г. Москва |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А41-64092/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Панкратьевой Н.А., Иевлева П.А.,
при ведении протокола судебного заседания Гаджиевым М.М.,
при участии в заседании:
от ООО "Электроспецмонтаж" - Семенов А.Ю. по доверенности от 27.11.2019,
от УФССП России по Московской области - извещено, представитель не явился,
от Наро-Фоминского РОСП УФССП России по Московской области - извещено, представитель не явился,
от ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области - извещено, представитель не явился,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Электроспецмонтаж" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2019 года по делу N А41-64092/19, по заявлению ООО "Электроспецмонтаж" к УФССП России по Московской области, Наро-Фоминскому РОСП УФССП России по Московской области о признании,
третье лицо: ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Электроспецмонтаж" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Наро-Фоминскому районному отделу судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Московской области (далее - заинтересованные лица, судебный пристав), при участии третьего лица (взыскатель по исполнительному производству): ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области, о признании незаконным постановления от 21.05.2019 г. о возбуждении исполнительного производства N 29585/19/50024-ИП.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2019 года по делу N А41-64092/19 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Электроспецмонтаж" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статье 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель заявителя апелляционной жалобы поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей УФССП России по Московской области, Наро-Фоминскому РОСП УФССП России по Московской области, ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
21.05.2019 г. судебным приставом-исполнителем Наро-Фоминского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Роговой Е.М. на основании исполнительного документа - акта органа, осуществляющего контрольные функции, от 27.07.2018 г. N 15648, выданного ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области, с предметом исполнения: произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества в пределах сумм, указанных: в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточнённом требовании об уплате пеней и штрафа); в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учётом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере 51 638 146 руб. 61 коп., в отношении должника ООО "Электроспецмонтаж" в пользу взыскателя ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 29585/19/50024-ИП.
Не согласившись с вынесенным постановлением о возбуждении исполнительного производства, полагая, что указанное постановление не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции правомерно исходил из нижеследующего.
Право граждан, организаций и иных лиц на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц закреплено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц определен статьей 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из части 2 которой, производство по делам данной категории возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Частью 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ч. 3 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
В соответствии со ст. 329 АПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главой 24 настоящего Кодекса.
Таким образом, названной нормой предусмотрено оспаривание не только ненормативных правовых актов, но и любых иных решений публичных органов, а также их действий (бездействия) не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту и нарушающих их права заявителей в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания оспариваемых ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) незаконными, необходимо наличие одновременно двух условий: оспариваемые действия должны не соответствовать закону или иному нормативному правовому акту и нарушать права и законные интересы граждан, организаций и иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определены Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон N 229-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона об исполнительном производстве задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Как указано в пункте 5 части 1 статьи 12 Федерального закона N 229-ФЗ акты органов, осуществляющих контрольные функции, за исключением исполнительных документов, указанных в пункте 4.1 настоящей части, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
Исполнительный документ, в силу части 1 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ, является основанием для возбуждения исполнительного производства.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" в процессе принудительного исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель обязан принять меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, для чего получает необходимую информацию, объяснения и справки; входит в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производит осмотры указанных помещений и хранилищ; арестовывает, изымает, передает на хранение и реализует арестованное имущество; налагает арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; вызывает граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве.
Согласно пункту 8 статьи 30 Федерального закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 229-ФЗ содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
Ч. 7 ст. 46 Налогового кодекса предусматривает, что при недостаточности или отсутствии денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ в случае, предусмотренном пунктом 7 статьи 46 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 настоящего Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с п. 2.1 Соглашения ФССП России от 04.04.2014 г. N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 г. N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов" (далее - Соглашение) постановление налогового органа о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в течение трех дней с момента вынесения решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя направляется в электронном виде в структурное подразделение территориального органа ФССП России в срок, установленный статьей 47 Кодекса. Иные исполнительные документы направляются налоговым органом в структурное подразделение территориального органа ФССП России в сроки, установленные частями 1 - 3 статьи 21 Закона об исполнительном производстве. Исполнительные документы направляются в структурное подразделение территориального органа ФССП России по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому статьей 33 Закона об исполнительном производстве, с приложением документов в электронном виде.
