г. Пермь |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А60-41507/2019 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Савельевой Н.М.,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 АПК РФ без вызова сторон апелляционную жалобу ответчика Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в лице филиала "Воинская часть-полевая почта 45682",
На мотивированное решение Арбитражного суда Свердловской области.
от 12 сентября 2019 года,
по делу N А60-41507/2019
принятое судьёй Страшковой В.А. в порядке упрощенного производства,
по заявлению Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга Свердловской области (ИНН 6660154801, ОГРН 1026604943309)
к Федеральному казенному учреждению "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в лице филиала "Воинская часть-полевая почта 45682" (ИНН 6670334962, ОГРН 1116670010148)
о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в размере 49000 руб.,
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга Свердловской области (далее - управление, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа" в лице филиала "Воинская часть-полевая почта 45682" (далее - ответчик, страхователь) финансовых санкций за непредставление в установленный срок сведений о страховом стаже застрахованных лиц по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года в размере 49 000 рублей.
Определением Арбитражного суда Свердловской области от 18.07.2019 исковое заявление принято к производству суда для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 12.09.2019 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы, по существу, не оспаривая привлечение к ответственности за несвоевременное представление сведений по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года, приводит доводы о наличии обстоятельств смягчающих ответственность за совершение правонарушения, просит снизить размер взыскиваемого штрафа в соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском районе города Екатеринбурга Свердловской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.17aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, управлением проведена проверка по вопросам правильности заполнения, полноты и своевременности представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных Законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее Закон N 27-ФЗ), по результатам которой установлено, что сведения по форме СЗВ-М (тип "исходная") сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за октябрь 2018 года представлены ответчиком несвоевременно - 19.11.2018, то есть с нарушением установленного законом срока.
Форма СЗВ-М на 107 застрахованных лиц за октябрь 2018 года была представлена в УПФР-19.11.2018.
По итогам проверки составлен акт от 29.11.2018 N 075S18180038560, выявивший нарушения законодательства п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ о непредставлении сведений о застрахованных лицах в установленный срок, который был рассмотрен на комиссии.
За непредставление сведений о застрахованных лицах октябрь 2018 года в установленный законом срок принято решение от 26.12.2018 N 075S19180040231 о применении финансовых санкций к страхователю за совершение нарушения законодательства РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде взыскания штрафа в размере 53500 рублей 00 копеек (из расчета 500 рублей штрафа в отношении каждого из 107 застрахованных лиц).
В связи с неуплатой штрафа, 01.02.2019 года выставлено требование об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 075S011900003147, срок уплаты - до 19.02.2019 г. До настоящего времени указанное требование по уплате финансовых санкций в полном объеме Страхователем не исполнено. Произведена частичная оплата в размере 4500 руб.
Требование ответчиком в добровольном порядке не исполнено, что явилось основанием для обращения управления в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт правонарушения и вина в его совершении подтверждаются материалами проверки (доказательств обратного страхователем не представлено, более того страхователем признан факт нарушения), к ответственности ответчик привлечено правомерно. Вместе с тем, суд, учитывая заявление ответчика, а так же несоразмерность суммы штрафа характеру и тяжести совершенного правонарушения, отсутствие негативных последствий нарушения, устранения нарушения обществом с просрочкой, но самостоятельно, добровольно, суд посчитал возможным снизить размер штрафа, начисленного Управлением в 5 раз, т.е. до 9800 руб.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, Общество, не оспаривая факта совершения нарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, просило о применении смягчающих ответственность обстоятельств и о снижении размера финансовых санкций.
В качестве смягчающих ответственность обстоятельств учреждение указало, что впервые нарушило срок представления формы СЗВ-М, не имеет задолженности перед Пенсионным фондом, своевременно осуществляет уплату страховых взносов в Пенсионный фонд и имеет переплату по страховым взносам, отсутствует умысел в совершении нарушения, отсутствует ущерб для бюджета Пенсионного фонда, просрочка представления отчетности составила 2 дня и является незначительной, негативных последствий для бюджета Пенсионного фонда не наступило, сумма штрафа несоразмерна тяжести совершенного нарушения, размер санкции не отвечает принципам разумности и справедливости наказания.
Федеральный закон N 27-ФЗ не содержит норм, регламентирующих возможность и порядок применения смягчающих ответственность обстоятельств при привлечении к ответственности.
Согласно статье 2 Федерального закона N 167-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование"), с 01.01.2017 правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Соответственно, при установлении ответственности и назначении наказания необходимо руководствоваться главой 15 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Из положений статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что смягчающими обстоятельствами могут быть признаны любые обстоятельства, так или иначе связанные с совершенным правонарушением, соответственно, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, является открытым.
Право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 Налогового кодекса Российской Федерации, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено суду при рассмотрении дела.
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с разъяснениями в пункте 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" если при рассмотрении дела, связанного с применением санкции за налоговое правонарушение, будет установлено наличие хотя бы одного из смягчающих ответственность обстоятельств (пункт 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации), суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой Кодекса.
Таким образом, из системного толкования статей 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что примененная органом контроля мера ответственности за совершение конкретного правонарушения проверяется судом на основании всестороннего, полного и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, которые суд оценивает по своему внутреннему убеждению.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, приведенной им в Постановлении от 24.06.2009 N 11-П, в силу статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5 Постановления от 19.01.2016 N 2-П указал на то, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Суд первой инстанции, руководствуясь нормами налогового законодательства Российской Федерации и учитывая правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 12.05.1998 N 14-П, от 15.07.1999 N 11-П, от 30.07.2001 N 13-П, от 19.01.2016 N 2-П, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив характер нарушения, обстоятельства его совершения, принимая во внимание доводы учреждения, установил обстоятельства, смягчающие ответственность (совершение правонарушения впервые, незначительный период просрочки представления сведений - 2 дня, отсутствие доказательств причинения ущерба Пенсионному фонду Российской Федерации, государству, иным лицам в связи с нарушением срока представления сведения по форме СЗВ-М), пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для снижения штрафа за совершение страхователем правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 17 Федерального закона N 27-ФЗ, до суммы 9800 рублей.
Определенная судом первой инстанции сумма финансовой санкции соответствует общим принципам и целям наказания, тяжести и характеру совершенного нарушения, не возлагает на учреждение чрезмерного бремени по уплате штрафа, достаточна для реализации превентивного характера штрафных санкций.
Снижение штрафов в 5 раз с учетом смягчающих обстоятельств, установленных судом первой инстанции, является достаточной мерой соблюдения прав ответчика. Дальнейшее снижение штрафов может привести к нарушению требований справедливости наказания, вследствие чего юридическая ответственность утрачивает присущие ей функции пресечения и предупреждения правонарушений.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы заявителя не свидетельствуют о наличии не учтенных и не оцененных судом первой инстанции смягчающих обстоятельств.
Суд первой и апелляционной инстанции пришли к выводу, что смягчающие ответственность учреждения обстоятельства были учтены в достаточной мере, оснований для дальнейшего снижения размера штрафа не имеется.
Ответчик в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым арбитражными судами, поэтому государственная пошлина по апелляционной жалобе взысканию с него не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 12 сентября 2019 года по делу N А60-41507/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Н.М. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41507/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КИРОВСКОМ РАЙОНЕ ГОРОДА ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ОБЪЕДИНЕННОЕ СТРАТЕГИЧЕСКОЕ КОМАНДОВАНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОГО ВОЕННОГО ОКРУГА"
Третье лицо: ФГКУ Центральное региональное управление правового обеспечения Миноороны РФ