г.Самара |
|
04 декабря 2019 г. |
Дело N А65-9880/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Бажана П.В., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от дачного некоммерческого партнерства "Управляющая компания "Усадьба" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - до и после перерыва представителя Кельдюшовой Р.С. (доверенность от 04.03.2019),
от третьих лиц: Авхадеев Р.М. - до и после перерыва не явился, извещен,
Гайнутдинов Р.Р. - до и после перерыва не явился, извещен,
Хайруллина А.К. - до и после перерыва не явилась, извещена,
Хайруллин Ф. Ш. - до и после перерыва не явился, извещен,
Хайруллина (Мохтарова) Л.Ф. - до и после перерыва не явилась, извещена,
от государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - до и после перерыва представитель не явился, извещен,
от открытого акционерного общества "Сетевая компания" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
от акционерного общества "Татэнергосбыт" - до и после перерыва представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20-27 ноября 2019 года апелляционную жалобу дачного некоммерческого партнерства "Управляющая компания "Усадьба"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2019 года по делу N А65-9880/2019 (судья Хафизов И.А.), принятое по заявлению дачного некоммерческого партнерства "Управляющая компания "Усадьба", Республика Татарстан, г.Набережные Челны, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г.Казань, третьи лица: Авхадеев Р.М., Республика Татарстан, г.Казань, Гайнутдинов Р.Р., Республика Татарстан, г.Казань, Хайруллина А.К., Республика Татарстан, г.Казань, Хайруллин Ф. Ш., Республика Татарстан, г.Казань, Хайруллина (Мохтарова) Л.Ф., Республика Татарстан, г.Казань, государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, Республика Татарстан, г.Казань, открытое акционерное общество "Сетевая компания", Республика Татарстан, г.Казань, акционерное общество "Татэнергосбыт", Республика Татарстан, г.Казань,
о признании недействительным решения от 11.01.2019 по делу N 05-185/2018,
УСТАНОВИЛ:
Дачное некоммерческое партнерство "Управляющая компания "Усадьба" (далее - ДНП "УК "Усадьба", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по Республике Татарстан, антимонопольный орган) о признании недействительным решения от 11.01.2019 по делу N 05-185/2018 о признании ДНП "УК "Усадьба" (ИНН 1650181363) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции) в части применения при расчетах платы за услуги по осуществлению технологического присоединения и возмещения расходов на строительство электросетевого хозяйства самостоятельно установленных тарифов, что нарушает установленный порядок ценообразования, о выдаче предписания ДНП "УК "Усадьба" о необходимости обращения в государственный комитет Республики Татарстан по тарифам за установлением тарифа на технологическое присоединение к электрохозяйству, либо размера платы в целях возмещения затрат на строительство электросетевого хозяйства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Авхадеев Р.М., Гайнутдинов Р.Н., Хайруллина А.К., Хайруллин Ф. Ш., Хайруллина (Мохтарова) Л.Ф., государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, открытое акционерное общество "Сетевая компания" (далее - ОАО "Сетевая компания"), акционерное общество "Татэнергосбыт" (далее - АО "Татэнергосбыт").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ДНП "УК "Усадьба" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что оно не отвечает требованиям организации, которая бы соответствовала Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184, которые могут обратиться в Госкомитет за установлением тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитывающие затраты на содержание и обслуживание электрических сетей, а также оплату потерь электрической энергии. ДНП "УК "Усадьба" не осуществляет регулируемые виды деятельности и не может быть отнесено к сетевым организациям. Законность установления платежей в ДНП "УК "Усадьба" прошла проверку в ходе рассмотрения гражданских дел по взысканию с потребителей задолженности по коммунальным платежам.
В отзыве на апелляционную жалобу УФАС по Республике Татарстан просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В порядке ст.163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 20 ноября 2019 года объявлялся перерыв до 11 час 05 мин 27 ноября 2019 года. Рассмотрение дела продолжено в судебном заседании 27 ноября 2019 года.
Заявленные ДНП "УК "Усадьба" ходатайства об отложении судебного заседания в связи с невозможностью явки исполнительного директора ввиду его болезни суд апелляционной инстанции отклонил, ограничившись объявлением перерыва в судебном заседании, исходя из недопустимости неоправданного затягивания судебного разбирательства, возможностью направления в судебное заседание, при наличии такой необходимости, представителя, в том числе привлеченного по гражданско-правовому договору.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель УФАС России по Республике Татарстан возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя УФАС России по Республике Татарстан, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением комиссии УФАС России по Республике Татарстан от 11.01.2019 по делу N 05-185/2018 ДНП "УК "Усадьба" (ИНН 1650181363) признано нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции в части применения при расчетах платы за услуги по осуществлению технологического присоединения и возмещения расходов на строительство электросетевого хозяйства самостоятельно установленных тарифов, что нарушает установленный порядок ценообразования.
На основании указанного решения антимонопольный орган выдал ДНП "УК "Усадьба" предписание от 11.01.2019 о прекращении нарушения пункта 10 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции путем обращения в государственный комитет Республики Татарстан по тарифам за установлением тарифа на технологическое присоединение к электросетевому хозяйству, либо размера платы в целях возмещения затрат на строительство электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 10 Закона защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение хозяйствующим субъектом порядка ценообразования.
Часть 1 статьи 5 Закона защите конкуренции предусматривает, что доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (групп лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определение товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Закона защите конкуренции доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность субъектов естественной монополии осуществляется в сфере услуг по передаче электрической энергии.
