город Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2019 г. |
дело N А32-29470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Гришиной В.С. по доверенности от 17.09.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Краснодаргоргаз" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2019 по делу N А32-29470/2019 по заявлению акционерного общества "Краснодаргоргаз" (ИНН 2309029802) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю, при участии третьего лица - Пермяковой О.Н., о признании постановления по делу об административном правонарушении незаконным,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Краснодаргоргаз" (далее - заявитель, общество, АО "Краснодаргоргаз") обратилось в Арбитражного суда Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - антимонопольный орган, Краснодарское УФАС России, управление) о признании незаконным постановления от 07.06.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21- 152/2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО "Краснодаргоргаз" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что заказчик не имеет претензий к срокам проведения мониторинга. В ходе проведения мониторинга были выявлены существенные нарушения, угрожающие жизни и здоровью граждан, в случае пуска газа без их устранения. В акте о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) прописан целый ряд выявленных технических нарушений и недостатков. Более того, в судебном заседании Пермякова О.Н. пояснила, что добросовестно заблуждалась о необходимости предоставления акта о готовности дымовых и вентиляционных каналов и намеренно не представляла этот документ. Однако пригласив специалистов для его составления, поняла его важность и значимость, в том числе для жизни и здоровья членов ее семьи. Таким образом, АО "Краснодаргоргаз" не имело возможности осуществить мероприятия по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т "Рассвет", ул. Цветочная, дом N 422/2 к сети газораспределения до устранения Пермяковой О.Н. существенных технических нарушений, по независящим от него причинам. При осуществлении мониторинга представителем ГРО выявлен ряд нарушений и недостатков, о которых имеется указание в акте осуществления мониторинга объекта капитального строительства на предмет строительной готовности и акте о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению). Кроме того, 22 марта 2019 г. между АО "Краснодаргоргаз" и Пермяковой О.Н. было подписано дополнительное соглашение к договору о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 105763-Т.П.(т) от 25.06.2018, в котором указано, что срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сетям газораспределения и пуску газа составляет 574 дня со дня заключения договора. Таким образом, мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т "Рассвет", ул. Цветочная, дом Ж" 422/2, к сетям газораспределения и пуску газа выполнены АО "Краснодаргоргаз" в период действия договора N 105763-Т.П.(т) от 25.06.2018.
В дополнении к апелляционной жалобе общество указало, что застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно только при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда (пункт 3.1. статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации (пункт 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Вместе с тем, при проведении мониторинга выполнения технических условий заказчиком не представлены документы, подтверждающие соблюдение таких требований. Таким образом, заказчик не исполнил обязательства, принятые им по договору подключения и не доказал безопасность созданной им сети газопотребления, в связи с чем у общества отсутствуют правовые обоснования пуска газа в сеть газопотребления без удостоверения в её безопасности. Кроме того, заказчиком не заключен договор поставки газа. Необходимость заключения договора поставки газа до его фактического пуска определена в соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации". Поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством Российской Федерации правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение настоящего Федерального закона (статья 18). В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549, поставка газа осуществляется на основании договора. Для заключения договора заинтересованное лицо (заявитель) обязано выполнить определенные в указанных Правилах действия, с приложением необходимых документов. Таким образом, пуск газа может быть осуществлен только при наличии заключенного договора поставки. При этом в соответствии с национальным стандартом ГОСТ Р 54961-2012 "Системы газораспределительные" подключение объекта газификации к сети газораспределения должно производиться при условии заключения заказчиком договора о подключении объекта с ГРО, выдавшей технические условия подключения или согласовавшей технические условия подключения, выданные основным абонентом. Ввод в эксплуатацию сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных или административных зданиях должен производиться в соответствии с требованиями вышеуказанного стандарта. Разрешение на первичный пуск газа для ввода в эксплуатацию сетей газопотребления должно выдаваться на основании письменного заявления заказчика строительства объекта газификации (заказчика проектной документации на газификацию существующего здания) при наличии: договора с ГРО о технологическом присоединении газопровода объекта газификации к газопроводу-вводу и первичному пуску газа; договора о техническом обслуживании и ремонте, аварийно-диспетчерском обслуживании сетей газопотребления и принадлежащего потребителю газопровода-ввода в процессе их эксплуатации; договора поставки природного газа. В АО "Краснодаргоргаз" поступило предупреждение из следственного управления по Краснодарскому краю N 206.20.19/728 от 29.10.2019, в котором указано на необходимость принять исчерпывающие меры для недопущения происшествий, в результате скопления угарного газа от работы газовых колонок в домах, в которых не имеется централизованной подачи горячей воды, в виду отсутствия надлежащей вентиляции и доступа воздуха с улицы, на территории края, а также организовать работу по обеспечению надлежащей вентиляции помещений. Кроме того, в АО "Краснодаргоргаз" поступило предупреждение из государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 18.11.2019 N 75-14343/190313, в котором также указано на необходимость принятия мер для недопущения несчастных случаев вследствие отравления людей от угарного газа, а также организации работы по обеспечению вентиляции помещений, в которых установлены газовые приборы. Осуществление АО "Краснодаргоргаз" мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т "Рассвет", ул. Цветочная, дом N 422/2 к сети газораспределения без предоставления акта о готовности дымовых и вентиляционных каналов могло привести к необратимым последствиям с человеческими жертвами.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель АО "Краснодаргоргаз" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в Краснодарское УФАС России поступило обращение Пермяковой О.Н. (далее - заявитель) на действия АО "Краснодаргоргаз".
