г. Красноярск |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А74-7282/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "29" ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "06" декабря 2019 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Белан Н.Н.,
судей: Петровской О.В., Хабибулиной Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лизан Т.Е.,
при участии представителей:
истца - Федорченко М.С. на основании служебного удостоверения,
ответчика (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кондратенко В.С.) - Сукало В.А. по доверенности от 11.07.2019,
ответчика (Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район) - Нестеренко А.Г. по доверенности от 25.01.2019 N 1,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район, главы крестьянского (фермерского) хозяйства Кондратенко Виктора Сергеевича
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" октября 2019 года по делу N А74-7282/2019,
установил:
Прокурор Республики Хакасия (далее - истец) обратился в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район (ИНН 1904004226, ОГРН 1031900522763), к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Кондратенко Виктору Сергеевичу (ИНН 190600682073, ОГРНИП 317190100012555, далее - ответчики) о признании недействительным в силу ничтожности договора от 27.02.2019 N 10 аренды земельного участка площадью 2377200 кв.м., с кадастровым номером 19:04:020603:195, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м на север от д. Герасимово, о применении последствий недействительности сделки.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Алтайского района Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 03.10.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчики обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район ссылается на следующие доводы:
- дело неподведомственно арбитражному суду;
- суд применил законы, не подлежащие применению в данном случае (Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", закон Республики Хакасия от 11.05.2010 N 32-ЗРХ "О личном подсобном хозяйстве");
- земельным законодательством РФ для случаев предоставления без проведения торгов земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения гражданину для выпаса сельскохозяйственных животных установлены существенные ограничения: срок аренды - до 3 лет; без права продления данного срока; без права выкупа; без права возведения капитальных строений и сооружений. Публикация извещения не требуется;
- оснований для отказа в предоставлении земельного участка для целей выпаса сельскохозяйственных животных гражданину Кондратенко B.C., в том числе из перечисленных истцом, в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не содержится;
- администрация Алтайского района не вправе была отказать гражданину Кондратенко B.C. в предоставлении испрашиваемого им земельного участка в аренду для выпаса сельскохозяйственных животных без проведения торгов.
В апелляционной жалобе Кондратенко B.C. ссылается на следующие доводы:
- суд первой инстанции обжалуемым решением признал недействительным договор, которого в действительности не существует;
- дело неподведомственно арбитражному суду;
- предоставление земельного участка гражданам для выпаса сельскохозяйственных животных не имеет отношения к предпринимательской деятельности;
- суд применил законы, не подлежащие применению в данном случае (Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", закон Республики Хакасия от 11.05.2010 N 32-ЗРХ "О личном подсобном хозяйстве");
- уполномоченный орган не мог отказать гражданину Кондратенко B.C. в предоставлении испрашиваемого им земельного участка для выпаса сельскохозяйственных животных в аренду без проведения торгов.
Истец представил отзыв на апелляционные жалобы, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в картотеке арбитражных дел), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные доказательства, заслушав доводы представителей истца и ответчиков, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.
15.03.2018 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кондратенко В.С. обратился в администрацию Алтайского района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м. на север от д. Герасимово, площадью 2377224 кв.м., предназначенного для сельскохозяйственного использования.
03.06.2018 глава крестьянского (фермерского) хозяйства Кондратенко В.С. обратился в администрацию Алтайского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м. на север от д. Герасимово, площадью 2377224 кв.м., предназначенного для сельскохозяйственного использования.
Постановлением администрации Алтайского района от 15.06.2018 N 285 утверждена схема земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м. на север от д. Герасимово, площадью 2377224 кв. м., предназначенного для сельскохозяйственного использования.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район на сайте http://torgi.ru разместил извещение о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе N 080518/0343790/02.
От Ивановича И.Н., Надоршина Р.А., Лоскутова П.Г. поступили заявления о намерении участвовать в аукционе N 0805-119 по продаже права аренды земельного участка, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м на север от д. Герасимово, площадью 2377244 кв.м.
12.11.2018 Кондратенко В.С. обратился в администрацию Алтайского района с заявлением проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, площадью 2377200 кв.м., с кадастровым номером 19:04:020603:195, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м на север от д. Герасимово.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе по извещению от 26.12.2018 N 291118/0343790/01 аукцион признан несостоявшимся, поскольку заявки на участие в аукционе не поступили.
15.02.2019 Кондратенко В.С. обратился в администрацию Алтайского района с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:195 для выпаса сельскохозяйственных животных.
26.02.2019 администрацией Алтайского района принято постановление N 103 о предоставлении Кондратенко В.С. в аренду земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:195, расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м. на север от д. Герасимово, площадью 2377200 кв.м., предназначенного для выпаса сельскохозяйственных животных.