Как видно из оспариваемого решения, антимонопольный орган признал неправомерными действия ДНП "УК "Усадьба", выразившиеся в применении при расчетах платы за услуги по осуществлению технологического присоединения и возмещения расходов на строительство электросетевого хозяйства самостоятельно установленных тарифов, что нарушает установленный порядок ценообразования.
В УФАС России по Республике Татарстан на рассмотрение поступили обращения (вх.N 5258/ж от 03.04.2018) Авхадеева Рубиса Мухаммадеевича и Гайнутдинова Руслана Ракиповича (вх.N 6645 от 24.04.2018) на действия ДнП "УК "Усадьба" (ИНН 1650181363), выразившиеся в применении при расчетах за услуги по осуществлению технологического присоединения самостоятельно установленных тарифов.
Для полного и всестороннего рассмотрения данного обращения в соответствии с частью 1 статьи 23, статьи 25, частью 2 статьи 44 Закона N 135-ФЗ УФАС России по Республике Татарстан направило запросы в АО "Татэнергосбыт", ООО "Сетевая компания", ДНП "УК "Усадьба", провело комплекс проверочных мероприятий.
По итогам рассмотрения указанных обращений, изучения предоставленных сведений и документов, УФАС России по Республике Татарстан установлено, что действия ДНП "УК "Усадьба", выразившиеся в применении при расчетах за услуги по осуществлению технологического присоединения самостоятельно установленных тарифов, содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства в силу того, что ДНП "УК "Усадьба" уклоняется от предоставления доступа технологического присоединения к электрическим сетям, желает необоснованно получить денежные средства в размере 80000 рублей, что подтверждается сведениями, представленными заявителем.
На основании вышеизложенного издан приказ Татарстанского УФАС России от 16.08.2018 N 02/422-к о возбуждении дела N 05-185/2018 по признакам нарушения ДНП "УК "Усадьба" пункта 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ, выразившегося в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Комиссией УФАС России по Республике Татарстан установлено, что ДНП "УК "Усадьба" было создано 28.08.2008. Учредителями ДНП "УК "Усадьба" являются Хайруллина Альфия Кирамутдиновна (ИНН 165036667006), ее супруг Хайруллин Фарид Шайхутдинович (ИНН 165021192938) и дочь Хайруллина (Гладкова) Лейла Фаридовна (ИНН 165045339298). Исполнительным директором ДНП по настоящее время является Хайруллина Альфия Кирамутдиновна.
В силу статьи 1 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ) под дачным некоммерческим объединением граждан (дачное некоммерческое товарищество или дачное некоммерческое партнерство) понимается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В филиал ОАО "Сетевая компания" Нижнекамские электрические сети 04.06.2009 поступила заявка N 2009-/1 00ю от Хайруллина Ф.Ш. на технологическое присоединение энергопринимающих устройств ДНП "УК "Усадьба". К заявке приложен список членов ДНП "УК "Усадьба", состоящий из 310 граждан. По результатам рассмотрения заявки между ДНП "УК "Усадьба" и филиалом ОАО "Сетевая компания" Нижнекамские сети заключен договор N 2009/Д254/311 от 30.06.2009 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
Аналогичные заявки поступили в Нижнекамские электрические сети 21.03.2011 (N 2011 -2/28ю), 05.04.2013 (N 2013-2/91ю).
В 2014 году ДНП "УК "Усадьба" обратилось в филиал ОАО "Сетевая компания" Нижнекамские электрические сети с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства в рамках увеличения существующей максимальной мощности до 863,4 кВт.
Между Нижнекамскими электрическими сетями и ДНП "УК "Усадьба" 26.06.2014 был заключен договор об осуществлении технологического присоединения N 2014/НкЭС/288, по которому общество приняло на себя обязательство по увеличению максимальной мощности энергопринимающего устройства ДНП "УК "Усадьба" в интересах застройщиков из общего массива земельного участка, в котором числится участок, принадлежащий Авхадееву P.M.
Между сторонами договора 23.01.2015 был подписан акт об осуществлении технологического присоединения, который подтверждает тот факт, что мощность энергопринимающего устройства ДНП "УК "Усадьба" была увеличена, в том числе в интересах Авхадеева P.M.
В ходе рассмотрения дела в антимонопольном органе заявитель Авхадеев Рубис Мухамадеевич пояснил, что в 2007 году у Хайруллиной Альфии Кирамутдиновны (исполнительный директор ДНП "УК "Усадьба") купил земельный участок для постройки дома общей площадью 1000 кв.м за 200 000 рублей, предоставил свидетельство о государственной регистрации права от 15.02.2008, договор купли-продажи доли земельного участка от 19.12.2007, акт приема-передачи от 19.12.2007, квитанцию об оплате от 07.12.2007, а также квитанцию об оплате 15 000 руб. за электромонтаж. тер. (подключение электроэнергии) (т.2, л.д.32, 35, 37, 42, 43). Вместе с тем согласно пояснениям Авхадеева Р.М. на его земельном участке дом он не построил и электричества не имеет.
По имеющейся у ОАО "Сетевая компания" информации, участок Авхадеева P.M. с кадастровым номером 16:39:10 24 02:317 находится на территории ДНП "УК "Усадьба", что подтверждается письмом некоммерческой организации от 05.08.2015 N 25у и копией свидетельства о праве собственности от 22.05.2009.
АО "Татэнергосбыт" является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Татарстан на основании постановления Правления Республиканской Энергетической Комиссии Республики Татарстан от 19.10.2006 N 62 (в редакции от 30.01.2009), ресурсоснабжающей организацией.
