г. Москва |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А40-132185/2019 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Е.Б. Расторгуев
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу
ОАО "РЖД"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.08.2019
по делу N А40-132185/2019, принятое судьей Бушкаревым А.Н.
в порядке упрощенного производства,
по иску ЗАО "Локотранс" (ОГРН 1027600682010, юр.адрес: 150003, Ярославская обл., г. Ярославль, ул. Кооперативная, д. 7)
к ОАО "РЖД"
(ОГРН 1037739877295, юр.адрес: 107174, г. Москва, ул. Нов. Басманная, д. 2)
о взыскании убытков
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество (ЗАО) "Локотранс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о взыскании с Открытого акционерного общества (ОАО) "Российские железные дороги" 433 202 руб. 16 коп. убытков.
30.08.2019 суд первой инстанции изготовил мотивированное решение по делу N А40-132185/2019 об удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции решением ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы, заявитель указал, что представленные истцом в обоснование заявленных требований документы, не подтверждают факт причинения ОАО "РЖД" убытков.
Ссылается на то, что Акт комиссионного осмотра, не доказывает вину ОАО "РЖД".
Утверждает, что Классификатор N 1.20.001-2007 не применим к спорным правоотношениям.
От истца поступил отзыв на апелляционную жалобу, содержащий возражения относительно ее удовлетворения.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации без вызова сторон, извещенных о рассмотрении дела надлежащим образом.
Исследовав представленные в материалы дела документы в их совокупности, с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив выводы суда первой инстанции, апелляционным судом не усматривается правовых оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, вагонам N 54206438, N 59963611 был проведен текущий отцепочный ремонт в вагонных ремонтных депо ОАО "РЖД", что подтверждается актами выполненных работ N 78 от 03.07.2018 (вагон N 54206438), N 23 от 01.10.2018 (вагон N 59963611).
03.07.2018 выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 54206438.
Вагон N 54206438 был осмотрен представителями ВЧДр Сольвычегодск.
По результатам осмотра был составлен Акт выбраковки от 03.07.2018.
Согласно данному Акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 0029-132852-1991 выщербина 36x2 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 0029-961412-1987 выщербина 42x4 мм на одностороннем ползуне; на колесной паре N 0005-91477-1987 выщербина 46x5 мм на одностороннем ползуне.
01.10.2018 выпущен из текущего ремонта вагон собственности ЗАО "Локотранс" N 59963611.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", что подтверждается телеграммой N 1 от 01.10.2018.
Представитель перевозчика на комиссионный осмотр не прибыл.
Вагон N 59963611 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Мельниковым М.Л. совместно с представителем ВЧДр Ярославль-Главный.
По результатам осмотра был составлен Акт проверки состояния узлов, деталей и обоснованности отцепки в текущий ремонт вагона собственности ЗАО "Локотранс" от 01.10.2018.
Согласно данному Акту, при осмотре вагона установлено: на колесной паре N 29-10249-1980 выщербина 40x3 мм, на старом ползуне, дефект односторонний; на колесной паре N 1175-10962-2008 выщербина 35x1 мм, на старом ползуне, дефект односторонний; на колесной паре N 29-951535-1991 ползун 0,5 мм, выщербина 25x2мм на старом ползуне; на колесной паре N 29-981786-1991 ползун 0,4 мм.
К акту приложены фотоматериалы, акт подписан представителем ВЧДр.
В соответствии с пунктами 2 и 6 "Инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог ЦТ-ЦВ-ЦЛ-ВНИИЖТ/277", утверждённой 16.05.1994 с дополнениями и изменениями, утверждёнными указаниями МПС России от 11.06.1997 N В-705у и от 19.02.1998 N В-181у, техническое обслуживание тормозного оборудования локомотивов проверяют локомотивные бригады, слесари локомотивных депо, с последующей проверкой мастером (или бригадиром) и приемщиком локомотивных депо ОАО "РЖД".
Аналогичная ситуация при техническом обслуживании тормозного оборудования вагонов, которое осуществляют работники пунктов технического обслуживания (ПТО) эксплуатационных вагонных депо ОАО "РЖД". Выполнение работ контролирует старший по смене или старший осмотрщик вагонов.
Приложение 5 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации 21.12.2010 N 286 (зарегистрированы Минюстом России 28.01.2011, регистрационный Nol9627), устанавливает, что ответственность за исправное техническое состояние, техническое обслуживание, ремонт и обеспечение установленных сроков службы железнодорожного подвижного состава, несут владельцы железнодорожного подвижного состава, работники железнодорожного транспорта, непосредственно его обслуживающие.
ЗАО "Локотранс" как владелец железнодорожного подвижного состава обеспечивает содержание подвижного состава в исправном техническом состоянии путем заключения с вагонными ремонтными предприятиями договоров на текущий отцепочный и плановый (деповской и капитальный) ремонт вагонов.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД"),
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов, контейнеров определяет перевозчик, то есть, ОАО "РЖД".
Согласно пункту 2.5.2 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов) ЦВ-ЦЛ-408, утвержденной 22.05.2009 на 50-ом заседании Совета по железнодорожному транспорту СНГ, все вагоны перед подачей под погрузку должны предъявляться работниками железнодорожной станции к техническому обслуживанию.
