город Томск |
|
9 декабря 2019 г. |
Дело N А03-21330/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Павлюк Т. В., Скачковой О. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лачиновой К. А.
рассмотрел апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Калманский" (N 07АП-11191/19) на решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.09.2019 по делу N А03-21330/2018 (судья Синцова В.В.) по заявлению Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Калманский" (ИНН 2284003373, ОГРН 1022202864573) к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 2225023610, ОГРН 1022201759623) о признании недействительными решений от 24.10.2018 N150 н/с и от 24.10.2018 N98.
УСТАНОВИЛ:
Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Калманский" (далее - заявитель, Отдел) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительными решений от 24.10.2018 N 150 н/с и от 24.10.2018 N 98.
Решением от 17.09.2019 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены частично: решение Фонда от 24.10.2018 N 150 н/с в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 302, 74 руб., пени в сумме 43, 78 руб., штрафа в сумме 60, 55 руб.; решение Фонда от 24.10.2018 N 98 в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 2616, 83 руб., пени в сумме 258, 95 руб., штрафа в сумме 523,16 руб. признаны незаконными.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части, принять по делу новый судебный акт, которым его требования о признании решений Фонда N 98 от 24.10.2018, N 150 н/с от 24.10.2018 недействительными удовлетворить в полном объеме.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что спорные контракты, заключенные с работниками, являются гражданско-правовыми, а не трудовыми договорами.
В порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) от Фонда поступил отзыв, в котором считает апелляционную жалобу Отдела не подлежащей удовлетворению.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направили.
В порядке части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие сторон.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статьи 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции считает решение арбитражного суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, МО МВД России "Усть-Калманский" зарегистрирован в качестве страхователя в филиале N 1 регионального отделения и является плательщиком страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В период с 15.08.2018 по 17.08.2018 филиалом N 1 регионального отделения проведена плановая выездная проверка заявителя, в том числе по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд за период с 01.01.2015 по 31.12.2016; правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения за период с 01.01.2015 по 31.12.2017.
В ходе проверки Фондом установлено, что заявителем в проверяемом периоде в нарушение занижена база для начисления страховых взносов на сумму выплат физическим лицам по государственным контрактам, имеющим признаки трудовых договоров: по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2015 по 31.12.2016 в размере 508 884,32 руб.; по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за период с 01.01.2015 по 31.12.2017 в размере 795 497,11 руб.
Фондом в отношении заявителя вынесено решение от 24.10.2018 N 98 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому: заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2 951,53 руб. (14 757,65 х 20%); доначислены страховые взносы в сумме 14 757,65 руб. (508 884,32 х 0,2%); -начислены пени в сумме 1 167,66 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Фондом также вынесено решение от 24.10.2018 N 150н/с о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании ох несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому: заявитель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 318,21 руб. (1 591,04 х 20%); доначислены страховые взносы в сумме 1 591,04 руб. (795 497,11 х 0.2%); начислены пени в сумме 196,27 руб. за несвоевременную уплату страховых взносов.
Не согласившись с решениями Фонда, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Отделом требования в части, суд первой инстанции исходил из того, что заключенные договоры фактически регулировали трудовые отношения, при этом оплата производилась по договорам оказания услуг, страховые взносы на обязательное социальное страхование не начислялись, в то же время суд согласился с доводами заявителя относительно неверного определения Фондом базы для начисления страховых взносов.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.
Согласно статье 6 Закона N 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Отдел является страхователем по обязательному социальному страхованию.
Отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем (статья 9 Закона N 165-ФЗ).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает: обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В силу статьи 5 Закона N 125-ФЗ обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат: физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного со страхователем; физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем. Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, предметом которого являются выполнение работ и (или) оказание услуг, договора авторского заказа, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанными договорами заказчик обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В силу статей 3, 20 Закона N 125-ФЗ средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет обязательных страховых взносов страхователей, которыми признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, нанимающие лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Страховой взнос представляет собой обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Страховой тариф - ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц.
Согласно статье 20.1 Закона N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений. База для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных страхователями в пользу застрахованных лиц, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 Федерального закона.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком. Суммы страховых взносов перечисляются страхователем, заключившим трудовой договор с работником, ежемесячно в срок, установленный для получения (перечисления) в банках средств на выплату заработной платы за истекший месяц, а страхователем, обязанным уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правовых договоров, - в срок, установленный страховщиком (пункты 1, 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ).
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов на обязательное социальное страхование являются выплаты, начисленные работнику в связи с выполнением им трудовых обязанностей, а также на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Из системного толкования приведенных норм следует, что именно от правовой природы взаимоотношений между страхователем и физическим лицом зависят наступающие в связи с этим последствия, в частности, возникновение обязанности по уплате взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что доначисление страховых взносов произведено Фондом на выплаты по государственным контрактам на оказание услуг, заключенным заявителем в 2015-2017 г.г. с физическими лицами Моховой М.Б., Горковенко А.И., Голядкиной З.А., Сысоевой Т.В., Бурындиной О.Н., Раченковой Е.А., Казначеевой Г.А., Безушко Н.К., Хромовой О.Б., Хлебниковой А.Н., Большаниной А.А., Бердюгиной Г.В. (исполнители).
Согласно пункту 2.1 контрактов, исполнители обязуются ежедневно, в рабочие дни оказывать услуги по уборке помещений, коридоров, лестниц (п.2.1.1 контрактов); удалять пыль с мебели, ковровых изделий, подметать и мыть стены, полы, лестницы окна, утеплять к зиме окна, принимать участие в ремонте кабинетов (п.2.1.2 контрактов); собирать и транспортировать мусор и отходы в установленное место (п.2.1.3 контрактов); чистить и дезинфицировать места общего пользования (п.2.1.4 контрактов); приготавливать моющие и дезинфицирующие растворы (п.2.1.5 контрактов); соблюдать правила санитарии и гигиены в убираемых местах (п.2.1.6 контрактов).