27.02.2019 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район (арендодатель) и Кондратенко В.С. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 10, согласно которому арендодатель предоставил арендатору сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 19:04:020603:195, площадью 2377200 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м. на север от д. Герасимово, из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса сельскохозяйственных животных. Годовая арендная плата определена в размере 17 688 руб. 18 коп.
Договор аренды земельного участка зарегистрирован в установленном законом порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Хакасия 14.03.2019.
Прокурор Республики Хакасия, полагая, что договор аренды земельного участка от 27.02.2019 N 10 нарушает требования закона, посягает на публичные интересы, в связи с чем, подлежит признанию недействительным в силу ничтожности, обратилась в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Суд апелляционной инстанции считает обжалуемый судебный акт суда первой инстанции правомерным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению в силу следующего.
Как следует из материалов дела, между 27.02.2019 Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район (арендодатель) и Кондратенко В.С. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 10, согласно которому арендодатель предоставил арендатору сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером 19:04:020603:195, площадью 2377200 кв.м., расположенный по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м. на север от д. Герасимово из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса сельскохозяйственных животных, вид разрешенного использования - животноводство.
Удовлетворяя иск прокурора о признании договора аренды ничтожной сделкой и применении последствий недействительности ничтожной сделки, суд первой инстанции исходил из того, что договор заключен без соблюдения требований статьи 39.18 и подпункта 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционных жалоб ответчиков рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены по следующим основаниям.
По общему правилу, закрепленному в пункте 1 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, установленных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов при предоставлении земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.
Подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность заключения договора аренды земельного участка без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 этого Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации в случае поступления заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает установленные данной статьей действия, в том числе, обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение, в том числе, о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 7 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления их деятельности, гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" (далее - Закон о личном подсобном хозяйстве) для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз (часть 5 статьи 4 Закона о личном подсобном хозяйстве).
Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 2,5 га (часть 4 статьи 4 Закона Республики Хакасия от 11.05.2010 N 32-ЗРХ "О личном подсобном хозяйстве").
Таким образом, в качестве исключения из общего правила о предоставлении земельных участков по результатам аукциона, предусмотрена возможность предоставления в аренду земельных участков без проведения торгов гражданам (подпункт 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации) для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, то есть, не в целях осуществления предпринимательской деятельности, а в целях обеспечения личных потребностей граждан, ведения ими личного подсобного хозяйства.
Для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства земельный участок может быть предоставлен без проведения аукциона на основании предоставленного заявления при условии, что это крестьянское (фермерское) хозяйство является единственным претендентом на испрашиваемый земельный участок. При этом наличие иных лиц, заинтересованных в приобретении прав на этот земельный участок и подавших заявление о намерении участвовать в аукционе, является основанием для проведения конкурентных процедур - аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Площадь спорного земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:195, составляет 2377200 кв.м. (237,7 га), что в 95 раз превышает потребность для ведения личного подсобного хозяйства, в том числе выпаса сельскохозяйственных животных, который осуществляется не в целях предпринимательской деятельности.
С учетом установленных правил, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок площадью 237,7 га, не мог быть предоставлен Кондратенко В.С. для ведения личного подсобного хозяйства (выпаса сельскохозяйственных животных).
Фактически земельный участок площадью 2377200 кв.м. предоставлен Кондратенко B.C. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (является главой крестьянского (фермерского) хозяйства с 27.07.2017.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет 22.10.2018 по инициативе главы КФХ Кондратенко В.С, который 15.03.2018 обратился в администрацию Алтайского района с заявлением о предоставлении ему в аренду земельного участка с кадастровым номером 19:04:020603:ЗУ1, площадью 2377224 кв.м., расположенного по адресу: Республика Хакасия, Алтайский район, 500 м на север от д. Герасимово, для сельскохозяйственного использования.
В отношении спорного земельного участка утверждена схема расположения земельного участка, был объявлен аукцион на право заключения договора аренды, который 26.12.2018 признан несостоявшимся по причине отсутствия заявок на участие.
15.02.2019 Кондратенко B.C. повторно обратился с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду. По результатам рассмотрения заявления от 15.02.2019 земельный участок сельскохозяйственного назначения предоставлен Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район Кондратенко B.C. в аренду.
При проведении прокуратурой Алтайского района проверки Кондратенко B.C. даны пояснения о том, что предоставленный ему земельный участок площадью 237 га необходим для выпаса сельскохозяйственных животных, которых он планирует приобрести в целях ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Личного подсобного хозяйства у него не имеется (объяснение от 18.06.2019).
