г. Москва |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А40-139215/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи В.Р. Валиева,
судей Т.В. Захаровой, Д.В. Пирожкова,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 19 августа 2019 года
по делу N А40-139215/19, принятое судьёй Лежневой О.Ю.,
по иску ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН: 1096671017552, ИНН: 6671303090)
к ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
третье лицо: СТРАХОВОЕ ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ
ОБЩЕСТВО "ИНГОССТРАХ"
о взыскании
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Яковенко А.П. по доверенности от 27.06.2019
от ответчика: Егоров А.А. по доверенности от 26.12.2017
от третьего лица: Добровольская Н.Б. по доверенности от 30.09.2019
УСТАНОВИЛ
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН: 1096671017552, Дата присвоения ОГРН: 30.11.2009, ИНН: 6671303090) (далее - Истец) обратилось с исковым заявлением к ОТКРЫТОМУ АКЦИОНЕРНОМУ ОБЩЕСТВУ "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, дата регистрации 23.09.2003) (далее - Ответчик), с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке ст. 49 АПК РФ, о взыскании убытков в сумме 1 046 178,90 руб., в том числе: 75 273,70 руб. - расходы на ремонт вагонов N 57561185, 56180375 и 970905,20 руб.- расходы на оплату арендной платы и упущенная выгода.
Решением суда от 19 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд пришел к выводу о недоказанности истцом юридического состава для взыскания убытков (ст.ст. 15, 393 ГК РФ).
С решением не согласился истец, подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшееся по делу решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Ответчик и третье лицо просят решение суда оставить в силе, представлены письменные пояснения по апелляционной жалобе.
Заслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все доказательства, судебная коллегия находит решение суда от 19 августа 2019 года подлежащим отмене.
Как усматривается из материалов судебного дела, 31.05.2018 г. при следовании грузового поезда N 2834 по пути парка А станции Им. Максима Горького на стрелочном переводе N 69 произошел сход всеми колесными парами двух вагонов N 57561185 и N 56180375, находящихся в аренде Общества с ограниченной ответственностью "Транспортные технологии" (далее - ООО "ТТ").
В соответствии с Актами о повреждении вагона N 83 от 31.05.2018 г. и N 84 от 31.05.2018 г. формы ВУ-25 вагоны N 57561185 и N 56180375 подлежали деповскому ремонту.
Согласно Техническому заключению от 02.06.2018 г. по случаю схода двух вагонов поезда N 2834, допущенного 31.05.2018 г. (далее - техническое заключение) причиной схода двух вагонов N 57561185 и N 56180375 явилось нарушение требование п. 3.1. таблицы 4.1. Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 14.11.2016 г. N 2288р в части эксплуатации стрелочного перевода N 69 по станции им. Максима Горького. Техническим заключением данный случай квалифицирован как сход железнодорожного подвижного состава на железнодорожной станции при поездной работе, не имеющего последствий крушения и аварий и отнесен к учету по ответственности за ОАО "РЖД" (Волгодонская дистанция пути - структурное подразделение Приволжской дирекции инфраструктуры - структурное подразделение Центральной дирекции инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД").
Согласно п. 6.3.3. договора аренды N ПТ-001-2017-А от 01.10.2017 г. и договора аренды N БР-001-2018-А от 30.05.2018 г. Утрата Вагонов или утрата Вагонами полезных (коммерческих) свойств и качеств по вине Арендатора, любых Третьих лиц или по иным обстоятельствам, не связанным с действиями (бездействиями) БР, в том числе изъятие Вагонов в случаях, указанных в настоящем Договоре, не освобождает Арендатора от выполнения обязанностей по настоящему Договору, в том числе, и в части уплаты Платежей.
В соответствии с п. 7.4. договора аренды N ПТ-001-2017-А от 01.10.2017 г. и договора аренды N БР-001-2018-А от 30.05.2018 г. В случае повреждения Вагонов (независимо от того, произошло это по вине Арендатора или любых Третьих лиц, либо иным образом), Арендатор за свой счет должен восстановить эти Вагоны своими силами, либо, обратившись к уполномоченным специалистам Продавца и/или производителя Вагонов и поддерживать их в надлежащем состоянии в соответствии с условиями настоящего Договора.
