город Омск |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А75-3345/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-13224/2019) Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.08.2019 по делу N А75-3345/2019 (судья Голубева Е.А.), принятое по заявлению по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Торум" к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, при участии в деле - акционерного общества "Водоканал", об оспаривании предписания,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Торум" (далее - заявитель, ООО "Торум") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - ответчик, Служба) об оспаривании предписания от 17.01.2019 N 015-003/лк-2019-ж/15.
К участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено акционерное общество "Водоканал" (далее - АО "Водоканал").
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.08.2019 по делу N А75-3345/2019 заявленные ООО "Торум" требования удовлетворены, признано незаконным и отменено предписание Урайского отдела инспектирования Службы жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 17.01.2019 N 15-003/лк-2019-ж/15; со Службы в пользу ООО "Торум" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Служба обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель, настаивая на законности оспариваемого предписания, указал на отсутствие в спорном многоквартирном доме технической возможности водоотведения на общедомовые нужды.
ООО "Торум" и АО "Водоканал" представлены письменные отзывы на апелляционную жалобу, в которых заявитель и заинтересованное лицо не согласились с доводами подателя апелляционной жалобы.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела в порядке апелляционного производства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, в порядке части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы, установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Торум" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами (далее - МКД) на основании лицензии от 24.04.2015 N 83 и является субъектом лицензионного контроля (т.1 л.д. 16).
ООО "Торум" является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Урай, мкр. 1Д, д. 3Д.
Службой на основании приказа от 10.01.2019 N 15-003/лк-2019 в период с 11.01.2019 по 18.01.2019 в отношении ООО "Торум" проведена внеплановая выездная проверка фактов, указанных в обращении от 14.12.2018 N 27.15-ОГ-153 (т.2 л.д. 6-10), результаты которой отражены в акте проверки от 15.01.2019 N 15-003/ЛК-2019 (т.2 л.д. 12-16).
Согласно акту проверки от 15.01.2019 N 15-003/ЛК-2019 Служба на основании акта осмотра от 20.08.2018 и проведенного осмотра системы водоотведения упомянутого многоквартирного дома, пришла к выводу о том, что конструктивные особенности не предусматривают возможности потребления коммунальной услуги по водоотведению на содержание общего имущества многоквартирного дома, поскольку в помещениях общего пользования отсутствует подключенное сантехническое оборудование и возможность его подключения к сетям водоотведения (т.2 л.д. 11-14, 24).
По результатам проверки Обществу выдано предписание от 17.01.2019 N 015-003/лк-2019-ж/15 об устранении выявленных нарушений в срок до 05.02.2019.
В предписании Обществу указано на необходимость не производить с 01.01.2019 начисление потребителям за водоотведение в целях содержания общего имущества многоквартирного дома 3Д в мкр. 1Д г. Урай за период с 01.07.2017 по 01.12.2018 (т.1, л.д. 14-15).
Не согласившись с предписанием от 17.01.2019 N 015-003/лк-2019-ж/15, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При рассмотрении заявления Общества, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктом 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) пришел к выводу о незаконности оспариваемого предписания, поскольку конструктивные особенности спорного МКД предусматривают возможность водоотведения в целях содержания общего имущества.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно оспариваемому предписанию, основанием для его выдачи послужил вывод Службы о необоснованном начислении собственникам и пользователям помещений спорного МКД платы за водоотведение в целях содержания общего имущества в МКД, поскольку конструктивные особенности не предусматривают возможности потребления коммунальной услуги по водоотведению на содержание общего имущества многоквартирного дома; в помещениях общего пользования отсутствует подключенное сантехническое оборудование и возможность его подключения к сетям водоотведения.
Отношения по оплате гражданами жилого помещения и коммунальных услуг регулируются положениями ЖК РФ, федеральными законами и федеральными нормативными правовыми актами, изданными в соответствии с ними.
С учетом положений пункта 9 статьи 13 и пункта 10 части 1 статьи 14 ЖК РФ отношения по оплате жилого помещения и коммунальных услуг могут регулироваться также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 2 статьи 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), установлено, что потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по водоотведению, то есть отведению сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных Правилами N 354, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях (пункт 5 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, далее - Правила N 491).
На основании платежных документов граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги, которая включает в себя плату за водоотведение (часть 1 статьи 153, часть 4 статьи 154, пункт 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ, пункты 63, 67 Правил N 354).
Частями 9.1, 9.2 статьи 156 ЖК РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Как следует из подпункта "л" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в таком доме при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность такого потребления, отведения (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил N 354).
При выдаче оспариваемого предписания Служба исходила из отсутствия в МКД конструктивных особенностей, позволяющих осуществлять отведение сточных вод целях содержания общего имущества, ссылаясь при этом на акт осмотра от 20.08.2018 и осмотр, проведенный в ходе проверки.
Между тем названные выводы Службы опровергаются доказательствами, представленными в материалами дела.
Согласно техническому паспорту на многоквартирный дом 3Д в микрорайоне 1Д г. Урая (т.1 л.д. 21-47) данный дом имеет в своем составе центральную канализацию (т.1 л.д. 46).