Согласно информации, представленной АО "Татэнергосбыт", договор N 21603 между АО "Татэнергосбыт" и ДНП "УК "Усадьба" заключен от 04.12.2009 с приложениями N 1, 2.1, 3.1,10, дополнительными соглашениям от 29.03.2013, от 01.09.2014, от 02.03.2015, от 01.05.2015, в соответствии с документами, подтверждающими технологическое присоединение, - актами разграничения границ по эксплуатационной ответственности сторон, актами разграничения границ балансовой принадлежности сторон, акты осмотра (обследования) электроустановки, актами допуска прибора учета электрической энергии в эксплуатацию при технологическом присоединении, однолинейными схемами электроснабжения, порядком эксплуатации энергоустановок.
Согласно Правилам недискриминационного доступа, в сфере электроснабжения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, в случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, принадлежащих садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению либо его членам, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию указанным некоммерческим объединением либо его представителем.
Вопросы порядка и условий заключения договоров энергоснабжения регламентируются Гражданским кодексом РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354) при заключении договора энергоснабжения жилого помещения, жилого дома, домовладения, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии (утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442) при заключении договора энергоснабжения нежилого помещения. В связи с чем, снабжение электрической энергией принадлежащих гражданину энергопринимающих устройств осуществляется только на основании заключенного договора энергоснабжения.
По договору энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединённую сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию и соблюдать иные обязательные условия, предусмотренные нормативными актами и договором. Договор заключается с заявителем при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединённого к электрическим сетям в установленном порядке и при обеспечении учёта потребления энергии.
В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила технологического присоединения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861.
Таким образом, технологическое присоединение к электрическим сетям должно осуществляться в соответствии с требованиями статьи 26 Закона N 35-ФЗ и вышеуказанными Правилами технологического присоединения.
В случае, если в сетевую организацию обратился член ДНП с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, расположенного в границах ДНП, мощность на которое ранее была учтена при заключении договора (договор находится в стадии исполнения) и расчете платы за технологическое присоединение непосредственно с ДНП, следует руководствоваться следующим.
В соответствии со статьей 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
Подпунктами 11,12 пункта 2 статьи 19 Закона N 66-ФЗ предусмотрено, что член садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязан выполнять решения общего собрания членов такого объединения или собрания уполномоченных и решения правления такого объединения; соблюдать иные установленные законами и уставом такого объединения требования.
Таким образом, если решение о заключении договора ДНП с сетевой организацией было принято на общем собрании членов ДНП или собрании уполномоченных и решением правления, и в договоре об осуществлении технологического присоединения была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя должно осуществляться в рамках договора между ДНП и сетевой организацией.
В случае, если решение о заключении договора ДНП с сетевой организацией не было принято на общем собрании членов ДНП или собрании уполномоченных и решением правления или в договоре об осуществлении технологического присоединении не была учтена мощность на энергопринимающее устройство заявителя, то технологическое присоединение энергопринимающего устройства заявителя может осуществляться в рамках индивидуального договора между физическим лицом и сетевой организацией.
При этом технологическое присоединение для граждан - членов ДНП и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории ДНП, осуществляется согласно статье 26 Закона N 35-ФЗ и Правилам технологического присоединения.
В соответствии с абзацем третьим части 4 статьи 26 Закона N 35-ФЗ сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства.
В соответствии с пунктом 6 Правил технологического присоединения собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения настоящих Правил, предусмотренные для сетевых организаций.
Потребители услуг, опосредованно присоединенные к электрическим сетям, оплачивают услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.
В силу пункта 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Плата за технологическое присоединение энергопринимающих устройств и объектов электросетевого хозяйства может устанавливаться либо в соответствии с указанными принципами и порядком определения платы за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии, либо посредством установления размера платы федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, рассчитываются и устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации, в частности с использованием метода сравнения аналогов. Указанные стандартизированные тарифные ставки дифференцируются исходя из состава мероприятий по технологическому присоединению, обусловленных в том числе видами и техническими характеристиками объектов электросетевого хозяйства, уровнем напряжения в точке присоединения энергопринимающих устройств, максимальной мощностью присоединяемых энергопринимающих устройств и категорией надежности энергоснабжения, и по иным установленным федеральными законами основаниям в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Расходы территориальных сетевых организаций на выполнение мероприятий по технологическому присоединению в части, превышающей размер расходов на осуществление указанных мероприятий, исходя из которого рассчитаны стандартизированные тарифные ставки, определяющие величину платы за Ш технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, не подлежат учету при государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетике.
С 01 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
С 01 октября 2015 года размер включаемой в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт инвестиционной составляющей на покрытие расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики не может составлять более чем 50 процентов от величины указанных расходов.
С 01 октября 2017 года в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт не включаются расходы, связанные со строительством объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
При этом расходы на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, не учитываемые с 01 октября 2015 года в составе платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью не более чем 150 кВт, в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
В ходе рассмотрения дела в УФАС России по Республике Татарстан поступило коллективное обращение (вх.N 17261/ж от 31.10.2018) от жителей ДНП "УК "Усадьба" с просьбой о приобщении данного обращения и подтверждающих документов к материалам дела.
В 2009 году ДНП "УК "Усадьба" подало заявку в сетевую компанию о выделении мощностей электрической энергии на 184 жилых дома. При этом собственники домов оплачивали по 25 000 рублей на монтаж и установку электрических сетей и на приобретение трансформатора, а затем по 80 000 рублей за подключение электрической энергии.
