город Ростов-на-Дону |
|
06 декабря 2019 г. |
дело N А32-24119/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заинтересованного лица Томашевич А.Н. по доверенности от 26.12.2018, третьего лица ПАО "Сбербанк России" Возняк И.А. по доверенности от 08.08.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Сбербанк России", общества с ограниченной ответственностью "Парусный" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 по делу N А32-24119/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Парусный" к заинтересованному лицу администрации муниципального образования город Краснодар, при участии третьих лиц: публичного акционерного общества "Сбербанк России", Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Краснодар, о признании незаконными действий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Парусный" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий администрации муниципального образования город Краснодар (далее - заинтересованное лицо, администрация), выраженных в принятии постановления от 09.04.2019 N 1453 "О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель и третье лицо ПАО "Сбербанк России" обжаловали его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просили решение отменить.
Апелляционная жалоба заявителя мотивирована тем, что администрацией не представлены доказательства наличия обязательных условий направления в комиссию по землепользованию и застройке предложений о внесении спорных изменений. Также общество подчеркивает нарушение оспариваемым актом прав и законных интересов заявителя, отмечая при этом, что бремя доказывания отсутствия указанного нарушения лежит на администрации.
Апелляционная жалоба ПАО "Сбербанк России" мотивирована следующим:
- судом не установлены основания вынесения на рассмотрение комиссии спорного вопроса;
- суд пришел к ошибочному мнению об отсутствии нарушений прав и законных интересов общества;
- изменение границ населенных пунктов в целях определения зон рекреационного назначения осуществляется без проведения общественных обсуждений и публичных слушаний;
- оспариваемое постановление не соответствует положениям антикоррупционного законодательства.
В судебном заседании представители заявителя и ПАО "Сбербанк России" поддержали доводы апелляционных жалоб, заинтересованное лицо и третье лицо Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Краснодар явку не обеспечили, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционные жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 26.04.2019 заявитель является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:4010, площадью 152 079 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, Карасунский внутригородской округ, ул. Парусная, 24, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажные и среднеэтажные жилые дома, в том числе со встроенно - пристроенными на 1-ом этаже помещениями общественного назначения; запись государственной регистрации права N 23-23/001/802/2015-1881/2 от 11.02.2015 (далее - спорный земельный участок, земельный участок с кадастровым номером 23:43:0426011:4010). Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 05.06.2014.
Также в отношении спорного земельного участка зарегистрировано обременение в пользу ПАО "Сбербанк России" (договор ипотеки N 8619/452/20449/И-18 от 13.08.2016; запись государственной регистрации права от 28.09.2016).
Спорный земельный участок образован из земельных участков с кадастровыми номерами 23:43:0426011:1186, 23:43:0426011:1914.
В границах спорного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 23:43:0426011:1186 - сооружение (трасса дрэг рейсинга), площадью 27 190,6 кв. м, нежилое здание, площадью 169,3 кв. м, принадлежащие заявителю на праве собственности и находящиеся в залоге ПАО "Сбербанк России".
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 09.04.2019 N 1453 "О подготовке проекта внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар" (далее - постановление от 09.04.2019 N 1453) на департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования город Краснодар до 27.06.2019 возложена обязанность разработать и предоставить в Комиссию по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар проект внесения изменений в генеральный план муниципального образования город Краснодар, в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:43:0426011:4010, расположенного по ул. Парусной, 24 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара.
ООО "Парусный", полагая, что действие администрации, выраженное в принятии постановления от 09.04.2019 N 1453, направлено на изменение существующей функциональной зоны, в которой расположен земельный участок с кадастровым номером 23:43:0426011:4010 по ул. Парусной, 24 в Карасунском внутригородском округе города Краснодара, путем внесения изменений в Генеральный план муниципального образования город Краснодар, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город Краснодар спорный земельный участок расположен в нескольких функциональных зонах - зоне рекреационного назначения (городские зеленые насаждения общего пользования, лес), зоне застройки многоквартирными жилыми домами 4-9-16 этажей, зоне общественно - делового и коммерческого назначения, зоне транспортной инфраструктуры.
Подготовка проекта внесения изменений в генеральный план городского округа относится к вопросам местного значения и предполагает установленную законом обязательную процедуру состоящую из следующих действий:
1) принятие решения главой местной администрации о внесении изменений в генеральный план;
2) подготовка документов территориального планирования на основании сведений, содержащихся в федеральной государственной информационной системе территориального планирования (далее - информационная система территориального планирования);
3) обеспечение органами местного самоуправления доступа к документам территориального планирования в информационной системе территориального планирования (далее также - официальный сайт), не менее чем за три месяца до их утверждения;
4) уведомление органом местного самоуправления об обеспечении доступа к проектам документов территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа, использование официального сайта при проведении указанной процедуры;
5) согласование проекта в соответствии с требованиями статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесения изменений в генеральный план, составление заключения на проект внесения изменений в генеральный план;
6) рассмотрение проекта на публичных слушаниях;
7) принятие решения представительным органом с учетом протокола публичных слушаний об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
В соответствии с пунктом 1 подраздела IV.II раздела IV решения городской Думы Краснодара от 21.07.2016 N 20 п. 27 "О комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар" (далее - решение Думы) предложения по вопросам принятия решений о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план, предложения о внесении изменений в генеральный план рассматриваются Комиссией по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар на соответствие требованиям, установленным статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, региональными и местными нормами градостроительного проектирования, с учетом предложений заинтересованных лиц, а предложения об утверждении проекта внесения изменений в генеральный план, кроме того, с учетом результатов публичных слушаний.
