9 декабря 2019 г. |
А43-24618/2019 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Т.А.,
судей Волгиной О.А., Рубис Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Залит Я.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2019
по делу N А43-24618/2019,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лесное" (606970, Нижегородская обл., р.п. Тонкино, 2-й промышленный микрорайон, д. 1; ОГРН 1035201144549, ИНН 5233002730) о признании незаконным решения Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 04.06.2019 N 596,
при участии в судебном заседании представителей:
общества с ограниченной ответственностью "Лесное" - Адейкиной О.В. по доверенности от 10.01.2019 сроком действия три года,
Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - Золотаревой И.А. по доверенности от 25.01.2019 N 7 сроком действия три года,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лесное" (далее - ООО "Лесное", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным утвержденного приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее - Департамент, уполномоченный орган) от 04.06.2019 N 596 отрицательного заключения государственной экспертизы на "Внесение изменений в проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для заготовки древесины обществу с ограниченной ответственностью "Лесное" в Тонкинском районном лесничестве Департамента лесного хозяйства Нижегородской области". Одновременно заявитель просил суд обязать Департамент устранить допущенное нарушение его прав.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2019 заявленное требование удовлетворено. Одновременно суд обязал Департамент устранить нарушение прав и законных интересов ООО "Лесное" путем выдачи положительного заключения на "Внесение изменений в проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в аренду для заготовки древесины обществу с ограниченной ответственностью "Лесное" в Тонкинском районном лесничестве Департамента лесного хозяйства Нижегородской области" в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу. Кроме того, суд взыскал с Департамента в пользу Общества понесенные им по делу судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, неправильное применение судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Заявитель жалобы настаивает на том, что несоответствие объема заготовки древесины в проекте изменений на 2019, приведенного в таблице проекта 6.4.3.1, объемам заготовки древесины, приведенным в договоре аренды лесного участка от 25.05.2010 N 434, является самостоятельным основанием для выдачи отрицательного заключения на внесение изменений в проект освоения лесов.
Считает, что суд первой инстанции вышел за приделы рассмотрения требований, поскольку в обжалуемом решение рассматривается наличие оснований для внесения изменений в договор аренды и сделан вывод об отсутствии оснований для внесения изменений в договор аренды на основании актов лесопатологического обследования.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу указывает на законность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения.
В судебном заседании представители Департамента и ООО "Лесное" поддержали доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее.
Заявленные ходатайства и результаты их рассмотрения отражены в протоколе судебного заседания.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257-262, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Установлено по делу, что 25.05.2009 Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области (в настоящее время - Департамент лесного хозяйства Нижегородской области) и ООО "Лесное" заключили договор аренды лесного участка N 434, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять лесной участок общей площадью 11 018,1 га, находящийся в федеральной собственности, расположенный в Тонкинском районе, Нижегородской области, Тонкинском районном лесничестве, Тонкинское участковое лесничество, кварталы 50-52, 54-77, 80-100, 103-106, 111, 116, 117, 125, 126, 137, 138, 140, 155-159, 161-178, в целях осуществления деятельности по заготовке древесины.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке 29.11.2010.
Срок действия договора установлен до 24.05.2020 (пункт 25 договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристика приводятся в Приложениях N 1 и 2 к настоящему договору (пункт 3 договора).
Согласно пункту 4 договора арендатору передается лесной участок для использования в целях и объемах согласно Приложению N 3 к договору.
Лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи от 18.06.2010.
В соответствии с пунктом 14.3 договора арендатор обязан разработать и представить проект освоения лесов, утвержденный в установленном порядке. В срок не позднее одного месяца до окончания срока действия положительного заключения государственной экспертизы на проект освоения лесов, представить арендодателю разработанный в установленном порядке проект освоения лесов.
Арендатор обязан осуществлять за счет собственных средств, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области санитарно-оздоровительные мероприятия, в объемах согласно проекту освоения лесов (пункт 14.7 договора).