Факт требования ДНП "УК "Усадьба" платы за подключение (техническое присоединение) подтверждается договорами-обязательствами с собственниками домов, располагающихся на территории ДНП с рассрочкой платежа.
В частности, согласно договору с Милицким Сергеем Алексеевичем ДНП "УК "Усадьба" обязуется осуществить подключение электроэнергии на земельный участок с кадастровым номером 16:39:10 24 02:321, по адресу: РТ, Тукаевский муниципальный район, тер.ДНП "УК "Усадьба", ул.Чистопольская, д. 11, а Милицкий Сергей Алексеевич обязуется оплатить проведенные работы в сумме 60 000 рублей. Факт взимания платы по указанному договору подтверждается платежными поручениями.
Также факт взимания ДНП "УК "Усадьба" платы за подключение (технологическое присоединение) с иными собственниками подтверждается имеющимися в материалах дела договорами и платежными документами (т.4), распиской о получении Хайруллиной А.К. (исполнительный директор ДНП "УК "Усадьба") денежных средств за технические условия по подключению к сетям электроснабжения на земельный участок (т.5, л.д.2).
Согласно договору поручения, заключенному между Хайруллиной А.К. (доверитель) и ДНП "УК "Усадьба" (поверенный), доверитель поручает поверенному принимать денежные средства от собственников земельных участков и выдавать от имени поверенного квитанции в связи с подключением к электрическим сетям с частичной компенсацией затрат на строительство линий электропередач, без внесения их на счет поверенного.
Из письма прокуратуры Республики Татарстан от 07.05.2019 усматривается, что прокуратурой установлено, что на строительство электрических сетей владельцы земельных участков перечислили ДНП "УК "Усадьба" от 60 до 80 тыс. рублей каждый. Однако данные сети на баланс ДНП не переданы и с граждан продолжает взиматься плата за их содержание (л.д.28-29).
Статья 23.1 Закона N 35-ФЗ предусматривает государственное регулирование платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки.
Согласно Положению о государственном комитете Республики Татарстан по тарифам, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15 июня 2010 года N 468: государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет) является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, а также контроля за их применением в соответствии с законодательством. Одной из основных функций Госкомитета является регулирование в установленном порядке цен (тарифов) на электрическую, тепловую энергию, газ природный, газ сжиженный, на услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, в области обращения с твердыми бытовыми отходами, твердыми коммунальными отходами.
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, стандартизированные тарифные ставки и ставки за 1 кВт максимальной мощности устанавливаются едиными для всех территориальных сетевых организаций на территории субъекта Российской Федерации.
Согласно отзыву Госкомитета ДНП "УК "Усадьба" не является территориальной сетевой организацией, в адрес Госкомитета ДНП "УК "Усадьба" за установлением ставок платы на технологическое присоединение к электрическим сетям не обращалось.
Комиссией установлено, что государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам тарифы за оказание услуги по осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям для ДНП "УК "Усадьба" не установлены.
Таким образом, антимонопольный орган пришел к обоснованному выводу, что ДНП "УК "Усадьба" самостоятельно устанавливает цены за технологическое присоединение к электрическим сетям.
Между тем, с 26 июля 2010 года с введением статьи 23.1 о государственном регулировании цен (тарифов) на оптовом и розничных рынках Федеральным законом N 187-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" ДНП "УК "Усадьба" не в праве самостоятельно устанавливать цены за технологическое присоединение.
Факт самостоятельного установления ДНП "УК "Усадьба" цен, в том числе на содержание сетей электроснабжения, подтверждается сметой расходов, предоставленных заявителями.
Учитывая вышеизложенное, действия ДНП "УК "Усадьба", выразившиеся в применении самостоятельно установленных цен (тарифов) за услуги по осуществлению технологического присоединения, имеют признаки нарушения п. 10 ч.1 ст.10 Закона N 135-ФЗ, а именно: нарушения установленного порядка ценообразования.
Согласно договору аренды электрических сетей от 25.06.2009 Хайруллина Альфия Кирамутдиновна (арендодатель) передает, а ДНП "УК "Усадьба" (ИНН 1650181363) в лице Хайруллина Фарида Шайхутдиновича, действующего на основании доверенности от 24.06.2009 (арендатор), принимает во временное пользование линии электропередач, расположенные на земельных участках в границах ДНП "УК "Усадьба", Тукаевского района Республики Татарстан: 1) 16:39:102402:0267, общей площадью 1804796 кв.м; 2)16:39:102402:0210, общей площадью 618373 кв.м; 3) 16:39:10 2402:0211, общей площадью 230403 кв.м; 4) 16:39:102402:906, общей площадью 929224 кв.м, с правом заключения договоров на технологическое присоединение и энергоснабжение с сетевой компанией, гарантирующим поставщиком и гражданами-потребителями. Следовательно, ДНП "УК "Усадьба" является владельцем линии электропередачи.
Установлено, что второй заявитель жалобы Гайнутдинов P.P. обратился в ДНП УК "Усадьба" с предложением заключить договор пользования общим имуществом с целью последующего технологического присоединения электрических сетей к принадлежащему ему на праве собственности участку. В свою очередь, ДНП УК "Усадьба" потребовало оплату в размере 30 000 рублей за заключение договора пользования общим имуществом и в последующем технологического присоединения участка Гайнутдинова P.P.
Гайнутдинов P.P. 25 августа 2016 года обратился в ОАО "Сетевая компания" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств.
