г. Москва |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А41-47138/19 |
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдиной Н.С.,
без вызова представителей участвующих в деле лиц,
рассмотрев в порядке статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционную жалобу акционерного общества "АЭРО-Шереметьево" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.07.2019 (резолютивная часть) по делу N А41-47138/19, рассмотренному в порядке упрощенного производства, по иску общества с ограниченной ответственностью "Трансаренда" (ИНН 5008055762, ОГРН 1105047014225) к акционерному обществу "АЭРО-Шереметьево" (ИНН 5047146702, ОГРН 1135047010890) о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Трансаренда" (далее - истец, ООО "Трансаренда") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к акционерному обществу "АЭРО-Шереметьево" (далее - ответчик, АО "АЭРО-Шереметьево") о взыскании штрафа за вынужденный простой транспорта в размере 290.614 руб.
В соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.07.2019 по делу N А41-47138/19 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с данным судебным актом, АО "АЭРО-Шереметьево" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в обжалуемом решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено без вызова лиц, участвующих в деле, в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ. Информация о принятии апелляционной жалобы к производству размещена на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru, а также в общедоступной автоматизированной информационной системе "Картотека арбитражных дел" в сети интернет - http://kad.arbitr.ru/ в режиме ограниченного доступа.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыв на нее, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, 01.01.2017 стороны заключили договор N 0784 оказания услуг по перевозке авиатоплива, согласно условиями которого исполнитель обязался оказать услуги по перевозке топлива для реактивных двигателей ТС-1 (РТ) в течении 18 месяцев с даты подписания договора из пунктов налива ООО "ДОМОДЕДОВО ФЬЮЭЛ СЕРВИСИЗ" склад ГСМ (142015, Московская область, г. Домодедово, территория "Аэропорт "Домодедово", строение 22); и ООО "АЭРО-НЕФТО" склад ГСМ (141110, Московская область, город Щелково-10, войсковая часть 42829) до оперативной стоянки топливозаправщиков АО "АЭРО-Шереметьево", расположенной на территории аэропорта Шереметьево, а заказчик обязался оплачивать оказанные исполнителем услуги в сроки и по ценам, определяемым договором и приложениями к нему.
Согласно пункту 1.2 договора заказчик предоставляет исполнителю предварительную заявку еженедельно и уточненную за сутки на перевозку топлива в адрес грузополучателя по форме.
В соответствии с пунктом 1.3 договора заявка заказчика должна содержать наименование и место нахождения грузополучателя, время подачи автоцистерн на пункт налива, количество и вид перевозимых нефтепродуктов, наименование (адрес) пункта назначения, период доставки.
Пунктом 3.3.7 договора определен срок погрузки и выгрузки нефтепродуктов в транспортные средства, который составляет:
- 21 минута до 1 тонны включительно;
- 4 минуты свыше 1 тонны за каждую полную и неполную тонну дополнительно.
Срок погрузки (выгрузки) также увеличивается на время, необходимое для совершения следующих операций, и не рассматривается сторонами договора как задержка транспортного средства:
- простой транспортного средства, связанный с выполнением дополнительных операций по определению качества нефтепродуктов;
- отстой и успокоение нефтепродукта в автоцистерне (не менее 20 минут);
- отстой и успокоение нефтепродукта в резервуаре (не менее 20 минут);
- отбор проб для проверки качественных характеристик нефтепродуктов (10 минут);
- составление актов отбора проб, приема по количеству и др. (не менее 30 минут);
- вызов представителя исполнителя (п. 2.4.1.12 договора).
Как указал истец в тексте искового заявления, поскольку срок разгрузки заказчиком в период 21.05.2018 по 31.05.2018 не соблюден, истец начислил штраф в размере 290.614 руб.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из правомерности и обоснованности заявленных требований в полном объеме.
Оценив доводы заявителя апелляционной жалобы и проверив их обоснованность, апелляционный суд считает их несостоятельными в связи со следующим.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (п. 2 ст. 784 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
В силу пункта 1 статьи 793 ГК РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
В соответствии с пунктом 4 статьи 35 Федерального закона N 259-ФЗ от 08.11.2007 "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ РФ) за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку, выгрузку, соответственно грузоотправитель, грузополучатель уплачивают за каждый полный час задержки (простоя) штраф в размере, установленном договором перевозки груза, а в случае, если размер указанного штрафа в договоре перевозки груза не установлен, в размере:
1) пяти процентов провозной платы при перевозке в городском или пригородном сообщении;
2) одного процента среднесуточной провозной платы при перевозке в междугородном сообщении, определенной в соответствии с установленным договором сроком выполнения соответствующей перевозки.
Пунктом 5 названной статьи закреплено, что при задержке (простое) специализированных транспортных средств размер штрафа, указанного в части 4 настоящей статьи, увеличивается в два раза, если иное не установлено договором перевозки груза.
Перечень специализированных транспортных средств определяется правилами перевозок грузов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 35 УАТ РФ основанием для начисления штрафа за задержку (простой) транспортных средств, поданных под погрузку (выгрузку), служат отметки в транспортных накладных или в путевых листах о времени прибытия и убытия транспортных средств.
Согласно статье 38 УАТ РФ обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей, фрахтователей, пассажиров при перевозках пассажиров и багажа, грузов или предоставлении транспортных средств для перевозок пассажиров и багажа, грузов, удостоверяются актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Порядок составления актов и проставления отметок в документах, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается правилами перевозок грузов (ч. 2 ст. 38 УАТ РФ).
Правила перевозок грузов автомобильным транспортом утверждены постановлением Правительства Российской Федерации N 272 от 15.04.11.
В силу подпункта "ж" пункта 79 Правил N 272 в случае задержки (простоя) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку, составляется акт.
В соответствии с нормами ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (ст.310 ГК РФ).
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательства представляются лицами, участвующими в деле (ч.1 статьи 66 АПК РФ).
Статья 68 АПК РФ предусматривает, что обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Факт простоя подтвержден актами о вынужденном простое транспортного средства, содержащие сведения о времени погрузки/разгрузки, вынужденного простоя.
В соответствии с пунктом 9 приложения N 10 к Правилам перевозок грузов к специализированным транспортным средствам отнесены транспортные средства, предназначенные для перевозки опасных грузов в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ/ADR) (MEMU, EX/II, EX/III, FL, OX, AT).
Согласно статьи 1 ДОПОГ под опасными грузами понимаются вещества и предметы, которые не допускаются к международной дорожной перевозке согласно положениям приложений A и B или допускаются к ней с соблюдением определенных условий.
При таких обстоятельствах, учитывая, что из приложений A и B к ДОПОГ следует, что для перевозки нефтепродуктов использовались специализированные транспортные средства, требование истца о взыскании штрафа в размере 290.614 руб. на основании пункта 5 статьи 35 УАТ РФ, правомерно и обоснованно.
Довод ответчика об отсутствии нормативного закрепления срока разгрузки транспорта несостоятелен и противоречит пункту 3.3.7. договора.
Довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии у него сведений о простое, поскольку акты о простое составлены в одностороннем порядке, несостоятелен в силу статьи 183 ГК РФ, так как полномочия работников вытекали из обстановки.
Поскольку простой происходил на территории АО "АЭРО-Шереметьево" с участием его работников, дополнительного уведомления не требовалось.
Довод заявителя апелляционной жалобы о неправильном применении судом первой инстанции норм материального права является несостоятельным, поскольку определение законов и иных нормативных правовых актов, подлежащих применению при рассмотрении дела, является прерогативой суда, разрешающего спор (ч. 1 ст. 168 АПК РФ).
Доводы заявителя апелляционной жалобы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены состоявшегося решения.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные истцом требования. Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены принятого судебного акта, арбитражным апелляционным судом не установлено.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 29.07.2019 по делу N А41-47138/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий судья |
Н.С. Юдина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47138/2019
Истец: ООО "ТРАНСАРЕНДА"
Ответчик: АО "АЭРО-ШЕРЕМЕТЬЕВО"