г. Чита |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А19-18423/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ломако Н.В.,
судей Никифорюк Е.О., Каминского В.Л.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бобровой Е.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2019 года по делу N А19-18423/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Эльбрус" к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным в части решения от 22.04.2019 г. N 1231,
в отсутствии в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Эльбрус" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ответчик, фонд, ГУ ИРО ФСС РФ) о признании незаконным в части решения от 22.04.2019 г. N 1231 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 01.10.2019 заявленные требования удовлетворены.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 от 22.04.2019 N 1231 о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных обществом с ограниченной ответственностью "ЭЛЬБРУС" на выплату страхового обеспечения, в сумме 141 154 руб. 49 коп. Суд обязал заинтересованное лицо устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Взысканы с заинтересованного лица в пользу заявителя судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 3 000 руб. 00 коп.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2019 года по делу N А19-18423/2019. Принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя апелляционной жалобы, формальное соблюдение заявителем процедуры оформления трудовых отношений не является доказательством фактического исполнения трудовых обязанностей. Обществом создана искусственная ситуация в целях получения возмещения государственных денежных средств из Фонда социального страхования Российской Федерации.
В материалы дела письменный отзыв относительно доводов апелляционной жалобы не поступал.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 08.11.2019.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении общества ГУ ИРО ФСС РФ проведена камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт от 15.04.2019 г. N 1231 осс/р и принято решение от 22.04.2019 г. N 1231 "О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения", в соответствии с которым ООО "ЭЛЬБРУС" отказано в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 141 154 руб. 49 коп.
Не согласившись с вынесенным решением в данной части, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Решением Арбитражного суда Иркутской области заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Фонд социального страхования обратился в суд апелляционной инстанции.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела, верно применены следующие нормы права.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из содержания части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон N 165-ФЗ) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона N 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.
Статьей 22 Федерального закона N 165-ФЗ установлено, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.
Согласно статье 4 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Федеральный закон N 81-ФЗ) выплата пособия по беременности и родам производится за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Из части 1 и пункта 1 части 2 статьи 2 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что право на пособия по беременности и родам имеют граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица.
Согласно части 5 статьи 13 Федерального закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, Фондом социального страхования Российской Федерации, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В случае, если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных пунктом 1 части 2 статьи 3 Федерального закона N 225-ФЗ.
В силу статьи 11 Федерального закона N 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 приказа от 4 декабря 2009 г. N951н "Об утверждении перечня документов, которые должны быть представлены страхователем для принятия решения территориальным органом фонда социального страхования Российской Федерации о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения" к заявлению страхователя о выделении средств на выплату страхового обеспечения необходимо предоставить копии подтверждающих обоснованность и правильность расходов по обязательному социальному страхованию документов.
Пунктом 18 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, установлено, что расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
На основании изложенного, с учетом правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 19.07.2011 N 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Фозилова (Петрова) Л.В. была принята на работу в ООО "ЭЛЬБРУС" на должность продавца-консультанта на основании приказа N 27 от 21.02.2018 г., о чем сделана запись в трудовой книжке работника, а также заключен соответствующий трудовой договор. Фозилова (Петрова) Л.В. принята на постоянную работу по должности, предусмотренной штатным расписанием общества с соответствующим окладом. Штатное расписание содержит 108 штатных единиц, из них 24 штатных единиц продавцов- консультантов с одинаковой заработной платой. Должностной оклад для продавцов- консультантов в размере 11280 рублей установлен в организации с 01.01.2019 г. на основании действующего законодательства в размере минимальной оплаты труда с последующим начислением северного и районного коэффициента. Данная оплата труда единая для всех продавцов-консультантов во всех структурных подразделениях общества. Выполнение работы Фозиловой (Петровой) Л.В. подтверждается табелем учета рабочего времени.
Отпуск по беременности и родам предоставлен на основании листка нетрудоспособности по заявлению работника. Факт выплаты Фозиловой (Петровой) Л.В. пособия по беременности и родам подтверждены бухгалтерскими документами, заявлением работника, приказом о предоставлении отпуска по беременности и родам, листком нетрудоспособности, а в дальнейшем свидетельством о рождении ребенка и предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
На аналогичных условиях Орлова Г.В. также была принята обществом на работу кассиром на основании приказа N 89 от 22.02.2018 г. Факт трудовых отношений между обществом и Орловой Г.В. и обществом и Фозиловой Л.В. подтверждается материалами проверки, трудовыми договорами от 22.02.1018 и от 21.02.2018 г., приказами о приеме на работу N 89 от 22.02.2018 г. и N 27 от 21.02.2018 г., записями в трудовых книжках и не оспаривается фондом.
На основании заявлений о предоставлении отпусков по беременности и родам и листков нетрудоспособности изданы приказы о предоставлении отпусков с начислением и выплатой указанным лицам пособий.
ООО "ЭЛЬБРУС" выплачены Орловой Г.В. и Фозиловой Л.В. пособия в общей сумме 141 154 руб. 49 коп.
Апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заявителем соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию (между страхователем и застрахованными лицами имелись трудовые отношения; наступление страхового случая подтверждено надлежащими документами).
Факт выплаты пособий застрахованным лицам подтверждается платежными поручениями на сумму 141 154 руб. 49 коп. и фондом не оспорен.
27.11.2018 г. страхователь обратился в Фонд с заявлением о выделении средств, необходимых на выплату страхового обеспечения.
Основанием для отказа в выделении средств на возмещение расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения в сумме 141 154 руб. 49 коп. и непринятии их к зачету послужил вывод фонда о том, что страхователем создана искусственная ситуация для получения денежных средств за счет средств фонда, заключающаяся в фиктивном трудоустройстве работников Орловой Г.В. и Фозиловой Л.В. непосредственно перед наступлением страхового случая, с целью получения государственных пособий, предусмотренных только для работающих граждан.
Вместе с тем, Фондом не представлено доказательств создания искусственной ситуации, нецелесообразности принятия на работу указанных работников, отсутствия факта реального исполнения своих обязательств названными работниками.
При этом, суд первой инстанции правильно руководствовался позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2004 N 2901/04, в соответствии с которой руководитель вправе принять на работу любое лицо и установить ему вознаграждение в любом размере.
Суд первой инстанции правомерно указал следующее.
В соответствии со статьей 38 Конституции Российской Федерации материнство и детство находятся под защитой государства. Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на свободное распоряжение своими способностями к труду (статья 37 Конституции).
Согласно статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами. Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
В соответствии со статьей 145 Уголовного кодекса Российской Федерации необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности наказываются штрафом либо обязательными работами.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен отказ работодателя в приеме на работу работника по причине беременности или наличия детей, если деловые качества работника устраивают работодателя и в соответствии с медицинским заключением, выданным по результатам предварительного медицинского осмотра, предлагаемая работа работнику не противопоказана по состоянию здоровья.
Как правильно установлено судом первой инстанции, согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности ООО "ЭЛЬБРУС" является торговля розничная преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями в неспециализированных магазинах.
Из материалов дела следует и не оспорено фондом, что ООО "ЭЛЬБРУС" осуществляет свою деятельность посредством организации торговой сети (сеть супермаркетов) по реализации смешанной группы товаров. Потребность общества в приеме на работу указанной категории работников высокая; общество неоднократно размещает объявления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе и данной категории работников (т 3, л.д. 1-9). Таким образом, принятие на работу данной категории работников не привело к изменению количественного состава работников "кассир-продавец" и "продавец- консультант" или к увеличению заработной платы данных работников. Трудовые обязанности кассира-продавца" и продавца-консультанта с тяжелыми физическим нагрузками и с воздействием вредных факторов не связаны; какие-либо медицинские заключения, подтверждающие противопоказания к выполнению порученных служебных обязанностей также отсутствуют.
Суд первой инстанции правомерно указал, что фондом не доказано, что у общества отсутствовала необходимость заполнения ставок "кассир-продавец" и "продавец-консультант" а также фиктивности трудоустройства указанных лиц.
Довод фонда о том, что на момент трудоустройства в ООО "ЭЛЬБРУС" Орлова Г.В. и Фозилова Л.В. не работали, страховые взносы не начислялись, также правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку указанное обстоятельство имеет значение для расчета среднего заработка застрахованного лица, но не может свидетельствовать о создании заявителем искусственной ситуации с целью необоснованного получения денежных средств за счет средств Фонда социального страхования.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ ГУ ИРО Фонд не представил надлежащие доказательства о создании обществом искусственной ситуации, направленной на незаконное возмещение средств Фонда.
Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, субъект предпринимательской деятельности самостоятельно определяет виды и направления своей деятельности, осуществляет прием на работу требуемых ему специалистов и устанавливает им размер вознаграждения за труд. Вопросы исследования наличия или отсутствия у работодателя-страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников законом N 165-ФЗ к компетенции Фонда не отнесены.
Апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в том, что в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ Фонд социального страхования Российской Федерации не представил надлежащие доказательства о создании обществом искусственной ситуации, направленной на незаконное возмещение средств Фонда. Поэтому, поскольку заявителем соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию: между страхователем и застрахованным лицом имелись трудовые отношения; наступление страхового случая подтверждено; документально подтверждена выплата пособия застрахованному лицу, то решение филиала решение от 22.04.2019 г. N 1231"О выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения" в части отказа в выделении средств на осуществление (возмещение), расходов произведенных ООО "ЭЛЬБРУС" на выплату страхового обеспечения, в сумме 141 154 руб. 49 коп. не соответствует закону. Следовательно, требования заявителя обоснованно были удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, заявленные в суде первой инстанций. Эти доводы были рассмотрены судом первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 01 октября 2019 года по делу N А19-18423/2019 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В.Ломако |
Судьи |
Е.О.Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-18423/2019
Истец: ООО "Эльбрус"
Ответчик: ГУ Иркутское региональное отделение фонда социального страхования РФ Филиал N1