Гайнутдинову P.P. 26 августа 2016 года поступил ответ ОАО "Сетевая компания", согласно которому ОАО "Сетевая компания" 29.08.2016 был направлен запрос о представлении информации в адрес ДНП "УК Усадьба". В своем ответе на запрос ОАО "Сетевая компания" ДНП "УК Усадьба" выразило отказ в предоставлении возможности опосредованного технологического присоединения к принадлежащим им электрическим сетям и в доступе на свою территорию, обосновав это тем, что "строительство еще одной линии электропередач на территории ДНП "УК Усадьба" будет нести опасность для граждан, проживающих на территории ДНП "УК Усадьба" и имеющихся на их земельных участках объектов. Любое вмешательство в хозяйственную деятельность ДНП "УК Усадьба" влечет нарушение прав и законных интересов собственников земли и объектов, расположенных на данной земле. В связи с вышеизложенным запрещен въезд на территорию ДНП "УК Усадьба", а въезд без разрешения будет расценен как нарушение неприкосновенности частных владений".
В материалах дела имеются обращения Хайруллиной А.К. на неправомерные действия АО "Татэнергосбыт", по результатам рассмотрения которых антимонопольным органом установлено, что у ДНП "УК "Усадьба" по состоянию на 01.06.2018 имеется задолженность за электроэнергию в размере 4 904 342 руб. 10 коп.
В связи с ненадлежащим исполнением ДНП "УК "Усадьба" обязательств по оплате потребленной электроэнергии, на основании абзаца 8 пункта 15, пункта 53 Основных положений АО "Татэнергосбыт" 06.06.2018 уведомило ДНП "УК "Усадьба" и государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (далее - ГКРТТ) об одностороннем отказе от исполнения вышеуказанного договора с 00 часов 00 минут 01.07.2018.
В соответствии с пунктом 14 Основных положений в случае расторжения договора энергоснабжения с исполнителем коммунальных услуг (в данном случае ДНП "УК "Усадьба"), гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на обслуживание потребителей, энергоснабжающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений.
Согласно пункту 16 Основных положений ГКРТТ 09.06.2018 разместил на официальном сайте ведомства информацию о том, что гарантирующим поставщиком, обязанным принять на обслуживание потребителей ДНП "УК "Усадьба", является АО "Татэнергосбыт".
Граждане-потребители, в свою очередь, обязаны не позднее 2 месяцев, отсчитываемых с 01.07.2018, заключить договоры, обеспечивающие продажу им электрической энергии (мощности).
Вышеуказанная информация доводится до граждан, объекты которых расположены на территории ДНП "УК "Усадьба", устно и письменно (в виде информации, размещаемой в общедоступных местах на территории ДНП "УК "Усадьба").
Как следует из отзыва АО "Татэнергосбыт", с 01.07.2018 владельцы жилых домов, расположенных на территории ДНП "УК "УСАДЬБА", ранее находившихся на обслуживании ДНП "УК "Усадьба", были приняты на обслуживание АО "Татэнергосбыт".
Указанным гражданам АО "Татэнергосбыт" открыты лицевые счета и производится начисление платы за электроэнергию.
На основании изложенного, в настоящее время АО "Татэнергосбыт" осуществляет действия по заключению договоров энергоснабжения с потребителями, энергопринимающие устройства которых расположены на территории ДНП "УК "Усадьба", в соответствии с действующим законодательством.
ДНП "УК "УСАДЬБА" 15.08.2018 направило уведомление в государственный комитет РТ по тарифам о снятии с себя обязательств по передаче электрической энергии по прямым договорам, заключенным АО "Татэнергосбыт" и гражданами ведущими садовое и дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории ДНП "УК "УСАДЬБА".
В соответствии с п. 6 Правил не дискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединены к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающие устройства потребителей, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для таких потребителей и требовать за это оплату. Указанные собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Между тем, как указано ранее, тариф на технологическое присоединение для ДНП "УК "Усадьба" ГКРТТ не установлен.
Согласно приложению N 1 к Основам ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 1178, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан относятся к категории потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам). Регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов. В Республике Татарстан Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам.
В 2015 году при расчетах с ДНП "УК "Усадьба" АО "Татэнергосбыт" применялись тарифы, установленные постановлением ГКРТТ от 12.12.2014 N 3-16/э, в 2016 году -постановлением ГКРТТ от 11.12.2015 N 3-18/э, в 2017 году - постановлением ГКРТТ от 16.12.2016 N 3-11/э, в 2018 году постановлением ГКРТТ от 08.12.2017 N 3-7/э.
Таким образом, действия ДНП "УК Усадьба", выразившиеся в применении при расчетах за услуги по осуществлению технологического присоединения самостоятельно установленных тарифов, повлекли за собой нарушение антимонопольного законодательства.
В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 10 Закона N 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
Частью 10 статьи 4 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что монополистическая деятельность злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством.
Исходя из части 5 статьи 5 Закона N 135-ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Нарушения, совершенные при осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, следует рассматривать как нарушения, совершенные на рынке оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно статье 4 Закона о защите конкуренции под товарным рынком понимается сфера обращения товара (объекта гражданских прав, предназначенного для продажи, обмена или иного введения в оборот), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 08.09.2009 N 6057/09 по делу NА49-3724/2008-120а/21-АК, технологическое присоединение не образует отдельного вида экономической деятельности, является нераздельной частью рынка передачи электрической энергии, в связи с чем не составляет самостоятельного товарного рынка.
В соответствии со статьями 3,4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" деятельность по передаче электрической энергии относится к естественно-монопольным видам деятельности.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом был проведен анализ состояния конкурентной среды на рынке по передаче электрической энергии в соответствии с Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок).
Согласно ч.1 ст.26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии носит однократный характер.