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что сложившиеся между Отделом и указанными физическими лицами спорные правоотношения по своей правовой природе являются не гражданско-правовыми, а трудовыми, исходя из следующего.
Согласно статье 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения представляют собой отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации под трудовым договором понимается соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Основные права и обязанности работника и работодателя закреплены в статьях 21, 22 Трудового кодекса Российской Федерации.
Из содержания вышеприведенных статей 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что квалифицирующими для трудового договора признаками, позволяющими отграничить его от гражданско-правовых договоров, являются следующие характерные черты: выполнение работником трудовой функции, состоящей в выполнении работы по соответствующей должности в соответствии со штатным расписанием либо по определенной профессии или специальности с указанием квалификации либо в выполнении конкретного вида работы, поручаемой работнику; наличие места работы; подчинение работника внутреннему трудовому распорядку, установленному на предприятии; предоставление работнику определенных социальных льгот и гарантий; условия оплаты труда, в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты - они определяются в соответствии с профессией, должностью, квалификационным разрядом и квалификационной категорией работника; наличие дисциплинарного вида ответственности за совершение проступков.
Статьей 420 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик - их оплатить.
Из анализа указанных норм следует, что договорно-правовыми формами, опосредующими оказание услуг (выполнение работ) по возмездному договору, могут быть как трудовой договор, так и гражданско-правовые договоры (в том числе возмездного оказания услуг, подряда). При этом, предметом трудовых правоотношений является сам процесс труда работника по определенной трудовой функции (профессии, специальности или должности) в данной организации. Предметом же гражданских правоотношений является конечный результат - продукт труда. В трудовых правоотношениях обязанность по организации труда и его охране лежит на работодателе; в гражданских правоотношениях, связанных с трудом, исполнитель сам организует свой труд и его охрану. Трудовым правоотношениям присущ длящийся характер, они, как правило, не прекращаются после завершения работником какого-либо действия (рабочей операции) или трудового задания, поскольку работник вступает в указанные правоотношения для выполнения определенной работы как процесса. Гражданско-правовые отношения, связанные с трудом, прекращаются по окончании выполнения конкретной работы (задания) и получения определенного результата труда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
При этом наименование договора не может рассматриваться в качестве достаточного основания для безусловного отнесения заключенного договора к гражданско-правовому или трудовому контракту. Определяющее значение для квалификации заключенного сторонами договора имеет анализ его содержания на предмет наличия или отсутствия признаков гражданско-правового или трудового договоров.
Суд, принимая во внимание, что спорным договорам присущи такие элементы трудового договора как: систематический характер, закрепление в предмете договора трудовой функции (выполнение исполнителем (работником) работ определенного рода, а не разового задания заказчика), отсутствие в договорах конкретного объема работ (значение для сторон имел сам процесс труда, имеющий признаки определенной трудовой функции в данной организации (профессии, специальности), а не достигнутый результат), включение исполнителей в производственную деятельность заявителя, их деятельность регулировалась со стороны заказчика, пришел к верному выводу, что заинтересованное лицо при вынесении оспариваемого решения обоснованно указало, что работы по данным договорам носили не гражданско-правовой, а трудовой характер.
При апелляционном обжаловании заявитель указал, что заключенные им с физическими лицами договоры об оказании отдельных услуг, не имеют признаков трудового договора, поскольку должности не предусмотрены штатным расписанием, волеизъявление сторон не направлено на заключение трудового договора, контракты не содержат условий, обязывающих исполнителей соблюдать определенный режим работы и отдыха, подчиняться распоряжениям руководителя, за ненадлежащее выполнение которых была бы предусмотрена дисциплинарная ответственность, в контрактах не предусмотрена выплата сумм по временном нетрудоспособности, предоставление физическим лицам иных гарантий социальной защищенности.
Вместе с тем, приведенные в апелляционной жалобе обстоятельства не опровергают вышеизложенные выводы арбитражного суда о трудовом характере спорных договоров.
Более того, приведенные факты свидетельствуют о том, что при фактическом допуске указанных физических лиц к работе, работодателем не были надлежащим образом оформлены трудовые договоры, что является нарушением трудового законодательства, лишением учреждением своего работника социальных гарантий.
Таким образом, Фонд правомерно квалифицировал спорные договоры в качестве трудовых, исходя из характера фактически сложившихся между сторонами отношений, в связи с чем у заявителя возникла обязанность по начислению страховых взносов на спорные выплаты.
Вместе с тем, судом первой обоснованно указано, что при определении базы для начисления страховых взносов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 795 497, 11 руб., на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 508884,32 руб., Фондом учитывались суммы, указанные в контрактах, без учета того, что согласно условиям спорных контрактов цена является твердой и включает в себя уплату всех необходимых налогов и взносов. Вывод суда о том, что с учетом неверного определения базы для начисления страховых взносов, решением Фонда от 24.10.2018 N 150 н/с необоснованно взысканы недоимка по страховым взносам в сумме 302, 74 руб., пени в сумме 43, 78 руб., штраф в сумме 60, 55 руб.; решением от 24.10.2018 N 98 необоснованно взысканы недоимка по страховым взносам в сумме 2616, 83 руб., пени в сумме 268, 95 руб., штраф в сумме 523,16 руб., является правильным.
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Алтайского края от 17.09.2019 по делу N А03-21330/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Усть-Калманский" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Алтайского края.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Т. В. Павлюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А03-21330/2018
Истец: МО МВД России "Усть-Калманский"
Ответчик: ГУ Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 1
Третье лицо: ГУ МВД России по Алтайскому краю