На рассмотрение Комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар был вынесен вопрос о приведении существующего функционального зонирования земельного участка с одной функциональной зоне - зоне рекреационного назначения (территории спортивно - рекреационной зоны).
По результатам рассмотрения вопроса о принятии решения о подготовке предложений о внесении изменений в генеральный план Комиссия принимает решение рекомендовать главе муниципального образования город Краснодар:
а) принять указанное решение, если представленное предложение соответствует требованиям, установленным пунктом 1 настоящего подраздела;
б) принять указанное решение с рекомендациями о подготовке проекта внесения изменений в генеральный план с учетом предложений Комиссии по рассмотренному вопросу (пункт 2 решения Думы).
Пунктом 3 решения Думы определено, что по результатам рассмотрения вопроса о внесении изменений в генеральный план Комиссия принимает решение рекомендовать главе муниципального образования город Краснодар: а) обеспечить включение внесенного предложения в проект генерального плана, если предоставленное предложение соответствует требованиям, установленным пунктом 1 настоящего подраздела; б) отклонить внесенное предложение, если представленное предложение не соответствует требованиям, установленным пунктом 1 настоящего подраздела.
В случае необходимости проведения публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план и (или) необходимости осуществления его согласования со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проекта внесения изменений в генеральный план подлежит рассмотрению Комиссией до и после проведения указанных публичных слушаний и согласования.
По результатам рассмотрения вопроса об утверждении проекта внесения изменений в генеральный план Комиссия принимает решение рекомендовать главе муниципального образования город Краснодар:
а) направить представленный проект внесения изменений в генеральный план для рассмотрения на публичных слушаниях и (или) направить предоставленный проект внесения изменений в генеральный план на согласование в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если представленный проект соответствует требованиям, установленным пунктом 1 настоящего подраздела;
б) согласится с представленным проектом внесения изменений в генеральный план и направить его на рассмотрение в городскую Думу Краснодара, если публичные слушания по нему проведены, либо проведение публичных слушаний в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации не требуется, а также представленный проект не требует прохождения процедуры согласования в соответствии со статьей 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, либо указанное согласование осуществлено и проект соответствует требованиям, установленным пунктом 1 настоящего подраздела;
в) отклонить предоставленный проект внесения изменений в генеральный план и направить на доработку, если представленный проект не соответствует требованиям установленным пунктом 1 настоящего подраздела (пункт 4 решения Думы).
Исходя из приведенных положений Градостроительного кодекса Российской Федерации и решения Думы, процесс внесения изменений в генеральный план предусматривает многостадийную процедуру, которая начинается принятием решения о подготовке внесения изменений в генеральный план и заканчивается утверждением городской Думой Краснодара проекта внесения изменений в генеральный план.
Таким образом, орган местного самоуправления, являющийся заинтересованным лицом по делу, не обладает правом на внесение изменений в генеральный план, а лишь принимает участие в многостадийном процессе подготовки проекта генерального плана города.
В соответствии с пунктом 15 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания решения главы местной администрации о внесении изменений в генеральный план, так как данное решение не нарушает права и законные интересы физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а лишь является инициативой главы местной администрации, которой в рамках исключительной компетенции наделенной законодательством принимает участие в многостадийном процессе подготовки проекта генерального плана города.
Так, в случае несогласия с решением главы местной администрации о внесении изменений в генеральный план заявитель вправе на публичных слушаниях высказать свое отрицательное мнение и тогда по итогам публичных слушаний с учетом мнения не только заявителя, но и других жителей данного района города представительным органом местного самоуправления муниципального образования город Краснодар с учетом протокола публичных слушаний будет принято решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения на доработку в соответствии с указанными протоколом и заключением.
Поскольку заявителем не доказано нарушение оспариваемым постановлением прав и законных интересов общества, суд в удовлетворении заявленных требований отказал.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционные жалобы не содержат. В связи с этим доводы апеллянтов признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 20.09.2019 по делу N А32-24119/2019 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24119/2019
Истец: ООО "Парусный"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар, г. Краснодар в лице администрации МО г. Краснодар
Третье лицо: департамент архитектуры и градостроительства администрации города Краснодар, ПАО "Сбербанк России"