Собственникам объектов (зданий, сооружений, помещений), энергопринимающие устройства которых имеют технологическое присоединение к сетям ДНП "УК "Усадьба", экономически и технологически нецелесообразно присоединяться к иному объекту электросетевого хозяйства и получать данные услуги с помощью иных электрических сетей, так как энергопринимающее оборудование помещений имеет технологическое присоединение к электрическим сетям ДНП "УК "Усадьба".
Собственники земельных участков находящихся на территории ДНП "УК "Усадьба" для осуществления технологического присоединения, не имеют возможности получать данную услугу за пределами указанного рынка электрической энергии.
Географическими границами рынка по передаче электрической энергии являются границы участка ДНП "УК "Усадьба" (423800, РТ, г.Набережные Челны, мкр.Камский,21).
С учетом вышеназванных особенностей электрической энергии как товара, возможности его доставки до покупателя только через электрические сети, право эксплуатации которых принадлежит ДНП "УК "Усадьба", общество является единственным продавцом данного товара (услуги), весь объем услуг, приобретаемых на соответствующем товарном рынке предоставляет именно он. В этой связи появление на товарном рынке нового продавца возможно только путем передачи ему прав (владения, пользования и пр.) на объекты электросетевого хозяйства.
Таким образом, ДНП "УК "Усадьба" является субъектом естественной монополии, занимающим доминирующее положение на рынке по передаче электрической энергии на всей территории ДНП (423800, РТ, г.Набережные Челны, мкр.Камский,21), находящимся в состоянии естественной монополии.
Согласно пояснения представителя Гайнутдинова Р.Р. он неоднократно обращался в ДНП "УК "Усадьба" с просьбой о подключении к электросетям, но ей отказывали по причине того, что ДНП "УК "Усадьба" не является собственником инфраструктуры и не вправе распоряжаться чужим имуществом, расположенным на территории ДНП "УК "Усадьба", поэтому заключение договора с Гайнутдиновым P.P. невозможно (исх.N 223 от 14.03.2016). После многочисленных отказов в марте 2016 года Гайнутдинов P.P. обратился в Тукаевский районный суд с исковым заявлением к ДНП "УК "Усадьба" и ОАО "Сетевая компания" об обязании выдачи технических условий и договора для подключения к электрическим сетям. Впоследствии, Гайнутдинов P.P. уточнил исковые требования, отказавшись от каких-либо притязаний по отношению к обществу, и указал на необходимость понуждения ДНП "УК "Усадьба" к заключению договора на пользование общим имуществом и присоединения к электрическим сетям некоммерческой организации.
Тукаевский районный суд решением от 12 апреля 2016 года заявленные требования Гайнутдинова P.P. к ДНП "УК "Усадьба" удовлетворил и обязал некоммерческую организацию оформить с указанным лицом правоотношения по использованию общего имущества, в том числе, по подключению к электрическим сетям.
Гайнутдинов P.P. 25 августа 2016 года повторно обратился в ОАО "Сетевая компания" с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающего устройства, которое располагается на территории ДНП "УК "Усадьба". К указанной заявке было приложено требование, в котором содержится информация о неисполнении со стороны ДНП "УК "Усадьба" судебного решения, вступившего в законную силу.
В рамках исполнения указанной заявки ОАО "Сетевая компания" был направлен запрос руководству ДНП "УК "Усадьба" о правовом статусе заявителя, информации о мощности, выделенной для его земельного участка, и фактическом присоединении. От ДНП "УК "Усадьба" ОАО "Сетевая компания" получило письмо N 114/у от 03.10.2016, о том, что со стороны некоммерческой организации не исполнено решение Тукаевского районного суда о заключении договора на пользование инфраструктуры и по подключению энергопринимающего устройства Гайнутдинова P.P. к электрическим сетям ввиду того, что указанное лицо не обращалось в организацию с заявлением за совершением необходимых действий.
Учитывая сложившиеся обстоятельства, а также тот факт, что вступившее в законную силу решение предписывает сторонам совершить определенный комплекс действий для его реализации, то в адрес Гайнутдинова P.P. от ОАО "Сетевая компания" было направлен ответ, в котором было указано на необходимость понуждения ДНП "УК "Усадьба" к совершению действий по исполнению судебного решения в рамках законодательных процедур.
От ДНП "УК "Усадьба" в адрес Гайнутдинова P.P. поступило письмо, в котором указано, что ДНП "УК "Усадьба" ждет Гайнутдинова P.P. для подключения к электросетям. Условиями подключения было подписание договора о коммунальных услугах. Стоимость коммунальных услуг составляет 900 рублей, но с 01 декабря 2018 года тариф повышается до 2500 рублей. Причину повышения Хайруллина А.К. не пояснила, заявитель Гайнутдинов P.P. от подписания договора отказался по причине того, что он там не проживает и в этих услугах не нуждается. По причине отказа Гайнутдинова P.P. в подписании договора о коммунальных услугах, Хайруллина Альфия Кирамутдиновна отказывает Гайнутдинову P.P. в подключении к электросетям. Стоимость подключения к электросетям составляет 40 000 рублей, а поскольку в собственности два участка, то сумма умножается на два.
Авхадеев Рубис Мухамадеевич пояснил УФАС России по Республике Татарстан, что в ДНП "УК "Усадьба" внес аванс 15 000 рублей за подключение к электричеству 22 октября 2008 года, после длительного ожидания Хайруллина А.К. пояснила, что нужно доплатить еще 60 000 рублей за технологическое присоединение земельного участка.