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.04.2019 по делу N А43-3858/2019 в договор аренды лесного участка от 25.05.2010 N 434 внесены изменения на основании статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно пояснениям Общества в период действия договора в результате лесопатологического обследования лесного участка, проведенного в мае - августе 2018 года филиалом ФБУ "Рослесозащита" - "ЦЗЛ Нижегородской области", на арендуемом лесном участке выявлены участки, поврежденные опасным вредителем леса (короедом-типографом) на площади 168,6, и поврежденные ветровалом и буреломом на площади 19,4 га, общая площадь поврежденных насаждений 188 га.
Дополнительными причинами гибели (ослабления) насаждений послужили поражение осины ложным осиновым трутовиком, поражение березы ложным трутовиком, поражение сосны смоляным раком, повреждение пихты трутовиком Гартика и пр.
Результаты обследования отражены в актах лесопатологического обследования от 26.09.2018 N 148, от 31.10.2018 N 242, от 27.12.2018 N 265, содержащих назначение выборочных и санитарных рубок поврежденных насаждений с целью предотвращения негативных процессов или ущерба от их воздействия.
Указанные акты утверждены приказами Департамента от 18.10.2018 N 1622, от 27.11.2018 N 2000, от 08.02.2019 N 98, и признаны неотъемлемой частью действующего лесохозяйственного регламента Тонкинского районного лесничества.
В соответствии с актами лесопатологического обследования заявитель разработал и представил в Департамент изменения в проект освоения лесов (проектировщик - ООО "ГеоЛесПроект-НН"), связанные с необходимостью проведения выборочных и сплошных санитарных рубок поврежденных лесных насаждений и планированием лесовосстановительных мероприятий.
После проведения государственной экспертизы указанных изменений в проект освоения лесов Департамент выдал отрицательное заключение, утвержденное его приказом от 04.06.2019 N 596.
Полагая, что отрицательное заключение государственной экспертизы на внесение изменений в проект освоения лесов, утвержденное Приказом от 04.06.2019 N 596 не соответствует действующему законодательству, ООО "Лесное" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 12, 19, 60.1, 60.2, 60.3, 60.6, 60.7, 74.1, 79, 88 Лесного кодекса Российской Федерации, положениями Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496, Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных Приказом Минприроды России от 12.09.2016 N 470 и исходил из того, что Департамент не доказал законность и обоснованность ненормативного правового акта.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации лесное законодательство регулирует отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (лесные отношения).
Согласно частям 1, 5 статьи 12 Лесного кодекса Российской Федерации освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности.
При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: 1) организация использования лесов;
2) создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры;
3) проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов;
4) проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, или использующими леса в соответствии с настоящим Кодексом лицами.
Согласно нормам, содержащимся в главе 3.1 Лесного кодекса Российской Федерации, санитарно-оздоровительные мероприятия в виде рубок погибших и поврежденных лесных насаждений отнесены к мерам по предупреждению распространения вредных организмов.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат защите от вредных организмов (жизнеспособных растений любых видов, сортов или биологических типов, животных либо болезнетворных организмов любых видов, биологических типов, которые способны нанести вред лесам и лесным ресурсам); защита лесов направлена на выявление в лесах вредных организмов и предупреждение их распространения, а в случае возникновения очагов вредных организмов - на их ликвидацию.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками (часть 5 статьи 60.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации защита лесов включает в себя выполнение мер санитарной безопасности в лесах и ликвидацию очагов вредных организмов.
В соответствии частью 1 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации меры санитарной безопасности в лесах включают в себя:
1) лесозащитное районирование;
2) государственный лесопатологический мониторинг;
3) проведение лесопатологических обследований;
4) предупреждение распространения вредных организмов;
5) иные меры санитарной безопасности в лесах.
Указанные в пунктах 3-5 части 1 настоящей статьи меры санитарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов (часть 2 статьи 60.2 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно нормам статьи 60.6 Лесного кодекса Российской Федерации лесопатологические обследования проводятся в лесах с учетом данных государственного лесопатологического мониторинга, а также иной информации о санитарном и лесопатологическом состоянии лесов. Лесопатологические обследования проводятся с использованием наземных и (или) дистанционных методов, визуальными и инструментальными способами, обеспечивающими необходимую точность оценки санитарного и лесопатологического состояния лесов.
