город Ростов-на-Дону |
|
09 декабря 2019 г. |
дело N А53-29520/2019 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маштаковой Е.А.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения города Таганрога (ИНН 6154041103, ОГРН 1026102589325)
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 по делу N А53-29520/2019
по иску муниципального унитарного предприятия похоронно-ритуальных услуг (ИНН 6154005289, ОГРН 1026102582956)
к Управлению социальной защиты населения города Таганрога (ИНН 6154041103, ОГРН 1026102589325)
о взыскании расходов по погребению,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие похоронно-ритуальных услуг (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Управлению социальной защиты населения города Таганрога (далее - ответчик) о взыскании расходов по погребению в размере 5562,25 руб.
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
11.10.2019 принято решение путем подписания его резолютивной части, размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 12.10.2019.
В связи с поступившим от истца заявлением, 23.10.2019 изготовлено мотивированное решение Арбитражного суда Ростовской области по делу N А53-29520/2019 и размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 24.10.2019.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 исковые требования удовлетворены.
Управление социальной защиты населения города Таганрога обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило решение суда от 23.10.2019 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения. Из представленных истцом документов следует, что Литвиненко Л.Г. умерла 05.07.2017, ее захоронение (погребение) произведено 26.07.2017, в связи с чем шестимесячный срок со дня погребения истекает 26.01.2018, в то время как истец обратился за возмещением затрат только 13.11.2018. По утверждению заявителя, отсутствовали препятствия для своевременного обращения истца за возмещением спорных затрат.
От муниципального унитарного предприятия похоронно-ритуальных услуг поступил отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому истец возражает против доводов жалобы и указывает на то, что он в установленный законом срок обратился в Пенсионный фонд г. Таганрога. Получив ответ о том, что умершая не являлась на дату смерти получателем пенсии по г. Таганрогу, был направлен запрос в Пенсионный фонд Ростовской области, на который ответ не был получен. Таким образом, затягивание срока обращения за возмещением затрат на погребение произошло не по вине истца.
Апелляционная жалоба рассмотрена без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, между Управлением социальной защиты населения г. Таганрога (заказчик) и муниципальным унитарным предприятием похоронно-ритуальных услуг г. Таганрога Ростовской области (исполнитель) заключен договор N 5/17 от 30.12.2016, согласно условиям которого во исполнение Областного закона Ростовской области от 03.05.2005 г. N 303-ЗС "О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета", на основании постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения", исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по погребению в случае, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, в том числе, в случае смерти несовершеннолетнего члена семьи граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности, при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также, невостребованных и неопознанных умерших граждан, не являвшихся пенсионерами, на условиях, предусмотренных договором, а заказчик" возмещает исполнителю расходы, связанные с оказанием таких услуг (пункт 1.1. договора).
Согласно пункту 2.1.1. договора заказчик обязался возмещать исполнителю стоимость услуг, предоставленных согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному Областным законом Ростовской области от 03.05.2005 года N 303-ЗС "О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета" путем перечисления денежных средств на его расчетный счет, в пределах расходов бюджета, утвержденных заказчику бюджетной росписью расходов на 2017 год, на основании документов, указанных в пункте 2.2.2. договора.
Пунктом 2.2.1. договора исполнитель обязался оказывать услуги по погребению умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а также неопознанных и невостребованных умерших граждан, не являвшихся пенсионерами.
Исполнитель обязуется представлять заказчику счет на сумму произведенных расходов, акт выполненных работ и справку о смерти установленной формы в течение не позднее шести месяцев со дня погребения (пункт 2.2.2. договора).
В соответствии с пунктом 3.1 договора (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 05.04.2017) исполнителю возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в размере 5277,28 руб. за одно погребение умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а также неопознанных и невостребованных умерших граждан, не являющихся пенсионерами, согласно спецификации (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, в случае, если погребение произведено до 31.03.2017 включительно.
Дополнительным соглашением N 1 от 05.04.2017 стороны дополнили договор N 5/7 от 30.12.2016 пунктом 3.2. следующего содержания: "Исполнителю возмещается стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в размере 5562,25 руб. за одно погребение умерших, не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, а также неопознанных и невостребованных умерших граждан, не являющихся пенсионерами, согласно спецификации (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, в случае, если погребение произведено начиная с 01.04.2017 года".
26.07.2017 истец произвел захоронение Литвиненко Людмилы Георгиевны, что подтверждается справкой о смерти N 2271/633 от 24.07.2017, актом по фактически оказанным ритуальным услугам по погребению умерших (неработающих) пенсионеров в г. Таганроге Ростовской области (л.д. 12, 28).
Письмом N 304/1 от 29.10.2018 истец обратился в ГУ-УПФ РФ г. Таганрога Ростовской области о возмещении затрат за оказанные ритуальные услуги по погребению умерших (неработающих) пенсионеров, в том числе Литвиненко Л.Г. (л.д. 27).
Письмом от 19.11.2018 УСЗН г. Таганрога отказало истцу в возмещении расходов на погребение ввиду пропуска шестимесячного срока для предоставления документов на оплату, со ссылкой на пункт 3 статьи 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение.
В силу пункта 3 статьи 9 Федерального закона "О погребении и похоронном деле" стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, а также с органом государственной власти субъекта РФ и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок за счет средств бюджетов субъекта РФ в случае, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности.
В соответствии с абзацем 8 пункта 3 статьи 9 названного Закона стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела на основании справки о смерти, если обращение за возмещением указанных услуг последовало не позднее шести месяцев со дня погребения.
Аналогичный срок установлен в пункте 3 статьи 3 Областного закона от 03.05.2005 г. N 303-ЗС "О предоставлении материальной и иной помощи для погребения умерших за счет средств областного бюджета".