Из договора N 9 от 22.01.2015, заключенного ООО "Торум" с АО "Водоканал", с учетом дополнительного соглашения N 7 от 14.11.2017, следует, что управляющая организация по поручению и в интересах собственников, на основании заключенных договоров на оказание услуг и выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов (в том числе дома N 3Д), обязуется оплачивать затраты собственников за коммунальные услуги на общедомовые нужды непосредственно АО "Водоканал". При этом из содержания пункта 3.2 договора, введенного в действие дополнительным соглашением N 7 от 14.11.2017, прямо следует, что по указанному договору оказываются в том числе, услуги по водоотведению сточных вод (т.1 л.д. 58-71).
Как следует из акта о разграничении балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности, являющегося приложением к договору N 9 от 22.01.2015, АО "Водоканал" несет ответственность за состояние и обслуживание канализационных сетей от внутренних стенок канализационных колодцев в точках врезки канализационных выпусков жилых домов в коммунальную сеть канализации (т.1 л.д. 71).
В материалы дела представлены счета-фактуры и акты оказанных услуг, выставленные АО "Водоканал" управляющей компанией за оказание услуги по водоотведению (т.1 л.д. 73-129).
Из содержания договора управления многоквартирным домом от 01.12.2015 N 1, заключенного с собственниками помещений, усматривается, что в состав общего имущества дома включены водоотводящие устройства, система канализации (т.2 л.д. 108-111).
При этом факт использования холодной и горячей воды на содержание общего имущества многоквартирного дома участвующими в деле лицами не оспаривался, Обществом собственникам помещений в доме производился расчет платы на содержание общего имущества дома в части использования коммунальных ресурсов горячего и холодного водоснабжения на общедомовые нужды. Службой по результатам проверки нарушений со стороны управляющей компании порядка расчета платы за содержание общего имущества в данной части не установлено.
Кроме того, как следует из акта осмотра от 02.08.2019, составленного в присутствии должностных лиц Службы, ООО "Торум", АО "Водоканал", а также сторонней организации - ПТО МКУ "УЖКХ города Урай", в результате обследования в подвальном помещении многоквартирного дома установлено наличие конструктивной особенности для отведения технологически неизбежно возникающих сточных вод, на фотографиях зафиксирована конструктивная особенность в виде специального устройства (т.3, л.д. 3-4).
Доказательств того, что при осмотре 20.08.2018 и осмотре, проведенном в ходе проверки, Службой проводился осмотр внутридомовых сетей водоотведения на наличие специальных устройств, предназначенных для водоотведения сточных вод, в подвальном помещении МКД, материалы дела не содержат
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон N 416-ФЗ) под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованно системы водоотведения.
В свою очередь, объект централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения определен как инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы водоснабжения/водоотведения, непосредственно используемое для водоснабжения/водоотведения.
Пунктом 15 статьи 2 Закона N 416-ФЗ предусмотрено, что под организацией, осуществляющей водоотведение, понимается юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованной системы водоотведения, отдельных объектов такой системы.
Факт оказания АО "Водоканал" услуг по водоотведению в спорном многоквартирном доме подтверждается материалами дела и не опровергнут сторонами, что влечет возможность потребления собственниками спорного многоквартирного дома такого вида коммунальной услуги, как водоотведение, в том числе в целях содержания общего имущества.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением мирового судьи участка N 1 Урайского судебного округа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.04.2019 о прекращении производства по делу об административном правонарушении по части 24 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении генерального директора Общества установлено наличие конструктивных особенностей спорного МКД, которые предусматривают возможность потребления такого вида коммунальных ресурсов как водоотведение на содержание общего имущества МКД (т.2 л.д. 66-70).
При формулировании указанных выводов суд принял во внимание правовую позицию по спорному вопросу, изложенную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2018 N 302-КГ18-22207 по делу N А33-1940/2018.
Учитывая положения вышеприведенных норм права, суд соглашается с доводами заявителя о том, что размер расходов на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества многоквартирного дома в рассматриваемом случае подлежит определению исходя из нормативов потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД.
Абзацем 3 пункта 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306) установлено, что норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме определяется путем суммирования нормативов потребления коммунальных ресурсов холодной и горячей воды в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", приказом Департамента жилищно-коммунального комплекса и энергетики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.05.2017 N 4-нп с 01.06.2017 утверждены нормативы потребления коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению и отведению сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги, в том числе предоставляемые на общедомовые нужды, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Учитывая, что ООО "Торум" определяло расходы за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в доме N 3Д, расположенном в микрорайоне 1А города Урая, в соответствии с вышеуказанными нормативами, и материалами дела установлено наличие конструктивных особенностей, позволяющей отводить сточные воды при содержании общего имущества, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба Службы удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе судом апелляционной инстанции не распределяются, поскольку Служба в соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождена от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.08.2019 по делу N А75-3345/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-3345/2019
Истец: ООО "ТОРУМ", ООО "Торум"
Ответчик: СЛУЖБА ЖИЛИЩНОГО И СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Третье лицо: АО "Водоканал"