город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2019 г. |
дело N А32-25491/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии:
от заявителя: представитель Сухинина И.А. по доверенности от 14.05.2019, паспорт;
от заинтересованного лица: главный специалист-эксперт Юнусов К.Т. по доверенности от 19.12.2018, удостоверение N 0185;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 21.10.2019 по делу N А32-25491/2019
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Краснодарское городское аптечное управление" муниципального образования город Краснодар
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Краснодарское городское аптечное управление" муниципального образования город Краснодар (далее - заявитель, МУП "КГАУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - управление) об отмене постановления N 07-10-19/517 от 28.05.2019 о привлечении МУП "КГАУ" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей и прекращении производства по делу (уточненное в порядке ст. 49 АПК РФ требование)
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что оборот данного лекарственного средства не попадает под действие Закона N 171 -ФЗ, указанная продукция не является фармацевтической субстанцией спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов в значении части 4.2 статьи 45 Закона N 61 - ФЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит апелляционную жалобу удовлетворить, решение суда отменить, вынести новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований предприятия в полном объеме. Жалоба мотивированна тем, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования предприятия и признал незаконным постановление Управления N 07-10-19/517 от 28.05.2019 о привлечении предприятия к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ст. 15.13 КоАП РФ, поскольку предприятие не освобождено от обязанности осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также осуществлять учет и декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу предприятие просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Представитель муниципального унитарного предприятия "Краснодарское городское аптечное управление" муниципального образования город Краснодар не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением был установлен факт непредставления МУП "КГАУ" в установленный законодательством срок (не позднее 22.10.2018) деклараций за 3 квартал 2018 года.
Согласно сведениям ЕГАИС "Отчет об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" за период с 01.07.2018 по 30.09.2018, ООО "Армавирская межрайонная аптечная база" (ИНН 2372015339, КПП 237201001) зафиксирована поставка этилового спирта для наружного применения и приготовления лекарственных форм (креп.95%, креп.70%) в адрес МУП "КГАУ" (ИНН 2310052764, КПП 231001001) в общем объеме 285,2 дал.
Фактически МУП "КГАУ" декларация "Об объеме использования этилового спирта" (приложение N 2 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N815 (далее по тексту - Правила) и декларация "Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (приложение N7 к Правилам) за 3 квартал 2018 года представлены 21.05.2019.
На основании вышеуказанных обстоятельств, управление пришло к выводу о нарушении юридическим лицом статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
28.05.2019 управлением, в присутствии генерального директора МУП "КГАУ" - Андрохановой Е.А., в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении N 07-10-19/517 по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
28.05.2019 управлением, в присутствии генерального директора МУП "КГАУ" - Андрохановой Е.А., в отношении юридического лица было вынесено постановление N 07-10-19/517 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" запрещает искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.
На основании пункта 2 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, декларации представляют организации, осуществляющие: шпроизводство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата); производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
На основании пункта 16 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Порядок заполнения деклараций (далее - Порядок) утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее по тексту - Приказ N 231).
В соответствии с требованиями Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, заполнение деклараций осуществляется на основании сопроводительных документов, являющихся первичными документами бухгалтерского учета и составленными по унифицированным формам первичной учетной документации.
Статьёй 15.13 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо за несвоевременную подачу одной из таких декларации, либо за включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В качестве основания для привлечения юридического лица к административной ответственности постановлением о назначении административного наказания N 07 -10- 19/517 от 28.05.2019 послужил вывод административного органа о том, что в соответствии с пунктом 4.3 статьи 45 Закона N 61-ФЗ, организации, осуществляющие производство фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов, обязаны осуществлять учет и декларирование в порядке, установленном статьями 8 и 14 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Административный орган считает, что юридическим лицом допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей в 3 квартале 2018 года, а именно: МУП "КГАУ", осуществляющим оборот фармацевтической субстанции спирта этилового, не представлены в установленный законодательством срок до 22.10.2018 декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (Приложения по форме N 2, 7 к Правилам за 4 квартал 2018 года).