По своей правовой природе указанный срок является процедурным в рамках правоотношений уполномоченных органов и специализированной службы по вопросам похоронного дела по возмещению стоимости услуг по погребению определенных категорий граждан за счет средств бюджета либо внебюджетных фондов.
Следовательно, пропуск установленного законом и договором шестимесячного срока, сам по себе, не является основанием для отказа истцу в возмещении понесенных им затрат на погребение умершего.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что истец совершал действия по сбору документов для обращения в Управление социальной защиты г. Таганрога за компенсацией расходов по погребению умершей; письменная информация из Управления пенсионного фонда по Ростовской области не была получена по причинам, не зависящим от истца; ответчик, запрашиваемыми сведения из пенсионного фонда располагал, и только в 2019 году сообщил истцу об отсутствии необходимости представлять данные сведения в письменном виде.
Так, из материалов дела следует, что захоронение умершей 05.07.2017 гражданки Литвиненко Людмилы Георгиевны, 04.03.1937 года рождения, произведено 26.07.2017.
Истец направил в адрес ГУ - УПФ г. Таганрога письмо N 185 от 27.07.2017 с просьбой рассмотреть список невостребованных умерших, представленных Таганрогским отделом СМЭ г. Таганрога, в том числе Литвиненко Л.Г., для выяснения являлись ли умершие получателями пенсии (л.д. 13).
В ответе N ОВП- 26-181 от 28.08.2017 ГУ - УПРФ г. Таганрога сообщило, что умершая не являлась на дату смерти получателем пенсии по г. Таганрогу (л.д. 15).
Истец направил в адрес Отделения Пенсионного фонда РФ по Ростовской области письмо N 214 от 06.09.2017 для выяснения, не являлась ли умершая получателем пенсии по Ростовской области (л.д. 17), на которое ответа не представлено.
Поскольку УСЗН г. Таганрога отказывалось принимать документы без информации из Пенсионного Фонда, являлся ли умерший на дату смерти получателем пенсии по г. Таганрогу и Ростовской области, истец повторно направил в адрес ГУ-УПФР по г. Таганрогу запрос N 249 от 25.09.2018 о предоставлении в письменном виде соответствующих подтверждений (л.д. 19).
По соглашению между ГУ-УПФР по г. Таганрогу и ГУ-ОПФР по Ростовской области, полномочия по возмещению расходов на захоронение невостребованных умерших г. Таганрога на дату обращения предприятия 25.09.2018 были переданы ГУ-УПФР по г. Таганрогу.
Письмом N ОВП26.1-1975 от 02.10.2018 ГУ - УПФР по г. Таганрогу отказало истцу в предоставлении сведений, в связи с отсутствием правовых оснований, то есть отсутствия в трехстороннем договоре N 35 от 12.02.2018 положений, предусматривающих предоставление Пенсионным Фондом запрашиваемой информации.
Истцом в адрес ответчика направлено письмо N 287 от 04.10.2018 о возможности принятия пакета документов без соответствующей информации из пенсионного фонда в отношении умерших, которые не являлись на дату смерти получателями пенсии (л.д. 24-25).
В ответе за вх. N 60.5.7/6425 от 10.10.2018 ответчик разъяснил, что прием документов на возмещение расходов на захоронение умерших граждан пенсионного возраста будет осуществляться только при наличии письменного подтверждения УПФР в г. Таганроге Ростовской области, что умерший гражданин не являлся на момент смерти получателем пенсии по г. Таганрогу и Ростовской области (л.д. 26).
Письмом N 304/1 от 29.10.2018 истец направил в адрес ГУ-УПФР по г. Таганрогу пакет документов на возмещение расходов на погребение невостребованных умерших, в том числе Литвиненко Л.Г. (л.д. 27).
Письмом от 02.11.2018 за исх. N ОВП-26.1-2210 из ГУ - УПФР г. Таганрога Ростовской области возвратило документы на возмещение расходов и указало на то, что Литвиненко Л. Г. не состояла на учете в УПФР в г. Таганроге (л.д. 30).
МУП ПРУ, получив сведения о статусе умершего пенсионера, направило 13.11.2018 пакет документов за N 316 (счет N 116 от 12.11.2018, акт, счет-фактуру) в УСЗН г. Таганрога для возмещения расходов по погребению.
19.11.2018 года был получен отказ из УСЗН в возмещении расходов согласно гарантированному перечню услуг по погребению в связи с истекшим сроком со дня погребения (л.д. 36).
Как указывает истец, 28.12.2019 в результате длительной переписки с ГУ-ОПФР по Ростовской области стало известно, что у УСЗН г. Таганрога с 2008 года есть доступ к сведениям из пенсионной базы данных, ежемесячно обновляемых ГУ ОПФР по Ростовской области, согласно генерального соглашения N 1271/1107 от 28.11.2007 г.
16.01.2019 за исх. N 60.30.48/17 МУП ПРУ в УСЗН г. Таганрога направило письмо с вышеуказанным разъяснением из ГУ-ОПФР по Ростовской области (л.д. 39-40), на что был получен ответ от 23.01.2019 г. за вх. N 60.5.7/409, что при приеме документов на возмещение расходов по захоронению умерших граждан пенсионного возраста наличие письменного подтверждения считается не обязательным (л.д. 41).
Из указанной переписки следует, что пропуск установленного срока для обращения о возмещении затрат на погребение произошел не по вине истца.
Исходя из изложенного, оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам отзыва на исковое заявление и не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.10.2019 по делу N А53-29520/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавсказского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Маштакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-29520/2019
Истец: МУП ПОХОРОННО-РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ Г.ТАГАНРОГА