Милицкий Сергей Алексеевич пояснил УФАС России по Республике Татарстан, что земельный участок приобретал у физического лица Хайруллиной А.К. на то время ДНП "УК "Усадьба" не существовало. ДНП "УК "Усадьба" зарегистрировано 26 августа 2008 года без согласия и ведома жителей уже после оформления прав собственности. Полномочиями о представлении общих интересов жители их не наделяли. Семья Хайруллиных, представив себя инициативной группой, в 2008 году собирала денежные средства на монтаж электросетей. После оформления электрических линий Хайруллина А.К. заявила, что для подключения электричества нужно заплатить 80 000 рублей с каждого домовладения.
Муфахаров Фарид Минеракипович и Хайруллин Габдрашит Хадиуллович также пояснили УФАС по Республике Татарстан и подтвердили, что оплачивали по 60 000 рублей за подключение к электрическим сетям.
Кроме того, Хайруллина А.К. поясняла УФАС России по Республике Татарстан, что обращалась в ГКРТТ по поводу утверждения тарифа на технологическое присоединение к электросетям и пояснила, что ГКРТТ отказал в утверждении такого тарифа, поскольку ДНП "УК "Усадьба" не является сетевой организацией.
Представитель ГКРТТ в ходе судебного заседания пояснил, что непосредственно за утверждением и установлением тарифа за технологическое присоединение ДНП "УК "Усадьба" не обращалось.
ДНП "УК "Усадьба" указало, что не обладает статусом сетевой организации, следовательно, не обязано в установленном законом порядке устанавливать тарифы на технологическое присоединение, деятельность ДНП "УК "Усадьба" не является регулируемой.
В соответствии со статьей 1 Закона N 66-ФЗ под дачным некоммерческим объединением граждан (дачное некоммерческое товарищество или дачное некоммерческое партнерство) понимается некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Антимонопольный орган пришел к выводу, что функционирование ДНП "УК "Усадьба" не соответствует деятельности некоммерческого объединения и фактически заключается в осуществлении предпринимательской деятельностью в целях извлечения прибыли, непосредственно Хайруллиной А.К. по договору поручения, которая, в свою очередь, является исполняющим директором ДНП "УК "Усадьба".
Технологическое присоединение - это комплексная услуга по созданию законной возможности для потребителей получать электроэнергию, оказываемая сетевыми организациями заинтересованным лицам (заявителям). Ее результатом является физическое присоединение энергоустановок заявителей к объектам сетевых организаций. Технологическому присоединению подлежит принадлежащее потребителям на праве собственности или ином, предусмотренном законом основании, оборудование. Технологическое присоединение осуществляется однократно (ст. 26 Закона об электроэнергетике).
Под однократностью технологического присоединения понимается разовое осуществление процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, в объеме максимальной мощности таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства. Кроме того, однократность технологического присоединения к электрическим сетям означает, что плата за технологическое присоединение взимается однократно; при изменении формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не требуется осуществления новой процедуры технологического присоединения; изменение формы собственности или собственника (заявителя или сетевой организации) не влечет за собой повторную оплату за технологическое присоединение; реконструкция объекта капитального строительства, ранее присоединенного к электрическим сетям, при которой не осуществляется реконструкция и увеличение максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя, или при которой не осуществляется изменение категории надежности электроснабжения, точек присоединения, видов производственной деятельности, влекущее изменение схемы внешнего электроснабжения, не требует осуществления нового (повторного) технологического присоединения.
По правилам технологического присоединения предусмотрено, что если энергопринимающие устройства потребителя электрической энергии присоединены к электрическим сетям сетевой организации через энергетические установки производителей электрической энергии, объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, или бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства, которые имеют непосредственное присоединение к сетям сетевых организаций (далее -опосредованное присоединение к электрической сети), такой потребитель заключает договор с той сетевой организацией, к сетям которой присоединены энергетические установки производителей электрической энергии, бесхозяйные объекты электросетевого хозяйства или энергопринимающие устройства (объекты электросетевого хозяйства) лиц, не оказывающих услуги по передаче электрической энергии, к которым непосредственно присоединено его энергопринимающее устройство.
При этом точкой поставки по договору будет являться точка присоединения энергопринимаемого устройства потребителя электроэнергии к объекту электросетевого хозяйства лица, не оказывающего услуг по передаче электрической энергии.
В случае когда собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, ограничен в соответствии с Федеральным законом "Об электроэнергетике" в осуществлении своих прав в части права заключения договоров об оказании услуг по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов, потребитель, энергопринимающие устройства которого присоединены к таким объектам электросетевого хозяйства, заключает договор с организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью.
Правилами технологического присоединения предусмотрено либо опосредованное присоединение, то есть присоединение к сетям ДНП "УК "Усадьба", либо напрямую к сетям сетевой организации.
В случае технологического присоединения энергопринимающих устройств, относящихся к имуществу общего пользования, расположенному в границах территории садоводства или огородничества, а также энергопринимающих устройств, принадлежащих гражданам, осуществляющим ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, или иным правообладателям объектов недвижимости, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, заявка на технологическое присоединение этих энергопринимающих устройств подается в сетевую организацию садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом (при наличии).
При этом садоводческое или огородническое некоммерческое товариществе не вправе отказаться от подачи в сетевую организацию заявки на технологическое присоединение принадлежащих указанным лицам энергопринимающих устройств, а также препятствовать сетевой организации в осуществлении технологического присоединения таких энергопринимающих устройств и требовать за это плату.
Тарифы устанавливаются для сетевых организаций и смежных сетевых организаций официально государственным комитетом Республике Татарстан по тарифам.
