г. Москва |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А40-110114/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.12.2019 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 09.12.2019 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.Б. Расторгуева
судей Д.В. Пирожкова, А.И. Трубицына,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.М. Кулиш,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09 сентября 2019 года по делу N А40-110114/2019, принятое судьей Ереминой И.И.
по иску ООО "Татнефть-Транс"
к ОАО "РЖД"
о взыскании пени
при участии в судебном заседании представителей от ответчика: Буркеева А.Ф. (доверенность от 07.12.2018)
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) "Татнефть-Транс" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") о взыскании пени за просрочку доставки грузов в размере 7 582 899 руб. 44 коп.
Решением от 09.09.2019 г. суд взыскал с ответчика в пользу истца пени в размере 5 300 000 руб. с учетом применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. В остальной части иска отказал.
ОАО "РЖД" не согласилось с решением суда и подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований в размере 7 384 414 руб. 34 коп.., ссылаясь на то, что по части накладных срок доставки грузов увеличивается на одни сутки по основанию пунктов 5.9, 6.7 Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом, утвержденным Приказом МПС РФ от 07.08.2015 N 245, чему не была дана оценка судом первой инстанции; а также на наличие арифметических ошибок в расчете истца.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев дело в отсутствие истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в порядке статей 123, 266, 268 и 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит изменению в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что в январе-феврале 2019 г. согласно транспортным железнодорожным накладным ответчик доставлял грузы истца с нарушениями установленных сроков доставки.
Статьей 33 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлена обязанность перевозчиков доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов перевозчик указывает в транспортной железнодорожной накладной.
Пунктом 3.2 Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России N 39 от 18.06.2003 г., предусмотрено, что расчетную дату истечения срока доставки груза в графе "срок доставки истекает" заполняет сам перевозчик.
Статьей 97 Устава предусмотрено, что за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере 9 (девяти) процентов от платы за перевозку грузов, доставку порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов.
Нормативные сроки доставки грузов (далее - срок доставки), в том числе порожних вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, исчисляются на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния, по которому рассчитывается плата за перевозку грузов, согласно тарифному руководству с учетом железнодорожных направлений и видов отправок, по которым осуществляются перевозки грузов. Неполные сутки при исчислении сроков доставки груза считаются за полные. Расчетное время - Московское.
Судом первой инстанции не дана оценка доводам ответчика о том, что названными Правилами, в частности разделом III "Заполнение накладной перевозчиком на станции отправления", не предусмотрено проставление отметки о следовании вагонов через Московский узел в железнодорожной накладной (дорожной ведомости), требование о проставлении данной отметки отсутствует и в Правилах N 245; судом не установлено, соответствуют ли представленные в материалы дела документы по форме и содержанию требованиям вышеупомянутых Правил, в связи с чем суд первой инстанции неправомерно удовлетворил требования в части взыскания пени в размере 328 200 руб. 33 коп.
В соответствии с Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.06.2011 N 268/11 при рассмотрении иска о взыскании пени за просрочку доставки грузов в качестве доказательства прохождения вагонов через железнодорожные узлы, в частности, принимается "Архив вагонов". Согласно сложившейся судебной практике, ведомости, архивы вагонов, маршрут следования по плану формирования, натурные листы поезда являются надлежащими доказательствами прохождения вагонов через узлы.
Судом не дана оценка представленным ответчиком в материалы дела дорожным ведомостям в подтверждение доводов о прохождении вагонов через станции Московского узла ОАО "РЖД" без отклонения от маршрута следования.
В соответствии с пунктом 37 Приложения N 6 "Организация движения поездов на железнодорожном транспорте" к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Минтранса России от 21.12.2010 N 286, поезда должны формироваться в полном соответствии с настоящими Правилами, сводным графиком движения и планом формирования поездов. Нормы массы и длины грузовых поездов по направлениям по каждому участку устанавливаются в графике движения и плане формирования поездов и должны соответствовать типу локомотива, профилю железнодорожного пути на участках обращения поездов и полезной длине приемоотправочных железнодорожных путей на железнодорожных станция этих участков, а на электрифицированных линиях - условиям технологического электроснабжения.
При этом расстояние, по которому согласно плану формирования следует поезд, не всегда является кратчайшим. Согласно статье 15 Устава плата за перевозки грузов взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки грузов, в том числе в случае увеличения расстояния, на которое они перевозятся, по причинам, зависящим от владельца инфраструктуры и перевозчика. Порядок определения такого расстояния устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
По смыслу вышеприведенных норм, по кратчайшему расстоянию определяется только размер платы за перевозки, но не маршрут следования.