Пунктом 9 Правил N 815 предусмотрено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Согласно пункту 18 Правил N 815, декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к данным Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 171 установлено, что действие Федерального закона N 171 не распространяется на деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций.
Судом первой инстанции установлено, что предприятие имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 26.09.2018 N ЛО-23-02-005594, основной вид экономической деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ - торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
Согласно документам, имеющимся в материалах дела, МУП "КГАУ" осуществляло закупку раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95 % по договору поставки от 18.08.2016 N 21-08-16, заключенному с ООО "Армавирская межрайонная аптечная база", что подтверждается товарными накладными N 51 от 23.01.2018, N 83 от 01.02.2018, N 127 от 09.02.2018, N 187 от 26.02.2018, N 220 от 01.03.2018, N 256 от 12.03.2018, N 332 от 22.03.2018, N 489 от 02.04.2018, N 385 от 03.04.2018, N 475 от 18.04.2018, N 477 от 18.04.2018, N 520 от 23.04.2018, N 520 от 23.04.2018, N 687 от 24.05.2018, N769 от 13.06.2018, N 771 от 13.06.2018, N 857 от 27.06.2018, N 923 от 09.07.2018, N 999 от 24.07.2018, N 1032 от 02.08.2018, N 1097 от 17.08.2018, N 1186 от 07.09.2018, N 1223 от 18.09.2018, N 1224 от 18.09.2018, N 1254 от 25.09.2018, N 1367 от 11.10.2018, N 1431 о 01.11.2018, N 1440 от 01.11.2018, N 1451 от 06.11.2018, N 1571 от 23.11.2018, N 1590 от 29.11.2018, N 1674 от 13.12.2018, N 1675 от 13.12.2018.
Согласно статье 2 Закона N 171 -ФЗ, этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Из имеющегося в материалах дела письма ООО "Армавирская межрайонная аптечная база" от 15.03.2019 N 56 следует, что выпускаемая ООО "Армавирская межрайонная аптечная база" продукция - этиловый спирт (этанол), лекарственная форма - раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95% производится и фасуется в полиэтиленовые канистры по 10 литров и 21,5 литр и во флаконы по 100 мл., как это и предусмотрено регистрационным удостоверением лекарственного препарата для медицинского применения РN 0024113/01 (дата государственной регистрации лекарственного препарата 17.06.2008, ФСПР N002413/01-040810), данная продукция является готовым лекарственным препаратом, а не фармацевтической субстанцией.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поставляемая по рассматриваемым накладным продукция является лекарственным средством и не подпадает под признаки этилового спирта в значении статьи 2 Закона N 171-ФЗ.
В материалы дела обществом представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата, выписка из реестра лекарственных средств.
В силу статьи 4 Закона N 61-ФЗ, лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты;
фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность.
Нормы Закона N 61-ФЗ и иные нормативно-правовые акты, содержащие специальные нормы, не содержат требований о декларировании лекарственных средств и лекарственных препаратов, используемых в медицинской деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции посчитал, что оборот данного лекарственного средства не попадает под действие Закона N 171 -ФЗ, указанная продукция не является фармацевтической субстанцией спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов в значении части 4.2 статьи 45 Закона N 61 - ФЗ.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами в их совокупности опровергается довод административного органа об обороте заявителем в 3 квартале 2018 года фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и обязанности представить указанные декларации.
При изложенных обстоятельствах, суд первой инстанции посчитал, что управлением не доказано как событие административного правонарушения, так и вина предприятия в его совершении.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 03.07.2015 N 308-АД15-6570 по делу N А53-20700/14.
Доказательства того, что общество осуществляет оборот этилового спирта по фармакопейным статьям, административным органом не предоставлены ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд.
Доводы апелляционной жалобы не влияют на законность и обоснованность обжалуемого решения, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 по делу N А32-25491/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25491/2019
Истец: МУП "КРАСНОДАРСКОЕ ГОРОДСКОЕ АПТЕЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ", МУП "Краснодарское городское аптечное управление" муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу