г. Владивосток |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А51-17200/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2019 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Н. Номоконовой,
судей В.В. Верещагиной, С.Н. Горбачевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.А. Манукян,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации,
апелляционное производство N 05АП-8462/2019
на решение от 23.10.2019 судьи В.В. Саломая
по делу N А51-17200/2019 Арбитражного суда Приморского края
по иску краевого государственного унитарного предприятия "Приморский водоканал" (ИНН 2503022413, ОГРН 1042501100267)
к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889)
о взыскании 8 159 448 рублей 22 копеек по контракту холодного водоснабжения и водоотведения N V-8087 от 27.11.2018,
при участии:
от истца: Сердюк Ю.Е., по доверенности от 25.04.2019 сроком действия по 31.12.2019, диплом КС N 46358, паспорт;
от ответчика: Тихий А.С., по доверенности от 18.11.2019 сроком действия до 31.12.2020, диплом ДВС 0020263, паспорт,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное унитарное предприятие "Приморский водоканал" (далее - истец, Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Приморского края к федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, Учреждение) с исковым заявлением о взыскании 9 861 492 рублей 21 копейки за холодное водоснабжение и водоотведение за период с марта по июнь 2019 года, 2 605 373 рублей 66 копеек за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за май и июнь 2019 года, 2 308 305 рублей 49 копеек за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май и июнь 2019 года по контракту холодного водоснабжения и водоотведения N V-8087 от 27.11.2018.
11.09.2019 и 12.09.2019 ответчик погасил часть существовавшего на дату обращения в суд долга в размере 4 488 255 рублей 27 копеек за холодное водоснабжение и водоотведение за июнь 2019 года, 5 128 884 рубля 56 копеек за холодное водоснабжение и водоотведение за май 2019 года, 918 784 рубля 16 копеек за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за июнь 2019 года, 557 412 рублей 86 копеек за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за май 2019 года, 1 141 017 рублей 61 копейка за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2019 года.
После уменьшения суммы долга истец в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил, а суд первой инстанции принял уточнённые исковые требования о взыскании 244 352 рублей 38 копеек за холодное водоснабжение и водоотведение за март и апрель 2019 года, 129 176 рублей 64 копеек за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за июнь 2019 года, 87 780 рублей 81 копейки за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2019 года, 1 079 507 рублей 07 копеек за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2019 года.
От остальной части заявленных требований истец отказался.
Решением арбитражного суда от 23.10.2016 уточнённые исковые требования удовлетворены, в остальной части производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанным судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, ссылаясь в обоснование жалобы на отсутствие у Учреждения долга по исполнению контракта N V-8087 от 06.12.2017, поскольку, по данным ответчика, вся сумма долга оплачена, и платёжные поручения об этом имеются в материалах дела.
От истца в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционную жалобу. Возражая протии её удовлетворения, истец указал, что все указанные апеллянтом платежи судом первой инстанции исследованы и учтены при принятии обжалуемого решения, при этом расценены как недостаточные для погашения всего долга либо не имеющие отношению к спорным периодам.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители сторон поддержали свои требования и возражения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
27.11.2018 между истцом (исполнитель) и ответчиком (заказчик) заключён контракт холодного водоснабжения и водоотведения N V-8087, во исполнение которого истец осуществил отпуск ответчику холодной воды и принял сточные воды в период с марта по май 2019 года, что подтверждается сведениями по расходу воды и стоков.
В соответствии с пунктом 1 контракта исполнитель, осуществляющий холодное водоснабжение и водоотведение, обязуется подавать заказчику через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную питьевую воду. Заказчик обязуется оплачивать холодную питьевую воду установленного качества в объеме, определенном настоящим контрактом. Исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод заказчика от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. В соответствии с пунктом 8 контракта, расчетный период, установленный настоящим договором, равен одному календарному месяцу.
Заказчик вносит оплату по договору в следующем порядке (если иное не предусмотрено в соответствии с Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Правила холодного водоснабжения и водоотведения):
- 30% стоимости объема воды (сточных вод), потребленной (сброшенных) заказчиком за предыдущий месяц (для заказчиков, контракты с которыми заключены менее одного месяца назад, - стоимости гарантированного объема воды или максимального расхода сточных вод, указанных в настоящем контракте), вносится до 18 числа текущего месяца;
- оплата за фактически поданную в истекшем месяце холодную воду и (или) оказанные услуги водоотведения с учетом средств, ранее внесенных заказчиком в качестве оплаты за холодную воду и водоотведение в расчетном периоде, осуществляется до 10 числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата, на основании счетов, выставляемых к оплате исполнителем не позднее 5 числа месяца, следующего за расчетным месяцем.
Заказчик обязан самостоятельно получать счета-фактуры у исполнителя по адресу: г. Владивосток, ул. Некрасовская, 122.
Согласно пункту 17 контракта учёт количества поданной воды и принятых сточных вод производится по показаниям прибора учета, установленных заказчиком в местах, определенных техническими условиями и (или) условиями подключения к настоящему договору на границе балансовой принадлежности. Оборудование узла учета и его эксплуатации осуществляется за счет заказчика. Количество полученной питьевой воды определяется по показаниям средств измерений, внесенных в государственных в государственный реестр, приобретаемых Заказчиком и находящихся на его балансе и обслуживании.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 15 контракта, заказчик обязан обеспечивать учет получаемой холодной воды и отводимых сточных вод в порядке, установленном настоящим договором, а также в соответствии с правилами организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013 N 776.
Согласно пункту 25 контракта абонент снимает показания прибора учета с 20 по 25 число текущего месяца и в течение пяти календарных дней с момента снятия показаний предоставляет организации водопроводно-канализационного хозяйства сведения о зафиксированных приборами учета объемах воды.
Свои обязательства по контракту холодного водоснабжении и водоотведения Предприятие исполнило в полном объёме на сумму 14 070 701 рубль 27 копеек за период с марта по май 2019 года.
Полагая, что Учреждением поставленный коммунальный ресурс и оказанные услуги не оплачены в полном объёме, в результате чего на его стороне образовался долг в сумме 5 373 236 рублей 94 копейки, истец направил в адрес ответчика досудебные претензии от 11.04.2019, 13.05.2019, 11.06.2019.
Кроме того, в июне 2018 года и в мае 2019 года отбирались контрольные пробы в канализационных колодцах ФГБУ "ЦЖКУ". Проведенный лабораторией предприятия анализ отобранных проб сточных вод по количественному и химическим показателям показал превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах заказчика.
Согласно расчету Предприятия, плата за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за май и июнь 2019 года составила 2 605 373 руб. 66 коп.
Также при отборе контрольных проб сточных вод в мае 2019 года было установлено превышение дополнительной концентрации абонентом загрязняющих веществ, что подтверждается актами на определение контрольных колодцев.
Для внесения платы за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения на основании произведенного расчёта заказчику выставлены счёта-фактуры от 31.05.2019 на сумму 1 228 798 рублей 42 копейки и от 30.06.2019 на сумму 1 079 507 рублей 07 копеек.
Неоплата в полном объёме вышеперечисленной задолженности повлекла обращение истца в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями о её взыскании.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на неё, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом, при этом в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом отказ от исковых требований принимается, если он не противоречит закону и не нарушает права других лиц.
Из материалов дела следует, что отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает прав и интересов других лиц, в связи с чем он был правомерно принят судом.
При таких обстоятельствах производство по делу в части взыскания сумм долга в размере, превышающем 1 540 816 рублей 90 копеек (из них 244 352,38 рублей за ХВС и водоотведение за март и апрель 2019 года, 129 176,64 рублей за превышение ПДК в сточных водах за июнь 2019 года, 87 780,81 рублей за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2019 года, 1 079 507 рублей 07 копеек за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2019 года) подлежало прекращению в силу пункта 4 статьи 150 АПК РФ.
Доводов об обратном апелляционная жалоба не содержит, и в данной части обжалуемое решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Разрешая в остальной части спор по существу, суд первой инстанции верно квалифицировал отношения сторон как регулируемые общими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и положениями § 6 главы 30 данного Кодекса об энергоснабжении, Федеральным законом от 07.12.2011 N 16-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 16-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила N 644), Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167), Правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утв. Постановлением Правительства РФ N 525 от 21.06.2013 (далее - Правила N 525), Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" (далее - Постановление N 1310).
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, изменение условий обязательства в одностороннем порядке, как и отказ от исполнения обязательств не допускаются.
Согласно пункту 1 статьи 539, пункту 1 статьи 544 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать фактически принятую энергию. Оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В силу статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В соответствии с подпунктами "в", "г" пункта 36 Правил N 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства имеет право осуществлять контроль состава и свойств сточных вод, в том числе контроль за соблюдением абонентами нормативов допустимых сбросов, нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод, требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения; взимать с абонентов плату за отведение сточных вод сверх установленных нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод и плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, а также плату за сброс веществ, запрещенных или не разрешенных к сбросу в централизованные системы водоотведения.
На основании подпункта "и" пункта 35 указанных Правил абонент обязан соблюдать нормативы допустимых сбросов, лимиты на сбросы, обеспечивать реализацию плана снижения сбросов (для категорий абонентов, в отношении которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов), соблюдать нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых централизованные системы водоотведения, устанавливаемые в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения, принимать меры по соблюдению указанных требований.
Абонент также обязан производить оплату по договору холодного водоснабжения, договору водоотведения или единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, а также вносить плату за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, плату за нарушение нормативов водоотведения по объему и составу сточных вод в порядке, размере и сроки, которые определены в соответствии с подпунктом "ж" пункта 35 Правил N 644.
Пунктами 64 и 65 Правил N 167 на абонента возложена обязанность обеспечить лабораторный контроль и соблюдение установленных требований и нормативов по составу сбрасываемых в систему канализации сточных вод, а право на контроль за соблюдением абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод предоставлено организации водопроводно-канализационного хозяйства путём выполнения анализов проб сточных вод абонента, отбираемых в контрольных канализационных колодцах.
В пункте 70 Правил N 167 определено, что расчёты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления N 1310 установлено, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый системам канализации и окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.
Согласно пункту 69 Правил N 167 оплата абонентом фактического количества загрязняющих веществ, сброшенных со сточными водами в систему канализации, производится в соответствии с данными учета, полученными на основании лабораторного контроля.
Нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства (пункт 61 Правил N 167).
В соответствии с частью 10 статьи 7 Закона N 416-ФЗ, если сточные воды, принимаемые от абонента в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием, в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В подпункте "б" пункта 113 Правил N 644 указано, что сточные воды, принимаемые (отводимые) в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, по перечню согласно приложению N5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 данных Правил.
Плата за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения рассчитывается организацией, осуществляющей водоотведение, ежемесячно на основании декларации, представляемой абонентом, или в случае непредставления декларации, а также в случаях, предусмотренных пунктами 120, 123 (1), 130 Правил, на основании результатов анализов контрольных проб сточных вод (пункт 119 Правил). Если сточные воды, принимаемые в централизованную систему водоотведения, содержат загрязняющие вещества, не отвечающие установленным требованиям, абонент обязан компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения в порядке и размере, определяемых Правилами (пункт 118 Правил).
В соответствии с пунктом 85 Правил N 644 контроль состава и свойств сточных вод осуществляется в соответствии с правилами осуществления контроля состава и свойств сточных вод, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и условиями договора водоотведения, единого договора холодного водоснабжения и водоотведения, договора по транспортировке сточных вод, отбор контрольных проб производится в соответствии с Правилами N 525.
Вышеперечисленные нормы права и условия договора подтверждают наличие у истца как организации водопроводно-канализационного хозяйства права на начисление платы как за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения, так и за превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ.
Из материалов дела судом верно установлено, что истец в рамках контракта холодного водоснабжения и водоотведения N V-8087 от 27.11.2018 в период с марта по июнь 2019 года оказал ответчику услуги по подаче холодной (питьевой) воды, приему сточных вод на общую сумму 9 861 492 рубля 21 копейка, на сумму 2 605 373 рубля 66 копеек за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за май и июнь 2019 года, на сумму 2 308 305 рублей 49 копеек за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май и июнь 2019 года.
Ответчиком 11.09.2019 оплачена сумма долга в размере 4 488 255 рублей 27 копеек за холодное водоснабжение и водоотведение за период июнь 2019 года, а также 918 784 рубля 16 копеек за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за июнь 2019 года.
Кроме того, ответчиком 12.09.2019 оплачен долг в размере 5 128 884 рубля 56 копеек за холодное водоснабжение и водоотведение за май 2019 года, 1 557 412 рублей 86 копеек за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за май 2019 года, 1 141 017 рублей 61 копейка за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2019 года.
Таким образом, вследствие частичного погашения образовавшегося долга остаток задолженности составил:
- 244 352 рубля 38 копеек за холодное водоснабжение и водоотведение за март и апрель 2019 года,
- 129 176 рублей 64 копейки за превышение предельно-допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах за июнь 2019 года,
- 87 780 рублей 81 копейка за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за май 2019 года,
- 1 079 507 рублей 07 копеек за негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения за июнь 2019 года.
Доводы апеллянта об обратном со ссылкой на полное погашение своих обязательств по спорному контракту на основании таблицы платёжных поручений идентичны возражениям ответчика (т.3, л.д.1-3), получившим надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела судом первой инстанции и обоснованно отклонённых.
В частности, из приведённых апеллянтом сведений о платежах следует, что часть платежей не относятся к спорным периодам (спорные периоды по водоснабжению и водоотведению - март-июнь 2019 года, оплата за превышение ПДК, негативное воздействие на работу централизованной системы водоотведения - май-июнь 2019 года), часть платежей учтена, в представленных истцом расчётах. Ошибочность произведённого истцом и принятого судом расчёта апеллянтом не доказана, контррасчёт не представлен вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ.
Таким образом, доводы апеллянта, приведённые в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются несостоятельными, поскольку не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При указанных обстоятельствах основания для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе судом не рассматривался, поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2019 по делу N А51-17200/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Н. Номоконова |
Судьи |
В.В. Верещагина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-17200/2019
Истец: ГУП КРАЕВОЕ "ПРИМОРСКИЙ ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