По результатам рассмотрения обращения должностным лицом управления было установлено, что между АО "Краснодаргоргаз" и Пермяковой О.Н. заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 105763-Т.П. (т) от 25.06.2018. Предметом договора является обязанность АО "Краснодаргоргаз" выполнить действия по подключению (технологическому присоединению) жилого дома, расположенного по адресу: г. Краснодар, дачи, с/т "Рассвет", ул. Цветочная, 422/2 (далее - объект) к сети газораспределения, а Пермякова О.Н. обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению). В соответствии с п. 3 договора срок исполнения мероприятий составляет 274 дня со дня заключения договора.
Таким образом, мероприятия по технологическому присоединению объектов капитального строительства к сетям газораспределения должны быть выполнены 25.03.2019 (с учетом праздничных и выходных дней).
АО "Краснодаргоргаз" не соблюден срок, установленный п. 3 договора N 105763-Т.П. (т) от 25.06.2018, а также нарушен пп. "б" п. 98 Правил N 1314.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом Краснодарского УФАС в отношении АО "Краснодаргоргаз" составлен протокол об административном правонарушении от 26.04.2019 N 023/04/9.21-152/2019 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 9.21 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении заместителем руководителя Краснодарского УФАС вынесено постановление от 17.06.2019 N 023/04/9.21-152/2019 о привлечении АО "Краснодаргоргаз" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу части 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно части 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства, установлен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 (далее - Правила N 1314).
Согласно пункту 2 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения" - совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.
В силу пункта 3 Правил N 1314 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется в следующем порядке:
а) направление заявителем исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее соответственно - технические условия, запрос о предоставлении технических условий) или заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - заявка о подключении (технологическом присоединении) по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713);
б) выдача технических условий в случае направления заявителем запроса о предоставлении технических условий;
в) заключение договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее - договор о подключении) с приложением технических условий, являющихся неотъемлемым приложением к договору о подключении, по типовым формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713;
г) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
д) составление акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению);
е) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении), содержащего информацию о разграничении имущественной принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон (далее - акт о подключении (технологическом присоединении), по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713.
В соответствии с п. 59 Правил N 1314 подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
На основании пункта 62 Правил N 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами. Договор о подключении заключается в письменной форме в 2 экземплярах (по одному для каждой из сторон).
Как следует из материалов дела, между Пермяковой О.Н. и АО "Краснодаргоргаз" (исполнитель) заключен договор о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения от 25.07.2018 N 105763-Т.П.(т).
В соответствии с п. 3 договора от 25.07.2018 N 105763-Т.П.(т) срок исполнения мероприятий составляет 274 дня со дня заключения договора.
В соответствии с п. 1 и п. 7 договора от 25.07.2018 N 105763-Т.П.(т) Пермякова О.Н. приняла на себя обязательства по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению); осуществлению мероприятия по обеспечению готовности объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) в пределах границ принадлежащего ему земельного участка; обеспечению создания сети газопотребления на принадлежащем заявителю земельном участке от точки (точек) подключения (технологического присоединения) до газоиспользующего оборудования.
Готовность объекта капитального строительства к подключению и создание сети газопотребления должны быть подтверждены документально. Без предоставления соответствующих документов, подтверждающих соответствие материалов и технологии строительства СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012 "Газораспределительные системы" невозможно сделать вывод о готовности сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению (технологическому присоединению), а также о безопасности созданной сети газопотребления.
Следовательно, факт выполнения технических условий, являющихся приложением N 1 к договору, должен быть подтвержден, в том числе, документацией, предусмотренной СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012" "Газораспределительные системы", обязательным для исполнения.
Непосредственно пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, в том числе на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования.
Как следует из документов, представленных в материалы дела, Пермякова О.Н. не предоставила исполнителю документацию, подтверждающую соответствие материалов и технологии строительства (как подтверждение обеспечения требований безопасности) СП 62.13330.2011 "СНиП 42-01-2012 "Газораспределительные системы".
Согласно пояснениям Пермяковой О.Н., она добросовестно заблуждалась о необходимости предоставления акта о готовности дымовых и вентиляционных каналов и намеренно не предоставляла этот документ. Однако пригласив специалистов для его составления, поняла его важность и значимость, в том числе для жизни и здоровья членов семьи. Таким образом, затягивание исполнения договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 105763-Т.П.(т) от 25.06.2018 произошло не по вине АО "Краснодаргоргаз".
Поскольку Пермякова О.Н. не исполнила обязательства, принятые ею по договору подключения и не доказала безопасность созданной сети газопотребления, у общества отсутствовали правовые основания для подключения объекта капитального строительства к сети газораспределения без подтверждения ее безопасности.
22.03.2019 между АО "Краснодаргоргаз" и Пермяковой О.Н. было подписано дополнительное соглашение к договору о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения N 105763-Т.П.(т) от 25.06.2018, согласно которому срок выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства к сетям газораспределения и пуску газа составляет 574 дня со дня заключения договора.
Таким образом, мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Краснодар, с/т "Рассвет", ул. Цветочная, дом Ж" 422/2, к сетям газораспределения и пуску газа выполнены АО "Краснодаргоргаз" в период действия договора N 105763-Т.П.(т) от 25.06.2018.
При названных обстоятельствах в деянии заявителя наличие события административного правонарушения не доказано.
В силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
С учетом недоказанности наличия в действиях заявителя события вменяемого ему правонарушения, у административного органа не имелось правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах требование заявителя подлежит удовлетворению, а оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении от 07.06.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-152/2019 подлежит признанию незаконным и отмене.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решенияи административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2019 по делу N А32-29470/2019 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 07.06.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 023/04/9.21-152/2019.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-29470/2019
Истец: АО "Краснодаргоргаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по КК, Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Пермякова О. Н., Пермякова О.Н.
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1976/20
06.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18093/19
24.10.2019 Определение Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-18093/19
05.09.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-29470/19