г. Ессентуки |
|
9 декабря 2019 г. |
Дело N А63-9031/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.12.2019.
Полный текст постановления изготовлен 09.10.2019.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Белова Д.А., судей: Семенова М.У., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ковалевой З.С., при участии в судебном заседании: представителя управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору - Тараули И.Г. (доверенность от 28.12.2019), представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" - Беленького Д.Н. (доверенность от 31.01.2019) в отсутствие представителей третьих лиц, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Аванесян Павла Айрапетовича (г. Брянск, ОГРНИП 306325036200010) на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 04.10.2019 по делу N А63-9031/2019, третьи лица: Бекназарьян Татьяна Ивановна (г. Благодарный); акционерное общество "Благодарненскрайгаз" (ОГРН 1022602423360, г. Благодарный), о признании недействительным предписания N 7044 от 14.11.2018
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края обратилось ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее также - общество) с заявлением к управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании недействительным предписания N 7044 от 14.11.2018.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2019 заявленные требования общества удовлетворены, предписание управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору N 7044 от 14.11.2018 признано недействительным.
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, указывая на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильное применение норм процессуального права.
Отзыв на апелляционную жалобу, в адрес суда апелляционной инстанции не поступал.
Стороны, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения жалобы надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в силу статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является процессуальным препятствием для рассмотрения апелляционной жалобы по существу.
В судебном заседании представитель апеллянта поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с доводами апелляционной жалобы не согласился, указывая на законность и обоснованность оспариваемого судебного акта, просил суд решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель управления Ставропольского края по строительному и жилищному надзору ходатайствует о приобщении акта N 004841 от 03.03.2018 к материалам дела.
С учетом мнения представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь", суд апелляционной инстанции исследовал и приобщил к материалам дела указанный документ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается.
В управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору из УФАС по Ставропольскому краю поступило письмо с обращением Бекназарьян К.Э. о незаконных и неправомерных действиях должностных лиц ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь".
Управление вынесло распоряжение от 16.10.2018 N 3859 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь", целью и задачами которой явилось осуществление регионального государственного жилищного надзора (контроля) и определения соответствия деятельности общества обязательным для исполнения требованиям жилищного законодательства Российской Федерации.
Согласно акту проверки от 14.11.2018 N 3859-35/1, установлены нарушения обществом пунктов 24 и 28 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 (далее - Правила N 549) в части осуществления перерасчета размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из норматива потребления коммунального ресурса с 27.09.2017; обществу выдано предписание от 14.11.2018 N 7044 о необходимости произвести расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению в отношении объекта инспектирования: Ставропольский край, г. Благодарный, ул. Однокозова, 66, за период с 27.09.2017 по 02.03.2018 исходя из показаний индивидуального прибора учета газа СГД 3 Т-G-6 N 0048146, а за период с 03.03.2018 по 30.03.2018 исходя из норматива потребления коммунального ресурса, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 11.03.2016 N 87.
С заявлением общество обратилось в суд первой инстанции, считая, что предписание является незаконным и нарушающими его права и законные интересы.
Согласно части 1 статьи 198, части 5 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановлением Пленума Верховного суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Материалами дела и судом апелляционной инстанции установлено, что между ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (поставщик) и Бекназарьян Т.И. (абонент) заключен договор поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан от 15.09.2009 N 1794 (далее - Договор поставки газа).
В соответствии с пунктом 2.2 договора поставка газа осуществляется в принадлежащее абоненту помещение, расположенное по адресу: г. Благодарный, ул. Однокозова, 66. Актом контролера общества от 02.06.2010 осуществлен прием в эксплуатацию бытового газового счетчика СГД 3 T-G-6 N 0048146, установленного в жилом доме по указанному адресу.
Срок межповерочного интервала данного прибора учета истекал 01.04.2018.
Между ОАО "Благодарненскрайгаз" и Бекназарьян Т.И. заключен 28.08.2015 договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового газового оборудования, указанного в Приложении N 1 к договору, расположенного по адресу: г. Благодарный, ул. Однокозова, 66.
Слесарем ОАО "Благодарненскрайгаз" Карандиным Д.В. 03.03.2018 выполнены работы по техническому обслуживанию газового оборудования, находящегося в домовладении по адресу: г. Благодарный, ул. Однокозова, 66.
А также было проведено техническое обслуживание газовой плиты ПГ-4, импортного двухконтурного котла MAIN и проверка герметичности соединений и целостности прибора учета, о чем составлен акт выполненных работ N 004842 от 03.03.2018.
В АО "Благодарненскрайгаз" 23.03.2019 Бекназарьян Т.И. обратилась с заявлением о выполнении работ по поверке газового счетчика.
