город Чита |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А78-11635/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Ломако Н.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Селивановой Т.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу апелляционной жалобы индивидуального предпринимателя Клочковой Татьяны Александровны на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 августа 2019 года по делу N А78-11635/2018 по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Клочковой Татьяны Александровны (ОГРН 304753434100246, ИНН 751300000124) к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (ОГРН 1087536008801, ИНН 7536095984) о признании незаконным отказа об одностороннем отказе от договора аренды, об обязании продлить договор аренды внести изменения в пп.2.1 п.2 договора сроком по 31 марта 2025 года,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Администрации городского округа "Город Чита" (ОГРН 1027501183467, ИНН 7536031229) в лице Управления потребительского рынка администрации городского округа "Город Чита",
при участии в судебном заседании:
от истца: Юринской О.И. - представителя по доверенности от 01.09.2018;
установил:
индивидуальный предприниматель Клочкова Татьяна Александровна (далее - истец, предприниматель, ИП Клочкова Т.А.) обратилась с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края (далее - ответчик, Департамент) о признании незаконным отказа Департамента, содержащегося в уведомлении от 18.04.2018 N 01-13/2588-А об одностороннем отказе от договора аренды земельного участка расположенного по адресу: Забайкальский край, город Чита, ул. Кайдаловская, 4а, кадастровый номер 75:32:030723:16, площадью 274 кв.м., об обязании продлить договор аренды земельного участка на территории г.Читы, государственная собственность на который не разграничена N294/08 от 19 июня 2008 года, заключенный с ИП Клочковой Т.А., внести изменения в подпункт 2.1 пункта 2 договора аренды земельного участка: слова "сроком до 31.03.2018 года" заменить словами "сроком до 31 марта 2025 года".
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 августа 2019 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обжаловал его в апелляционном порядке по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Департаментом отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 01.11.2019.
Представитель истца в судебном заседании дала пояснения согласно доводам, изложенным в апелляционной жалобе, просила решение суда первой инстанции отменить.
Ответчик и третье лицо явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных участвующих в деле лиц.
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 19.06.2008 между Департаментом и ИП Клочковой Т.А. был заключен договор аренды земельного участка N 294/08 сроком до 01 июня 2011 года (далее - договор) предметом которого являлся земельный участок площадью 274 кв. м, местоположение которого определено: г. Чита, ул. Кайдаловская 4а, с кадастровым номером 75:32:030723:16. Земельный участок предоставлялся для обслуживания и использования временного торгового павильона с закусочной и летним кафе.
На основании дополнительного соглашения от 07 мая 2013 года срок действия договора продлен до 31.03.2018.
26.02.2018 истец обратился к арендодателю с заявлением о заключении договора аренды по ранее действовавшему договору N 294/08 от 19.06.2008 (т.1 л.д.31).
Уведомлением N 01-13/2588-А от 18.04.2018 Департамент известил истца об одностороннем отказе от договора аренды в порядке п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации об оплате задолженности и об освобождении земельного участка в трех месячный срок (т.1 л.д. 66), которое получено истцом.
Постановлением Администрации городского округа N 151 от 17.05.2012 Утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Чита.
Сведения размещены в свободном доступе на официальном сайте администрации городского округа "Город Чита" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещенном по адресу www.admin.chita.ru
Как следовало из схемы в строке 43 г. Чита ул. Кайдаловская 4-а размещен торговый объект павильон услуги в сфере общественного питания, срок осуществления деятельности - по договору аренды земельного участка (т.1 л.д.56).
Постановлением Администрации городского округа от 09.10.2018 N 379 внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, строка 43 подраздела "Павильоны" раздела "Центральный административный район городского округа г. Чита" исключена (п. 1.2) (т.2 л.д.39-42).
Заключением комиссии по внесению изменении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Чита N 3-2019/17 от 25.07.2019 истцу отказано во включении объекта в схему.
В соответствии с представленной выпиской из единого государственного реестра недвижимого имущества по состоянию на 20.06.2019, на 12.08.2019 сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:030723:16 отсутствуют.
Ссылается на нарушение прав, в том числе на преимущественное право заключения договора в отношении аренды земельного участка, истец обратился в суд с указанным выше требованием.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции признает правильными и обоснованными выводы суда первой инстанции, а принятое им решение - подлежащим оставлению без изменения.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно руководствовался следующим.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В аренду могут быть переданы земельные участки (статья 607 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды заключается на срок, определенный договором.
Согласно пункту 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (пункт 3). По правилам указанной нормы материального права стороны сделки могут предусмотреть право одностороннего отказа от договора.
Как уже отмечено, срок действия спорного договора с учетом дополнительного соглашения от 07.05.2013 был определен до 31.03.2018.
Абзацем 2 пункта 2 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если договор аренды считается заключенным на неопределенный срок, то каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
Таким образом, на основании пункта 2 статьи 610 и пункта 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор после истечения его срока возобновлен сторонами на неопределенный срок, поскольку, как следует из материалов дела, ответчик продолжал пользоваться земельным участком после истечения срока договора.