По результатам лесопатологического обследования составляется акт лесопатологического обследования, который утверждается органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и направляется в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия или информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Порядок проведения лесопатологических обследований, форма акта лесопатологического обследования устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок проведения лесопатологических обследований и форма акта лесопатологического обследования утверждены Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480.
В силу части 1 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение распространения вредных организмов включает в себя проведение:
1) профилактических мероприятий по защите лесов;
2) санитарно-оздоровительных мероприятий, в том числе рубок погибших и поврежденных лесных насаждений;
3) других определенных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти мероприятий.
Согласно части 2 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации указанные в части 1 настоящей статьи мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
По результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка (часть 3 статьи 60.7 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, утвержденных Приказом Минприроды России от 12.09.2016 N 470 (далее - Правила) мероприятия по предупреждению распространения вредных организмов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, осуществляются лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов; на лесных участках, не предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, аренду - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81- 8 4 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 5 Правил не допускается осуществление мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов: в случае, если такие мероприятия не предусмотрены соответствующим актом лесопатологического обследования; в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти направлено предписание об отмене соответствующего акта лесопатологического обследования или о внесении в него изменений; в течение двадцати дней после размещения в соответствии с частью 3 статьи 60.6 Лесного кодекса акта лесопатологического обследования на официальном сайте уполномоченных органов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил санитарно-оздоровительные мероприятия проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов). К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев.
Согласно пункту 18 Правил сведения о видах и объемах санитарно-оздоровительных мероприятий, планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, отражаются в лесной декларации.
Из вышеуказанных норм лесного законодательства следует, что осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке, переданном в аренду, является не правом, а публично-правовой обязанностью арендатора, исполняемой в силу закона и наличия статуса арендатора (в отличие от права заготовки годовых объемов древесины, установленных договором, и являющихся аукционным условием договора в силу пункта 2 части 4 статьи 79 Лесного кодекса Российской Федерации).
Порядок государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов утвержден Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2 Порядка государственная или муниципальная экспертиза проекта освоения лесов проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81- 84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункт 3 Порядка).
Согласно пункту 7.1 Порядка экспертная комиссия проводит анализ представленного проекта освоения лесов и определяет его соответствие нормам законодательства Российской Федерации, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
В рамках экспертизы проводится проверка оформления проекта освоения лесов, которая включает следующее: соответствие структуры документа требованиям к составу проекта освоения лесов; соответствие заголовков разделов, подразделов их содержанию; правильность заполнения табличных форм; наличие необходимых тематических лесных карт и правильность их оформления; правильность употребления и написания терминов и других знаковых средств (терминологическая экспертиза), соответствие текста правилам русского языка.
Пунктом 10 Порядка предусмотрено, что положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
В рассматриваемом случае Департамент выдал Обществу отрицательное заключение экспертной комиссии на "Внесение изменений в проект освоения лесов на лесной участок, предоставленный в аренду для заготовки древесины ООО "Лесное" в Тонкинском районном лесничестве Департамента лесного хозяйства Нижегородской области", утвержденное приказом Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 04.06.2019 N 596, ввиду несоответствия договору аренды лесного участка от 25.05.2010 N 434, а именно по причине несоответствия объема заготовки древесины в проекте изменений на 2019 год, приведенного в таблице проекта 6.4.3.1., объемам, приведенным в Приложении N 3 договора.
Между тем, данными изменениями таблицы действующего проекта освоения лесов не изменялись, проект дополнен соответствующими разделами и таблицами, которые касаются производства в 2019 году санитарно-оздоровительных мероприятий и связанных с ними мероприятий по лесовосстановлению в соответствии с актами лесопатологического обследования от 26.09.2018 N 148, от 31.10.2018 N 242, от 27.12.2018 N 265, являющихся частью лесохозяйственного регламента Тонкинского районного лесничества.