Заявление зарегистрировано АО "Благодарненскрайгаз" в книге учета по замене, поверке газовых счетчиков за N 302 от 23.03.2018.
Демонтаж приборов учета газа для проведения поверки или ремонта осуществляется в соответствии с пунктом 29 Правил N 549 организацией, с которой абонент заключил договор о техническом обслуживании внутридомового или внутриквартирного газового оборудования. Демонтаж проводится в присутствии поставщика газа, который снимает показания прибора учета газа и проверяет сохранность пломб на момент демонтажа прибора учета газа.
По указанной заявке совместно с представителями АО "Благодарненскрайгаз" 27.03.2018 прибыла контролер филиала ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" в Благодарненском районе Павлова И.Н., которая выявила, что пломба завода изготовителя на приборе учета газа - нарушена, о чем ею составлен акт проверки от 27.03.2018, в котором также расписалась Бекназарьян Т.И.
Контролером в ходе проверки осуществлялась фотосъемка прибора учета, о чем в графе особое мнение сделана отметка "ф.50", означающая фотография N 50.
Из акта следует, что счетчик снят на поверку. Демонтаж прибора учета производился сотрудниками АО "Благодарненскрайгаз" (ведомость на выездные ремонтные заявки (ВРЗ) от 27.03.2018 и акт-наряд от 27.03.2018).
Прибор учета после поверки 30.03.2018 установлен обратно, после чего контролером общества составлен акт установки пломб на приборе учета газа от 30.03.2018. Регулирование отношений, возникающих при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, осуществляется в соответствии с Правилами N 549.
В соответствии с пунктами 24, 32, 41 Правил N 549 размер платы за потребленный коммунальный ресурс (газ) рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при отсутствии у абонентов приборов учета газа, объем его потребления определяется в соответствии с нормативами потребления газа и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании требований пункта 81(12) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) прибор учета считается вышедшим из строя, в частности, в случаях нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки.
По данным сайта завода-изготовителя счетчика СГД-3 T http://belomo.by/ для защиты от несанкционированного вмешательства в работу механизма счетчика газа на счетчик устанавливаются следующие защитные пломбы: две свинцовые пломбы; пломбы, защищающие счетный механизм; оттиск клейма госповерителя; знак поверки БелГИМ в виде клейма-наклейки. Нарушение целостности любой из перечисленных пломб не допускается. Две свинцовые пломбы устанавливаются на винтах крепления крышки и корпуса счетчика.
На момент проверки 27.03.2018 Отсутствие пломбы с одной стороны корпуса счетчика подтверждается вышеупомянутой фотографией N 50.
Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил, прибор учета газа находится в исправном состоянии (пункт 25 Правил N 549).
В соответствии с пунктом 21 Правил N 549 абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, а также о возникшей неисправности прибора учета газа.
Если повреждение пломб или неисправность прибора учета газа выявлены в результате проверки, проведенной поставщиком газа, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня проведения последней проверки до дня, следующего за днем восстановления пломб, в том числе установки пломбы на месте, где прибор учета газа после ремонта присоединяется к газопроводу, но не более чем за 6 месяцев (пункт 28 Правил N 549).
Нормативы потребления коммунальной услуги по газоснабжению утверждены Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края N 87 от 11.03.2016, определенные с применением расчетного метода, а именно: а) для приготовления пищи и нагрева воды - как произведение количества граждан, проживающих в жилом помещении, и установленного норматива потребления газа - 30 куб.м./чел.; б) при использовании газа для отопления жилых помещений - как произведение общего объема помещений и норматива потребления - 8,2 куб.м./кв.м.
Обществом произведен расчет задолженности по газоснабжению за период с 27.09.2017 по 27.03.2018 в соответствии с нормативами потребления газа и указанными нормами.
Как следует из материалов дела, управление при вынесении предписания руководствовалось тем, что расчет размера платы за коммунальную услугу по газоснабжению исходя из норматива потребления коммунального ресурса, утвержденного приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 11.03.2016 N 87, должен осуществляется с 03.03.2018 (дата акта N 004842 АО "Благодарненскрайгаз", которую управление считает датой последней проведенной проверки), а до этой даты поставщик обязан использовать данные показаний прибора учета.
Как указывает общество, при проведении работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования в перечень работ не включены проверка работоспособности прибора учета газа, осмотр на наличие и сохранность пломб поставщика газа и завода-изготовителя. Проверка технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа осуществляется поставщиком газа (пп. "д" п. 16, пп. "д" п. 59 Правил N 549).
