г. Москва |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А41-50429/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей: Коновалова С.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.
в судебном заседании участвуют представители:
от ООО "Управление услугами "ТРОВЕР" (ИНН 5010045440, ОГРН 1125010002369) - представитель не явился, извещен.;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ОГРН 1047727043561; ИНН 7727270299) - представитель не явился, извещен;
от ООО "ОНВАРД" (ИНН 5044087921, ОГРН 1135044002532)- представитель не явился, извещен
от Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области ( ОГРН: 1035008858015, ИНН: 5044010862) - представитель не явился, извещен,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2019 года по делу N А41-50429/19, принятое судьей Богатиной Ю.Г., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управление услугами "ТРОВЕР" к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью УПРАВЛЕНИЕ УСЛУГАМИ "ТРОВЕР" (далее - ООО "Управление услугами "ТРОВЕР") обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление) с требованиями- - признать незаконным отказ управления в государственной регистрации права по заявлению от 27.04.2019 N 50-50/009-50/009/011/2019-2635. - обязать управление осуществить государственную регистрацию перехода к ООО "Управление услугами "ТроВер" прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 21.10.2011 N 2203 на земельный участок с кадастровым номером 50:09:0070101:3316..
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Общество с ограниченной ответственностью "ОНВАРД" (далее - ООО "ОНВАРД"), Комитет по управлению имуществом Администрации городского округа Солнечногорск Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2019 года по делу N А41-50429/19 заявленные требования удовлетворены в полном объеме ( л.д. 160-162).
Не согласившись с указанным судебным актом, Управление обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального права
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела между Комитетом по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области и ООО "Карго" заключен договор аренды от 21.10.2011 N 2203 земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070101:3316 площадью 3330 кв.м, расположенный по адресу: Московская область, Солнечногорский район, поселок Андреевка, участок N 214, с видом разрешенного использования - под общественно-деловое строительство.
На основании соглашения об уступке права аренды земельного участка от 28.01.2017 N ВДВ-ОНВРД-2017 с 08.02.2017 арендатором земельного участка является ООО "Онвард".
Между ООО "Онвард" и ООО "Управление услугами "ТроВер" заключен договор уступки прав аренды от 25.04.2019 N ВДВ-ОНВРД-2019, по которому ООО "Онвард" передало ООО "Управление услугами "ТроВер" права и обязанности арендатора по договору аренды от 21.10.2011 N 2203 земельного участка с кадастровым номером 50:09:0070101:3316.
ООО "Управление услугами "ТроВер" 25.04.2019 направило в адрес Комитета по управлению имуществом Администрации Солнечногорского муниципального района Московской области уведомление о состоявшейся перемене лиц в обязательстве с приложением договора уступки прав аренды от 25.04.2019 N ВДВ-ОНВРД-2019.
ООО "Онвард" совместно с ООО "Управление услугами "ТроВер" 27.04.2019 обратились в управление с заявлением о регистрации перехода прав и обязанностей арендатора по договору аренды от 21.10.2011 N 2203.
Уведомлением от 14.05.2019 N 50/009/011/2019-2635 управление Росреестра по Московской области сообщило заявителям о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что при подаче документов обществом не было представлено документов, подтверждающих об уведомлении арендодателя о производимой уступке прав арендатора по Договору аренды.
14.08.2019 года уведомлением об отказе в государственной регистрации N 50/009/011/2019-2635 заинтересованное лицо отказало в осуществлении государственной регистрации по указанным выше обстоятельствам.
Считая указанный отказ незаконными, ООО "Управление услугами "ТРОВЕР"; обратилось с рассматриваемым заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, исходил из того, что ТУ в МО Росимущества не обосновано отказано в государственной регистрации договора.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Управление указывает на то, что решение суда необоснованное.
Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 1 Закона N 218-ФЗ, государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав).
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с п. 7 ст. 1 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Пунктом 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: - акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; - договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; - акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; - межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); - иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости;
Согласно статье 27 Федерального закона от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
Как следует из уведомлений об отказе в государственной регистрации основанием для отказа в государственной регистрации явилось то, что заявителями к своему заявлению не было приложено уведомление арендодателя о совершаемой уступке прав.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса РФ, при аренде земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок более чем пять лет арендатор земельного участка имеет право, если иное не установлено федеральными законами, в пределах срока договора аренды земельного участка передавать свои права и обязанности по этому договору третьему лицу, в том числе права и обязанности, указанные в пунктах 5 и 6 настоящей статьи, без согласия арендодателя при условии его уведомления.
То есть на законодательном уровне закреплено, что передача прав и обязанностей арендатора по договору аренды земельного участка, заключенного на срок более пяти лет, носит уведомительный характер для арендодателя.
Ни Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", ни Земельным кодексом РФ не предусмотрено обязанности заявителей при подаче заявления о государственной регистрации договора уступки прав по договору аренды, заключенному на срок более пяти лет, предоставлять в регистрирующий орган копию уведомления, адресованного арендодателю, а также доказательства направления данного уведомления в его адрес.
Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами (ч. 5 ст. 18 Закона N 218-ФЗ).
Вместе с тем, как установлено арбитражным судом и подтверждается материалами дела, ООО "Управление услугами "Тровер" документ, подтверждающий направление в адрес администрации уведомления о перехода прав и обязанностей арендатора был предоставлен в управление одновременно с подачей заявления о государственной регистрации 27.04.2019 и повторно 22.05.2019.
При таких обстоятельствах отказ Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в государственной регистрации договора уступки права аренды земельного участка, оформленный уведомлением об отказе в государственной регистрации от 14.08.2019 N 50/009/011/2019-2635 является незаконным и нарушает права и интересы общества.
В целях восстановления нарушенных прав кооператива суд обоснованно обязал заинтересованное лицо осуществить регистрационные действия по государственной регистрации договора уступки права аренды земельного участка 50:09:0070101:3316, заключенного между обществом с ограниченной ответственностью "ОНВАРД" и обществом с ограниченной ответственностью "УПРАВЛЕНИЕ УСЛУГАМИ "ТРОВЕР"
Доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны приводимым в суде первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителем апелляционной жалобы положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 09 сентября 2019 года по делу N А41-50429/19, оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-50429/2019
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ООО "УПРАВЛЕНИЕ УСЛУГАМИ "ТРОВЕР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Россия, 143403, МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, Г. КРАСНОГОРСК, УЛ. РЕЧНАЯ, Д. 8
Третье лицо: ООО "ОНВАРД", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-823/20
19.10.2020 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-14652/20
20.05.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-823/20
09.12.2019 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-21600/19
09.09.2019 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-50429/19