Как следует из п. 2.2 Соглашения, если в ходе исполнительного производства изменилась сумма задолженности, подлежащая взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу - исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление об уточнении сумм задолженности по постановлению территориального органа ФНС России с указанием причин изменения суммы задолженности.
Как указывалось ранее, 21.05.2019 г. судебным приставом-исполнителем Наро-Фоминского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Роговой Е.М. на основании исполнительного документа - акта органа, осуществляющего контрольные функции, от 27.07.2018 г. N 15648, выданного ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области, с предметом исполнения: произвести взыскание налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов за счёт имущества в пределах сумм, указанных: в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (уточнённом требовании об уплате пеней и штрафа); в требовании (уточненном требовании) о возврате в бюджет излишне полученных налогоплательщиком (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм налога на добавленную стоимость и с учётом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст. 46 Налогового кодекса РФ, в размере неуплаченных (не полностью уплаченных, неперечисленных, не полностью перечисленных, излишне полученных, излишне зачтенных) в размере 51 638 146 руб. 61 коп., в отношении должника ООО "Электроспецмонтаж" в пользу взыскателя ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 29585/19/50024-ИП.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на то, что оспариваемое постановление принято судебным приставом на основании акта налогового органа, в котором сумма взыскиваемой задолженности не соответствует фактическим обстоятельствам, поскольку Обществом была частично погашена задолженность на сумму 5 606 927 руб. 84 коп.
Аналогичные доводы указаны и в обоснование апелляционной жалобы.
Данные доводы заявителя правомерно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно п. 2.2 Соглашения ФССП России от 04.04.2014 г. N 0001/7, ФНС России от 14.04.2014 г. N ММВ-23-8/3@ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов", если в ходе исполнительного производства изменилась сумма задолженности, подлежащая взысканию, территориальный орган ФНС России направляет судебному приставу-исполнителю, у которого на исполнении находится исполнительный документ, уведомление об уточнении сумм задолженности по постановлению территориального органа ФНС России с указанием причин изменения суммы задолженности.
Как верно установлено судом первой инстанции, 27.08.2019 г. налоговым органом с налогоплательщиком проведена сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и подписан двусторонний акт совместной сверки; по состоянию на 27.08.2019 г. сумма задолженности перед бюджетом по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам составляет 65 217 497 руб. 85 коп., в связи с чем было сформировано уточненное постановление от 29.08.2019 г. N 5725, которое направлено в Наро-Фоминский РОСП УФССП России по Московской области и получено последним 29.08.2019 г.
При этом, должник не был лишен возможности ранее обратиться в ИФНС по г. Наро-Фоминску Московской области для произведения сверки сумм задолженности.
Также судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя, аналогично указанный в апелляционной жалобе о том, что акт налогового органа не является исполнительным документом, поскольку, согласно правовой позиции, изложенной в п. 64 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 г. N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации", судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 47 НК РФ и пункта 5 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" постановление налогового органа о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика является исполнительным документом.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции положений ч. 1 ст. 47 НК РФ, п. 8 ч. 1 ст. 31 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве, а также положения ст. 72 Конституции РФ основаны на неверном толковании норм права, и являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства 29585/19/50024-ИП не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов заявителя, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда Московской области.
Оценив все имеющиеся доказательства по делу, апелляционный суд полагает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как доводы, изложенные в ней не подтверждаются материалами дела.
Руководствуясь статьями 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 сентября 2019 года по делу N А41-64092/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-64092/2019
Истец: ООО "ЭЛЕКТРОСПЕЦМОНТАЖ"
Ответчик: УФССП Наро-Фоминского р-на по Московской области Россия, 143300, Московская область, г. Наро-Фоминск, ул. Новикова, д. 4
Третье лицо: ИФНС РФ по г. Наро-Фоминск, УФССП Наро-Фоминского р-на по Московской области