Вагоны, требующие ремонта с отцепкой от состава, после разметки осмотрщиками и выдачи на них уведомления формы ВУ-23-М (ВУ-23) средствами станции подаются на специализированные пути, оснащенные необходимыми технологическими устройствами.
Определение технического состояния и пригодности ходовых частей, колесных пар, буксового узла, рамы вагона, тормозного оборудования, автосцепного устройства грузовых вагонов производится работниками железнодорожной станции.
В силу пункту 2.5.3 Инструкции запрещается подавать вагоны под погрузку без предъявления к техническому обслуживанию и записи в книге формы ВУ-14 о признании их технически исправными.
ОАО "РЖД" приняло вагоны собственности ЗАО "Локотранс" к перевозке:
1) вагон N 54206438 - 12.06.2018 со станции Межег до станции Безбожник, что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭЦ579623.
2) вагон N 59963611 - 08.09.2018 со станции Алтайская до станции Москва 2-Митьково, что подтверждается копией квитанции о приеме груза N ЭБ710578.
Таким образом, в момент принятия вагонов к перевозке, они были исправны.
Отсутствие неисправностей вагонов N 54206438, N 59963611 поданных к погрузке, подтверждается принятием их ОАО "РЖД" к перевозке.
Статьей 105 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" установлено, что при повреждении или утрате перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать либо возместить владельцу вагонов, контейнеров стоимость ремонта или фактическую стоимость поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров или их узлов и деталей.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками, в частности, понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Общая сумма убытков ЗАО "Локотранс", вызванных повреждением колесных пар вагонов N 54206438, N 59963611 составила 433 202 руб. 16 коп.
Истцом представлены в дело документы, подтверждающие размер ущерба, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что представленные истцом в обоснование заявленных требований документы, не подтверждают факт причинения ОАО "РЖД" убытков, признается судом апелляционной инстанции несостоятельным, поскольку данное обстоятельство установлено представленными в материалы дела Актом проверки состояния узлов, деталей и обоснованности отцепки в текущий ремонт вагона собственности ЗАО "Локотранс" от 01.10.2018, с приложением фотоматериалов и подписанным представителем ВЧДр.
Для участия в комиссионном осмотре вагона был вызван представитель ОАО "РЖД", который не прибыл на осмотр.
Ссылка заявителя на то, что Акт комиссионного осмотра, не доказывает вину ОАО "РЖД", не принимается судом апелляционной инстанции.
Вагон N 54206438 был осмотрен представителями ВЧДр Сольвычегодск.
Вагон N 59963611 был осмотрен представителем ЗАО "Локотранс" Мельниковым М.Л. совместно с представителем ВЧДр Ярославль-Главный.
Представители ВЧДр подписали составленные акты об обнаружении неиправностей-повреждений, подтвердив тем самым соответствие изложенного фактическим обстоятельствам дела и нормативным предписаниям.
Вагонные ремонтные депо в соответствии с Регламентом расследования причин отцепки вагонов специализируются на ремонте колесных пар, в связи с этим акты браковки, составленные ВЧДР Сольвычегодск, Ярославль-Главный, не могут подвергаться сомнению.
Причины возникновения неисправностей указаны в актах осмотра колёсных пар с приложением фотоматериалов, фиксирующих характер дефекта, имеющихся в материалах дела.
Из фотоматериалов усматривается наличие на круговой поверхности катания плоского места, то есть "ползуна".
Данные акты осмотра составлены после отцепки вагона в ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной пункты 3.5, 6.2 Правил составления актов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС 4 А40-219877/15 России N 45 от 18.06.2003, по оформлению акта общей формы и акта о повреждении вагона формы ВУ-25, что должно быть сделано в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта, при котором допускается участие уполномоченных представителей владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица.
ЗАО "Локотранс" обеспечило осмотр вагонов с целью обнаружения имеющихся в действительности неисправностей.
Перевозчик не выполняет возложенных на него законов обязанностей по инициированию осмотра и составлению акта общей формы.
Собственник вагонов самостоятельно принимает все меры для установления фактических обстоятельств отцепки, не имея возможности повлиять на проведение перевозчиком осмотров и составление актов установленной формы.
Акты ВУ-25 и Акты-рекламации обязан составлять перевозчик.
Но в связи с уклонением последнего от составления указанных актов, ЗАО "Локотранс", как собственник вагонов, вынуждено самостоятельно инициировать осмотры, чтобы выявлять обнаруженные в действительности дефекты.
Ответчик, в лице своих представителей, фактически уклонился от установления причин неисправности, не требовал проведения экспертного исследования колесных пар специалистами, не составил акт осмотра.
Довод апелляционной жалобы о том, что Классификатор N 1.20.001-2007 не применим к спорным правоотношениям, отклоняется судом апелляционной инстанции, в силу необоснованности, в связи с тем, что техническую пригодность подаваемых под погрузку вагонов определяет перевозчик - ОАО "РЖД", таким образом, указанным классификатором, следует руководствоваться при определении вины перевозчика.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-269, 270, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 30 августа 2019 года по делу N А40-132185/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Судья |
Е.Б. Расторгуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132185/2019
Истец: ЗАО "ЛОКОТРАНС"
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"