Учитывая изложенное, сумма пени по железнодорожным накладным N N ЭГ958467, ЭГ958806, ЭГ921813, ЭГ980216, ЭГ959528, ЭГ969621, ЭГ895924, ЭГ895793, ЭГ884714, ЭГ896304, ЭГ816551, ЭГ816656 подлежит уменьшению на сумму 328 200 руб. 33 коп. согласно представленному ответчиком контррасчету, неприменение судом к правоотношениям сторон положений пункта 5.9 Правил N 245 нельзя признать обоснованным. Контррасчет ответчика истцом не опровергнут.
Доводы апелляционной жалобы об увеличении сроков доставки грузов по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами в соответствии с 6.7 Правил N 245 принимается судом апелляционной инстанции.
Пунктом 6.7 Правил N 245 установлено, что сроки доставки грузов увеличиваются на все время задержки в случае задержки вагонов на промежуточных железнодорожных станциях по причине неприема их железнодорожной станцией назначения из-за невозможности обеспечения своевременной выгрузки вагонов на железнодорожных путях необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования или пользователей, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами. О причинах задержки груза и о продолжительности этой задержки перевозчик составляет акт общей формы в порядке, установленном правилами составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
В соответствии с пунктом 3.1 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45 (далее - Правила N 45), для удостоверения задержки груза в пути следования в случаях, указанных в Правилах N 245, составляется акт общей формы.
Пунктом 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26), установлено, что задержка вагонов в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, по каждой станции. Временем окончания задержки вагонов является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей. На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Порядок оформления задержек вагонов в пути следования и порядок действий уполномоченных работников станции назначения предусмотрен п. 3 Регламента взаимодействия подразделений ОАО "РЖД" при оформлении документов, подтверждающих нахождение порожних грузовых вагонов, вагонов с грузом, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования, утвержденного Распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2016 г. N 2827р.
Таким образом, для удостоверения обстоятельств, при которых произошла задержка вагонов на промежуточной железнодорожной станции по причинам, зависящим от грузополучателя, перевозчиком должны были быть представлены по каждому случаю надлежаще оформленные приказ на временное отставление от движения грузового поезда, акт общей формы о начале задержки, доказательства извещения грузополучателя о задержке вагонов в пути следования, акт общей формы об окончании задержки.
Ответчиком в материалы дела представлены акты общей формы по отправкам, приведенным в разделе 2 апелляционной жалобы, подписанные грузополучателями без возражений, согласно которым невозможность приема вагонов станцией назначения обусловлена действиями самих грузополучателей.
При этом, данные документы представлены ответчиком в суд первой инстанции, не оспорены истцом, однако оценка данным доказательствам судом не была дана, что привело к необоснованному удовлетворению иска по пункту 6.7. Правил в размере 6 948 316, 23 рублей.
Кроме того, судом первой инстанции не учтены доводы ответчика о том, что по части накладных (раздел 3 апелляционной жалобы) груз прибыл ранее установленного в накладной срока доставки, что привело к необоснованному удовлетворению иска на сумму 107 897, 78 рублей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с доводами апелляционной жалобы о необоснованном начислении пени в общем размере 7 384 414 руб. 34 коп., в связи с чем требования истца предъявлены правомерно в размере 198 485, 10 рублей.
Однако, суд апелляционной инстанции соглашается с применением статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и признанием размера пени несоразмерным последствиям нарушенного ответчиком обязательства по основаниям, приведенным в обжалуемом решении суда, поэтому при применении аналогичной примененной судом первой инстанции пропорции, пени подлежат уменьшению до 138 729 руб. 37 коп.
Учитывая изложенное, решение суда подлежит изменению, а исковые требования - удовлетворению в размере 138 729 руб. 37 коп.
Судебные расходы между сторонами распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266, 267, 268, 269, 270 и 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09 сентября 2019 г. по делу N А40-110114/2019 изменить.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) в пользу ООО "Татнефть-Транс" (ОГРН 1021602497487) пени в размере 138 729 руб. 37 коп. и в возмещение расходов на оплату государственной пошлины - 1 090 рублей.
Отказать в удовлетворении остальной части иска.
Взыскать с ООО "Татнефть-Транс" (ОГРН 1021602497487) в пользу ОАО "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295) расходы по оплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2 946 руб. 30 коп.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.Б. Расторгуев |
Судьи |
Д.В. Пирожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-110114/2019
Истец: ООО "ТАТНЕФТЬ-ТРАНС"
Ответчик: ОАО "РЖД"