Установлено, что АО "Благодарненскрайгаз" поставщиком газа не является, в связи с чем на наделено правами и обязанностями в соответствии с Правилами N 549 по проверке технического состояния и показаний прибора учета газа, технического состояния и сохранности пломб на приборе учета газа, поэтому акт АО "Благодарненскрайгаз" от 03.03.2018 не может учитываться при расчете платы за потребленный природный газ по нормативам потребления. АО "Благодарненскрайгаз" указывает, что его сотрудник Карандин Д.В. не является уполномоченным лицом поставщика газа (контролером) и не осуществляет работы по снятию показаний прибора учета газа, оценку его технического состояния, оценку сохранности пломб завода-изготовителя, организации-поверителя, поставщиком, установленных на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу.
Таким образом сотрудники АО "Благодарненскрайгаз" не осуществляют обслуживание прибора учета, установленного у абонента. 03 марта 2018 года проверка работоспособности прибора учета газа, осмотр на наличие и сохранность пломб поставщика газа и завода изготовителя не проводились, акт проведения проверки не составлялся, так как это не входит в должностные обязанности слесаря ВДГО АО "Благодарненскрайгаз".
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено, Карандин Д.В., в суде первой инстанции указал, что проверка целостности пломб прибора учета им не производилась, проверялась лишь герметичность соединений и целостность прибора учета (проверка на утечку газа).
На основании пункта 2 приказа Минрегиона РФ от 26.06.2009 N 239 "Об утверждении Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации" (далее - Приказ N 239) в состав внутридомового газового оборудования входят газопроводы многоквартирного дома или жилого дома, подключенные к газораспределительной сети либо к резервуарной или групповой баллонной установке, обеспечивающие подачу газа до места подключения газоиспользующего оборудования, а также газоиспользующие оборудование и приборы учета газа.
Согласно пункту 4 Приказа N 239 предусмотрено, что в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования входит, в частности, обслуживание индивидуальных приборов учета газа.
Пунктом 17 Приказа N 239 обслуживание приборов учета газа проводится в соответствии с указаниями эксплуатационной документации изготовителей.
Из ответа от 25.06.2019 N 32/193-1691 завода-изготовителя прибора учета газа ОАО "Минский механический завод имени С.И. Вавилова - управляющая компания холдинга "БелОМО", счетчик газа диафрагменный СГД-ЗТ не требует обслуживания в процессе эксплуатации, в связи с чем эксплуатационная документация объединена с паспортом на изделие.
Согласно описанию типа на счетчик газа диафрагменный СГД-ЗТ межповерочный интервал установлен 8 лет, по истечении указанного срока счетчик должен пройти периодическую поверку. Периодической поверке могут предшествовать испытания счетчика на герметичность, а также определение и корректировка (при необходимости) относительной погрешности показаний. Работы, предшествующие периодической поверке, должна проводить организация, аккредитованная на проведение данного вида работ. Таким образом в рамках работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования в отношении счетчика газа модели СГД-3Т обслуживание не проводится. Заводом-изготовителем проверка сохранности пломб, в том числе пломб изготовителя, в качестве работ по обслуживанию не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 28 Правил N 540 в случае повреждения целостности любой из пломб, указанных в подпункте "б" пункта 25 Правил, о чем абонент уведомил поставщика газа в день обнаружения такой неисправности, объем потребленного газа определяется в соответствии с нормативами потребления газа за период со дня уведомления.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Бекназарьян Т.И. о нарушении пломбы поставщика не уведомляла. В заявлении Бекназарьян Т.И. от 23.03.2018 не указываются такие основания, а значит уведомлением считаться не может, так же следует, что заявление направлялось не поставщику, а АО "Благодарненскрайгаз".
Суд первой инстанции, верно отметил, что в акте от 03.03.2018 не имеется зафиксированных показаний прибора учета, позволяющих определить потребленное абонентом количество газа по состоянию на эту дату, что само по себе исключает возможность проведения перерасчета за период с 27.09.2017 по 02.03.2018 по показаниям прибора учета.
При изложенных обстоятельствах, у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и отклонены, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции соглашается с такими выводами и не находит оснований для отмены судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно; представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка; изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.09.2019 по делу N А63-2034/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-2034/2019
Истец: ООО "ГАЗПРОМ МЕЖРЕГИОНГАЗ СТАВРОПОЛЬ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ И ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
Третье лицо: АО "БЛАГОДАРНЕНСКРАЙГАЗ", Бекназарьян Татьяна Ивановна, УПРАВЛЕНИЕ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ И ЖИЛИЩНОМУ НАДЗОРУ
Хронология рассмотрения дела:
19.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2116/20
09.12.2019 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-4973/19
17.10.2019 Определение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2034/19
19.09.2019 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-2034/19