Департамент уведомил арендатора уведомлением от 18.04.2018 N 01-13/2588-А об одностороннем отказе от договора аренды в порядке п. 2 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, об оплате задолженности и об освобождении земельного участка в трех месячный срок, уведомление получено истцом.
Как верно указано судом первой инстанции, поскольку арендодатель заявил об отказе от договора аренды, заключенного на неопределенный срок, договор аренды земельного участка прекратил свое действие по истечении трех месяцев. При этом в данном случае не имеет значения, какие обстоятельства предопределили намерение арендодателя отказаться от договора.
В силу пункта 2 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В пункте 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.03.2015) и в статье 621 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено по истечении срока договора аренды земельного участка преимущественное право арендатора на заключение нового договора аренды.
В силу пункта 14 статьи 1 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ) пункт 3 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации утратил силу с 01.03.2015, при этом названным законом (пункт 21 статьи 1) Земельный кодекс Российской Федерации дополнен главой V.1 "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности".
Согласно пункту 15 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не имеет преимущественного права на заключение на новый срок договора аренды такого земельного участка без проведения торгов.
Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 4.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 N 73), в силу части 9 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ по истечении срока договора аренды государственного или муниципального имущества, заключенного в порядке, предусмотренном частями 1 или 3 данной статьи, заключение договора с прежним арендатором на новый срок без проведения торгов возможно, если иное не установлено договором и срок действия договора не ограничен законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.2 постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 для заключения договора аренды на новый срок без проведения торгов стороны должны достичь соглашения о новых условиях договора о сроке и арендной плате с соблюдением положений части 9 статьи 17.1 Закона о конкуренции.
Частью 2 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ установлено, что указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
С 01.03.2015 случаи, при которых допускается заключение нового договора аренды без проведения торгов, предусмотрены пунктом 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, а условия реализации такого права - пунктом 4 данной статьи.
Пунктом 3 статьи 39.6 названного Кодекса установлено, что граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 13, 14 или 20 статьи 39.12 настоящего Кодекса); 2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства или дачного хозяйства.
Пунктом 4 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации определены условия реализации такого права, при наличии в совокупности которых, гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами земельного участка, имеют право на заключение нового договора аренды такого земельного участка в указанных в пункте 3 настоящей статьи случаях, а именно: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого земельного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом до дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка; 2) исключительным правом на приобретение такого земельного участка в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, не обладает иное лицо; 3) ранее заключенный договор аренды такого земельного участка не был расторгнут с этим гражданином или этим юридическим лицом по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 46 настоящего Кодекса; 4) на момент заключения нового договора аренды такого земельного участка имеются предусмотренные подпунктами 1 - 30 пункта 2 настоящей статьи основания для предоставления без проведения торгов земельного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
Пунктом 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) предусмотрены исчерпывающие случаи предоставления земельных участков в аренду без проведения торгов.
Подпункт 6 пункта 1статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случаях размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации указывает, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле).
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Закона о торговле размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 10 Закон о торговле, порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 этой статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации. В силу подпункта 6 пункта 1 статьи 39.33. Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772 утверждены Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов.
Данные Правила определяют порядок включения нестационарных торговых объектов в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденную органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования.
Постановлением Администрации городского округа N 151 от 17.05.2012 Утверждена Схема размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Чита.
Сведения размещены в свободном доступе на официальном сайте администрации городского округа "Город Чита" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, размещенном по адресу www.admin.chita.ru.
Как следовало из схемы в строке 43 г. Чита ул. Кайдаловская 4-а размещен торговый объект павильон услуги в сфере общественного питания, срок осуществления деятельности - по договору аренды земельного участка (т.1 л.д.56).
Между тем, Постановлением Администрации городского округа от 09.10.2018 N 379 внесены изменения в схему размещения нестационарных торговых объектов, строка 43 подраздела "Павильоны" раздела "Центральный административный район городского округа г. Чита" исключена (п. 1.2).
Заключением комиссии по внесению изменении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории городского округа г. Чита N 3-2019/17 от 25.07.2019 истцу отказано во включении объекта в схему.
На момент рассмотрения объект в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Читы не включен, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
В соответствии с представленной выпиской из единого государственного реестра недвижимого имущества по состоянию на 20.06.2019, на 12.08.2019 сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 75:32:030723:16 отсутствуют.
При таких обстоятельствах и поскольку право пользования земельным участком у ответчика прекращено, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию заявителя с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, оснований к несогласию с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о злоупотреблении Департаментом своим правом отклоняются, как бездоказательные и не основанные на материалах дела.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции, в том числе и безусловных, а равно принятия доводов апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 августа 2019 года по делу N А78-11635/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Н.В. Ломако |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-11635/2018
Истец: ИП Клочкова Татьяна Александровна
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА И ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ
Третье лицо: Управление потребительского рынка администрации городского округа городт Чита