В соответствии с п. 40(4) Правил технологического присоединения владелец энергопринимающих устройств, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, по согласованию с сетевой организацией вправе присоединить к принадлежащим ему объектам электросетевого хозяйства энергопринимающие устройства иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий (далее - опосредованное присоединение). Опосредованное присоединение может быть осуществлено в случае, если присоединение объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих владельцу ранее присоединенных энергопринимающих устройств, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации было произведено до 01 января 2015 года.
Исходя из п.40(5) Правил при опосредованном присоединении владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств перераспределяет максимальную мощность принадлежащих ему энергопринимающих устройств в пользу энергопринимающих устройств иного лица.
При технологическом присоединении энергопринимающих устройств иного лица к объектамэлектросетевого хозяйства владельца ранее присоединенных энергопринимающих устройств владелец ранее присоединенных энергопринимающих устройств осуществляет деятельность по технологическому присоединению, руководствуясь положениями настоящих Правил, предусмотренными в отношении сетевых организаций.
Упомянутые пункты Правил говорят о том, что любое лицо, которое не присоединено к электрическим сетям, вправе подать заявку на технологическое присоединение к иному владельцу сетей. ДНП "УК "Усадьба" в данном случае - выступает в качестве иного владельца сетей в соответствии с Правилами.
В силу правил технологического присоединения договор является возмездным. Соответственно, заявитель, который присоединяется к электрическим сетям сада, должен компенсировать затраты на такое присоединение.
Услуга технологического присоединения является платной, оплачивается однократно и подлежит государственному регулированию (тарификации). Цена услуги рассчитывается в соответствии с методическими указаниями по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденными приказом ФАС России от 29.08.2017 N 1135/17. В них установлены фиксированные тарифные ставки, а также формулы расчета платы, порядок определения платы при индивидуальном технологическом присоединении. Для льготной категории заявителей, оборудование которых мощностью до 15 кВт третьей категории надежности (по одному источнику электроснабжения) при условии, что расстояние от границ участка до электрообъекта на уровне напряжения до 20 кВ составляет не более 300 м в городах и поселках городского типа и не более 500 м в сельской местности, размер платы составит всего 550 руб. В отношении остальных заявителей размер платы устанавливается: в соответствии с формулой, указанной в Методических указаниях; индивидуально при обращении в уполномоченный орган при необходимости выполнения мероприятий по строительству объектов электрохозяйства до устройств заявителя. Запрещено включать в плату инвестиционную составляющую на расходы по развитию существующей инфраструктуры, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя. Плата за технологическое присоединение носит компенсационный характер за проведенные мероприятия и зависит от их объема.
Согласно п. 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178, (далее - Основы ценообразования) плата за технологическое присоединение представляет собой компенсацию расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Учитывая вышеизложенное, антимонопольный орган обоснованно признал действия ДНП "УК "Усадьба", выразившиеся в применении при расчетах платы за услуги по осуществлению технологического присоединения и возмещения расходов на строительство электросетевого хозяйства самостоятельно установленных тарифов, нарушающими установленный порядок ценообразования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции требования заявителя оставил без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ДНП "УК "Усадьба" не осуществляет регулируемые виды деятельности и не может быть отнесено к сетевым организациям, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, как видно из материалов дела, заявитель фактически осуществляет предпринимательскую деятельность в целях извлечения прибыли в результате взимания самостоятельно установленной (в отсутствие тарифного регулирования) платы за технологического присоединение. При этом довод заявителя о том, что он не взимает с граждан-потребителей указанную плату, несостоятелен, опровергается материалами дела.
Антимонопольный орган правомерно посчитал, что в целях компенсации затрат на строительство электрических сетей ДНП "УК "Усадьба" обязано обратиться в регулирующий орган, так как плата за технологическое присоединение представляет собой компенсацию расходов на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, в соответствии с п.87 Основ ценообразования.
Ссылка заявителя на то, что законность установления платежей в ДНП "УК "Усадьба" прошла проверку в ходе рассмотрения гражданских дел по взысканию с потребителей задолженности по коммунальным платежам, несостоятельна, так как в настоящем деле оценивались действия ДНП "УК "Усадьба", исходя из требований антимонопольного законодательства, что не являлось и не могло быть предметом исследования при рассмотрении исков о взыскании коммунальных платежей судом общей юрисдикции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании изложенного решение суда от 12 сентября 2019 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вместе с тем надлежит возвратить ДНП "УК "Усадьба" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 09 октября 2019 год государственную пошлину в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 12 сентября 2019 года по делу N А65-9880/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить дачному некоммерческому партнерству "Управляющая компания "Усадьба" из федерального бюджета излишне уплаченную по чеку-ордеру от 09 октября 2019 год государственную пошлину в размере 1500 (Одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9880/2019
Истец: НП Дачное "Управляющая компания "Усадьба", г.Набережные Челны
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Авхадеев Рубис Мухаммадеевич, г.Набережные Челны, АО "Татэнергосбыт", г.Казань, Гайнутдинов Руслан Накипович, г.Набережные Челны, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань, ОАО "Сетевая компания", г.Казань, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара, Хайруллин Фарид Шайхутдинович, Хайруллина (Мохтарова) Лейла Фаридовна, Хайруллина Альфия Кирамутдиновна, Адресно-справочная служба по Республике Татарстан, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
17.11.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-67067/20
17.08.2020 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-9621/20
05.03.2020 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-57401/19
04.12.2019 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18283/19
12.09.2019 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9880/19