Во исполнение взятых на себя обязательств по договорам аренды, для ремонта вагонов N 57561185 и N 56180375 истец привлек компанию ООО "ТрансГруз".
Согласно агентского договора N 3-ТГ от 01.12.2009 г., заключенного между ООО "ТТ" и ООО "ТрансГруз", ООО "ТрансГруз" по поручению и за счет ООО "ТТ" осуществляет ремонт вагонов.
Между ООО "ТрансГруз" и АО "ВРК-2" заключен договор N 7-Д от 01.02.2018 г. на проведение ремонта грузовых вагонов.
Согласно акту о выполненных работах N 9 от 24.11.2018 г. стоимость работ по проведению деповского ремонта вагона N 57561185 составила сумму в размере 310 048,26 рублей, в том числе НДС 18%.
Согласно акту о выполненных работах N 10 от 07.12.2018 г. стоимость работ по проведению деповского ремонта вагона N 56180375 составила сумму в размере 316 587,44 рублей, в том числе НДС 18%.
Также ООО "ТТ" понесло расходы на покупку литых деталей для вагона N 57561185 в сумме 440 400,00 рублей.
Кроме того ООО "ТТ" понесло расходы на доставку указанных деталей в ремонтную организацию сумме 61 000,00 рублей.
Также ООО "ТТ" понесло расходы на покупку колесных пар N N 29-650972-85, 29-79418-76, 119-1402-88, 1175-39395-1175-09 на вагон N 56180375 взамен бракованных в сумме 440 000,00 рублей, а также расходы на ремонт указанных колесных пар в сумме 70 800,00 рублей и их доставку до ремонтной организации в сумме 10 000,00 рублей.
Общая сумма расходов, понесенных истцом на ремонт вагонов N 57561185 и N 56180375, составила 2 069 235,70 рублей.
Кроме того по условиям договора аренды (п. 6.3.3.) истец продолжал оплачивать арендные платежи арендодателю. Согласно пункту 6.3.3. договора аренды: Утрата Вагонов или утрата Вагонами полезных (коммерческих) свойств и качеств по вине Арендатора, любых Третьих лиц или по иным обстоятельствам, не связанным с действиями (бездействиями) БР, в том числе изъятие Вагонов в случаях, указанных в настоящем Договоре, не освобождает Арендатора от выполнения обязанностей по настоящему Договору, в том числе, и в части уплаты Платежей.
Согласно п. 6.1. договора аренды размер платежей устанавливается из расчёта Ставки Платежа, которая составляет - 1 250,00 рублей, не включая НДС, и подлежит увеличению на соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, согласно законодательству РФ.
С момента выхода вагона N 57561185 из эксплуатации (31.05.2018 г.) и по дату окончания ремонта (24.11.2018 г.) истец не имел возможности эксплуатировать вагон и, кроме того, за период непроизводительного простоя вагона по условия договора аренды производило оплату арендных платежей в размере 1250,00 рублей за вагон в сутки без учета НДС 18%, в связи с чем у истца возникли убытки в размере арендных платежей в сумме 222 500,00 рублей без учета НДС 18% (за время нахождения вагона N 57561185 в ремонте - 178 суток).
С момента выхода вагона N 56180375 из эксплуатации (31.05.2018 г.) и по дату окончания ремонта (07.12.2018 г.) истец не имел возможности эксплуатировать вагон и, кроме того, за период непроизводительного простоя вагона по условия договора аренды производило оплату арендных платежей в размере 1250,00 рублей за вагон в сутки без учета НДС 18%. в связи с чем у истца возникли убытки в размере арендных платежей в сумме 238 750,00 рублей без учета НДС18% (за время нахождения вагона N 56180375 в ремонте - 191 суток).