С учетом вышеизложенного, доводы Департамента о том, что с момента введения в действие с 12.02.2017 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496, Департамент не может утверждать положительное заключение государственной экспертизы на изменения в проект освоения лесов, связанные с производством санитарных рубок, правомерно отклонены судом первой инстанции.
Кроме того из материалов дела следует, что в период действия Порядка N 496 (с 12.02.2017) Департамент выдавал положительные заключения государственной экспертизы на аналогичные, как в рассматриваемом случае, изменения в проект освоения лесов, связанные с производством санитарно-оздоровительных мероприятий в силу акта лесопатологического обследования лесных насаждений.
Так, в материалы дела представлено положительное заключение государственной экспертизы на изменения в проект освоения лесов, утвержденные Приказами Департамента лесного хозяйства Нижегородской области от 06.07.2018 N 912.
Таким образом, с учетом принципа эстоппель, правил venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению) позиция Департамента является несостоятельной.
Пунктами 2 и 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации определено, что изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр. Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
Указанные в названной норме существенные изменения характеристик лесного участка определяются по результатам таксации лесов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации), проводимой в порядке лесоустройства в границах всего арендуемого лесного участка и влекут изменение ежегодных объемов древесины с соответствующим изменением ежегодной арендной платы на последующий срок действия договора, т.е. влекут изменение аукционных условий договора.
Из приведенных выше норм права следует, что лесным законодательством была установлена и продолжает действовать возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного по результатам торгов, только в судебном порядке при наличии установленных законом оснований, в том числе существенного изменения количественных и качественных характеристик лесного участка.
Вместе с тем негативные воздействия на леса зачастую не приводят к существенным изменениям количественных и качественных характеристик всего лесного участка, в соответствии с чем изменение механизма судебного изменения договора относительно санитарно-оздоровительных мероприятий является ненадлежащим.
Таким образом, объем древесины, изымаемый при проведении санитарно-оздоровительных мероприятий, не влияет на цели и объемы использования лесов и не изменяет аукционное условие договора.
В рамках настоящего дела, как следует из актов лесопатологического обследования, санитарно-оздоровительные мероприятия назначены лишь на площади поврежденных участков в размере 75,3 га, что по отношению к площади арендуемого лесного участка (11 018,1 га) составляет лишь 1,7%.
Кроме того, пунктом 14.7 договора арендатор обязан осуществлять за счет собственных средств, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Нижегородской области, санитарно-оздоровительные мероприятия в объемах согласно проекту освоения лесов.
При таких обстоятельствах содержание вносимых изменений относится к мероприятиям по защите лесов (глава 3.1 Лесного кодекса Российской Федерации) и не противоречат условиям договора аренды от 25.05.2010 N 434.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применив нормы материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое заключение выдано уполномоченным органом, но не соответствует положениям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, что в силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет удовлетворение заявления.
Вопреки требованиям статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департамент не доказал законность и обоснованность своего заключения.
Арбитражный суд Нижегородской области законно и обоснованно удовлетворил требования ООО "Лесное".
Руководствуясь пунктом 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом предмета спора и установленных обстоятельств суд первой инстанции правильно определил правовосстановительную меру по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Законодателем не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны, независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Поскольку суд удовлетворил заявленные требования, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд обоснованно взыскал с Департамента в пользу Общества понесенные по делу судебные расходы.
Предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания к отмене решения арбитражного суда первой инстанции отсутствуют.
При этом судом не допущено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта.
Апелляционная жалоба Департамента признается не подлежащей удовлетворению как основанная на неверном толковании норм действующего законодательства.
Изложенные в апелляционной жалобе аргументы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Первый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2019 по делу N А43-24618/2019 на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 266 - 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.10.2019 по делу N А43-24618/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента лесного хозяйства Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.А. Захарова |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-24618/2019
Истец: ООО "Лесное"
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области