартал 2018 года, по итогам которой сделан вывод о неправомерном применении обществом страхового тарифа в размере 0,2% (исходя из вида деятельности по коду ОКВЭД 46.43 "Торговля оптовая бытовыми электротоварами").
Поскольку общество в установленный срок не подтвердило основной вид экономической деятельности, фонд рассчитал страховые взносы по тарифу в размере 4,1% (исходя из вида деятельности по коду ОКВЭД 30.20.9 "Предоставление услуг по восстановлению и оснащению (завершению) железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава"), в результате сумма подлежащих доначислению страховых взносов составила 6996,60 руб.
Данные выводы отражены в акте проверки от 25.03.2019 N 80.
По результатам рассмотрения акта и представленных на него возражений фондом вынесено решение от 16.05.2019 N 80 о привлечении страхователя в ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде штрафа в размере 1399,32 руб. Кроме штрафа страхователю предложено уплатить недоимку по страховым взносам за период с 01.10.2018 по 31.12.2018 в сумме 6996,60 руб., пени в сумме 199,64 руб. (л.д.37-38).
Полагая, что решение фонда является незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд, удовлетворяя заявленное требование, исходил из того, что фондом не представлено доказательств осуществления страхователем вида деятельности по коду ОКВЭД 30.20.9.
Вывод суда является правильным, соответствует обстоятельствам дела и нормам материального права.
Согласно статье 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N125-ФЗ) страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы по указанному виду страхования.
В соответствии со статьями 20.1, 21, 22 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы. Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии со статьей 21 Закона N 125-ФЗ страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Статьей 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" (далее - Закон N179-ФЗ) установлены страховые тарифы в размере от 0,2% до 8,5% в зависимости от класса профессионального риска.
Данные тарифы применялись в 2018 году в соответствии с Федеральным законом от 31.12.2017 N 484-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила N 713).
В соответствии с пунктом 3 данных Правил Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н утверждена Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, которой торговля по кодам 46.43 и 46.73.6 отнесена к первому классу профессионального риска. Следовательно, в силу статьи 1 Закона N 179-ФЗ страховой тариф по данным видам деятельности составляет 0,2%.
Вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А60-65813/2018 (2 квартал 2018 г.), А60-12923/2019 (3 квартал 2018 г.), рассмотренным с участием тех же лиц, что и по настоящему делу, установлено, что фактически общество в 2018 году занималось торговлей оптовой прочими строительными материалами и изделиями (код ОКВЭД 46.73.6). С 02.07.2018 общество сменило основной вид деятельности на ОКВЭД 46.43 "Торговля оптовая бытовыми электротоварами".
Настаивая на правомерности доначисления страховых взносов и штрафа за их неуплату, фонд фактическое осуществление обществом именно этих видов деятельности не оспаривает, а ссылается лишь на несоблюдение страхователем установленного порядка подтверждения основного вида экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица ежегодно подтверждается страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (ранее Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации). На основании данной нормы приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок N55).
В силу пункта 2 Порядка N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. Пунктом 5 Порядка N 55 предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил N 713, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении этого страхователя в ЕГРЮЛ.
Однако предусмотренное пунктом 5 Порядка N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе Определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Но страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данные выводы изложены, в том числе в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Поскольку вступившими в законную силу судебными актами по делам N N А60-65813/2018, А60-12923/2019 установлено фактическое осуществление обществом в 2018 году торговой деятельности, и никаких изменений в деятельности общества к 4 кварталу этого года фонд не установил, доначисление страховых взносов исходя из повышенного тарифа является неправомерным.
Необращение в суд с заявлением о признании недействительным уведомления фонда от 23.04.2018 об установлении страхового тарифа в размере 4,1% не лишает страхователя права доказывать правомерность применяемого им тарифа как при рассмотрении фондом материалов камеральной проверки, так и в суде.
Таким образом, судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ органы Фонда социального страхования освобождены от уплаты госпошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17 сентября 2019 года по делу N А60-33797/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
И.В. Борзенкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-33797/2019
Истец: ООО "СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
Ответчик: ГУ - СВЕРДЛОВСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Третье лицо: ГУ Свердловское Региональное отделение Фонда социального страхования РФ, филиал N 15