Таким образом, истец понес убытки в общей сумме 461 250,00 рублей в виде арендных платежей, оплаченных истцом в отсутствие возможности использования поврежденных вагонов.
В период пока указанные вагоны находились в нерабочем состоянии по вине ОАО "РЖД", ООО "ТТ" не получало прибыли от эксплуатации указанных вагонов, что привело к убыткам в виде упущенной выгоды.
ООО "ТТ" произвело расчет неполученного дохода, основанный на ретроспективном анализе прибыли, полученной, от эксплуатации указанных вагонов до момента их повреждения.
В соответствии с указанным расчетом размер неполученного дохода от эксплуатации вагона N 57561185 за период с 31.05.2018 г. по 24.11.2018 г. включительно составляет 508 702,05 рублей без учета НДС, размер неполученного дохода от эксплуатации вагона 56180375 за период с 31.05.2018 г. по 07.12.2018 г. включительно составляет 462 203,15 руб. без учета НДС.
В связи с выплатой СПАО "Ингосстрах" страхового возмещения по полису N 425-00002/16IR0-02 в сумме 1 993 962 руб., исковые требования Истцом были уточнены, он просит взыскать убытки в сумме 1 046 178,90 руб., в том числе: 75 273,70 руб.-расходы на ремонт вагонов N 57561185, 56180375 и 970905,20 руб.- расходы на оплату арендной платы и упущенная выгода.
Отказывая в иске в части взыскания 75 273,70 руб. - стоимости лома снятых деталей, суд пришел к выводу, что лом находится в распоряжении истца.
Между тем, в деле отсутствуют доказательства передачи истцу каких-либо снятых с вагонов деталей от ответчика или ремонтного предприятия либо уклонения истца от получения лома деталей. Как и доказательств действительного нахождения такого лома на ответственное хранение ОАО "Российские железные дороги" либо ремонтного предприятия.
При таких обстоятельствах иск в части требования о взыскании 75 273,70 руб. подлежит удовлетворению.
В отношении расходов на оплату арендной платы, заявленных истцом за период с 31 мая 2018 года по 07 декабря 2018 года, исковые требования также подлежат частичному удовлетворению в силу следующего:
- 31.05.2018 г. в 23:35 по московскому времени вагоны были повреждены;
- 01.06.2018 согласно скриншотам из программы ОАО "РЖД" вагоны были направлены в текущий ремонт на вагоноремонтные пути станции М.Горький;
- с 01.06.2018 г. по 25.06.2018 г. включительно вагоны стояли на путях станции М.Горький по вине ОАО "РЖД" в результате его бездействий по неосуществлению выгрузки груза из вагона, чтобы его можно было переставить на вагоноремонтные пути.
- 25.06.2018 г. вагоны были выгружены и переставлены на вагоноремонтные пути станции М.Горький, где ОАО "РЖД" осуществляло текущий ремонт вагонов;
- 16.07.2018 г. ОАО "РЖД" направило собственнику вагонов письмо с информацией, что вагонам N 57561185, N 56180375 требуется не текущий ремонт, а деповской ремонт, который ОАО "РЖД" не имеет возможности осуществить самостоятельно;
- 10.07.2018 г. ООО "ТТ" оформило заготовки на отправку вагонов на станцию Сарепта для осуществления ремонта, что подтверждается скриншотом письма электронной почты направленного Агентом ООО "ТрансГруз" на станцию М. Горький;
- 27.07.2018 г. уже сам подрядчик АО "ВРК-2" со станции Сарепта просит ОАО "РЖД" перевести вагоны из текущего ремонта в деповской ремонт и отправить их на станцию Сарепта.
- 31.07.2018 г. вагоны были переведены ответчиком в деповской ремонт и отправлены ответчиком на станцию Сарепта в ремонт.
С 31.07.2018 г. по 15.08.2018 г. включительно вагоны находились в пути следования на станцию Сарепта. В данном случае вагоны перевозились длительный период по вине самого ответчика, поскольку он же является и перевозчиком вагонов и истец не мог повлиять на скорость доставки вагонов до станции ремонта.