Заявленные в судебном заседании доводы Кондратенко B.C. со ссылкой на справку специалиста Кирбинского сельсовета от 01.07.2019 N 24 о наличии у него личного подсобного хозяйства в с. Кирба Бейского района, не нашли подтверждения, опровергнуты материалами проверки прокуратуры Бейского района.
По запросу прокуратуры республики Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия представлена информация от 03.09.2019 N 33-2477-И о том, что глава КФХ Кондратенко B.C. 21.06.2019 подавал в Минсельхозпрод РХ заявку на участие в конкурсном отборе на получение гранта на поддержку начинающих фермеров, в составе данной заявки, в числе прочих документов, содержался договор аренды земельного участка от 27.02.2019 N 10, заключенный с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район и Кондратенко B.C. (кадастровый номер земельного участка 19:04:020603:195).
В объяснении главного специалиста Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Алтайского района от 19.06.2019 указано о том, что о наличии у Кондратенко B.C. статуса главы КФХ было известно.
В соответствии с пунктом 01.1 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, утвержденного приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст, животноводство является экономической деятельностью, включает выращивание и разведение всех видов животных, в том числе разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого коровьего и сырого молока прочего крупного рогатого скота (01.41).
В соответствии с выпиской из ЕГРИП от 10.06.2019 в отношении КФХ Кондратенко B.C. одним из видов деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока (01.41).
Кондратенко B.C. является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, земельный участок площадью 2377200 кв.м., предоставлен из земель сельскохозяйственного назначения для выпаса сельскохозяйственных животных, то есть осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства по разведению молочного крупного рогатого скота, производству сырого молока (животноводство), соответственно, оснований для заключения договора аренды с использованием льготного порядка, предусмотренного подпунктом 19 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, без соблюдения установленной статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации процедуры, не имелось.
Договор аренды земельного участка от 27.02.2019 не соответствует требованиям пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушает установленный статьями 39.6, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации порядок распоряжения земельными участками, посягает на публичные интересы в сфере оборота земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности, в соответствии с пунктом 2 статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации является недействительным в силу ничтожности.
Правовое регулирование порядка предоставления земельных участков сельскохозяйственного назначения с обязательным предварительным опубликованием соответствующих извещений и проведением в последующем торгов, обеспечивает эффективное использование публичной собственности, гарантирует справедливое и открытое распределение таких земель, направлено на создание равного доступа всех заинтересованных лиц к приобретению земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исключение необоснованного приоритета земельных прав одних землепользователей по отношению к другим.
В том случае, если участок необходим для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (предпринимательской деятельности), в том числе для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, земельный участок должен предоставляться в аренду на основании подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ с соблюдением установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации требований.
Иное истолкование и применение названных норм Земельного кодекса Российской Федерации, в том числе предоставление главам крестьянских (фермерских) хозяйств земельных участков для фактического осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, но под видом заключения договора с гражданином, позволит игнорировать требования подпункта 15 пункта 2 статьи 39.6, статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, обеспечивающих справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельных участков, исключающих предоставление необоснованных преимуществ.
Доводы ответчиков о том, что договор аренды земельного участка заключен с Кондратенко B.C. как с гражданином, направлены на обход установленного законом порядка и публичных процедур.
Указание Кондратенко B.C. в договоре аренды земельного участка в качестве гражданина, не свидетельствует о том, что фактически земельный участок испрашивался им и был ему необходим для личных нужд, фактически земельный участок требовался и был получен Кондратенко B.C. для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в связи с чем, спор связан с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и относится к компетенции арбитражного суда. В связи с чем, доводы жалоб о том, что спор не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, отклоняются судом апелляционной инстанции.
Доказательств того, что земельный участок используется Кондратенко B.C. для выпаса сельскохозяйственных животных для личных нужд, ответчиками в материалы дела не представлено.
С учётом изложенного суд апелляционной инстанции признает обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что исковые требования прокурора Республики Хакасия подлежат удовлетворению в полном объёме.
На основании вышеизложенного доводы апелляционных жалоб отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неверном толковании норм материального права.
По результатам рассмотрения апелляционных жалоб Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" октября 2019 года по делу N А74-7282/2019 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы Кондратенко В.С. относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "03" октября 2019 года по делу N А74-7282/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Н.Н. Белан |
Судьи |
О.В. Петровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-7282/2019
Истец: Прокурор Республики Хакасия
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования Алтайский район, Кондратенко Виктор Сергеевич
Третье лицо: Администрация Алтайского района Республики Хакасия, Прокуратура Республики Хакасия
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7537/19
06.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7501/19
06.12.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7464/19
03.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-7282/19