В дальнейшем ввиду имеющегося на рынке дефицита ремонтопригодных деталей (8 боковых рам и 4 надрессорные балки) со сроком эксплуатации не ниже забракованных (на вагоне 56180375 боковые рамы и надрессорные балки были установлены 2008 г. производства, на вагоне 57561185 боковые рамы и надрессорные балки были установлены 2011 г. производства), подходящие детали с подходящим сроком эксплуатации были найдены не сразу.
Доказательством имеющегося на рынке дефицита указанных деталей служит то факт, что даже у АО "ВРК-2" отсутствовали необходимые для ремонта детали.
В результате истцу пришлось самостоятельно через агента ООО "ТрансГруз" искать указанные детали.
Стоит заметить, что ответчик также не предпринял необходимых мер для восстановления поврежденных вагонов. Хотя согласно законодательству именно на перевозчике, повредившим вагоны, лежит обязанность по восстановлению поврежденных вагонов.
Так согласно ст. 105 Устава железнодорожного транспорта РФ, при повреждении перевозчиком принадлежащих грузоотправителям, грузополучателям, другим юридическим или физическим лицам вагонов, контейнеров или их узлов и деталей перевозчик такие вагоны, контейнеры обязан отремонтировать.
В нарушение указанной нормы ответчик бездействовал, таким образом, вагоны простаивали в ремонте на ст. Сарепта по вине ответчика, который не исполнял свои обязанности по восстановлению поврежденных вагонов - не предоставил истцу необходимые для ремонта детали.
Необходимые детали оказались в распоряжении истца 06 сентября 2018 года.
Таким образом, подлежащий отнесению на ответчика период арендных платежей устанавливается судом апелляционной инстанции с 31.05.2018 г. по 06 сентября 2018 года, поскольку ОАО "Российские железные дороги" не может нести ответственность за дальнейшие действия истца, самостоятельно согласовавшего сроки эксплуатации устанавливаемых деталей с собственником вагонов.
В этой связи судебная коллегия устанавливает следующий расчет убытков по арендным платежам, выплаченным за время непроизводственного простоя: 1250 руб. в сутки за вагон без учета НДС х 98 суток (период с 31 мая по 06 сентября 2018 года) х 2 вагона = 245 000 руб.
В отношении взыскания убытков в форме неполученного дохода в размере 462 203,15 руб. иск удовлетворен быть не может, поскольку ответчиком не доказана невозможность приобретения (в собственность, аренду и т.д.) 2 вагонов вместо спорных вагонов, находящихся в ремонте, чем по сути возобновить необходимое истцу количество вагонов в заявленный в иске период,.
Таким образом, общий размер правомерно заявленных требований составляет 320 273,70 руб. (245 000 руб. + 75 273,70 руб.) = 320 273,70 руб.
Госпошлина, приходящаяся на уменьшение иска, произведенное истцом 12 августа 2019 года, подлежит возврату истцу из бюджета в сумме 14 739 руб. (ст.ст. 333.22, 333.40 НК РФ), в остальном расходы истца по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы относятся на ответчика пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований в общей сумме 8 101 руб. (ст.110 АПК РФ).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266-268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19 августа 2019 года по делу N А40-139215/19 отменить. Взыскать с ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в пользу ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН: 1096671017552, ИНН: 6671303090) 320 273 руб. 70 коп. - в счет возмещения убытков, 8 101 руб. - в возмещение расходов по оплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы, в остальной части иска отказать.
Возвратить ООО "ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ" (ОГРН: 1096671017552, ИНН: 6671303090) 14 739 руб. - госпошлины излишне уплаченной по платежному поручению N 10743 от 30.05.2019 из федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.Р. Валиев |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-139215/2019
Истец: ООО ТТ
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Третье лицо: ПАО СТРАХОВОЕ "ИНГОССТРАХ"
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-2800/20
05.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60184/19
30.10.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-60184/19
20.08.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-139215/19