г. Чита |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А19-6104/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей В.Л. Каминского, Е.О. Никифорюк, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Куркиной Е.А. рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 02 октября 2019 года по делу N А19-6104/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя Киваева Кирилла Валерьевича (ОГРНИП 315385000091092, ИНН 381259450015, адрес: г. Иркутск) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (ОГРН 103380133155, ИНН 3811020966, место нахождения: 664025, г. Иркутск, ул. Российская, д. 17) о признании незаконным решения от 03.12.2018 по делу N 3-00-87/38-18 в части пункта 1 резолютивной части решения,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Черкасов А.А., представитель по доверенности от 27.03.2019;
от заинтересованного лица: не было;
от третьих лиц:
1) Ассоциации таксистов Иркутской области (ОГРН 1153850019729, ИНН 3849053022, место нахождения: 664078, Иркутская область, г. Иркутск, микрорайон Зеленый, д. 20 кв. 16): не было;
2) Общества с ограниченной ответственностью "Такстелеком" (ОГРН 1114501006652, ИНН 4501170000, место нахождения: 625002, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Осипенко, д. 81, этаж 3, офис 3/06): Черкасов А.А., представитель по доверенности от 01.02.2019;
3) Общества с ограниченной ответственностью "Полиграфия и дизайн" (ОГРН 1167232073205, ИНН 7203388279, место нахождения: 625002, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Циолковского, д. 15, кв. 223): Черкасов А.А., представитель по доверенности от 14.01.2019;
4) Общества с ограниченной ответственностью "Максим-Ангарск" (ОГРН 1153850012359, ИНН 3801130977, место нахождения: 665835, Иркутская область, г. Ангарск, квартал 84, д. 17, пом. 1): Черкасов А.А., представитель по доверенности от 22.07.2019;
5) Малько Семен Анатольевич (665823, Иркутская область, г. Ангарск); не было
установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Киваев Кирилл Валерьевич, обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (УФАС по Иркутской области) о признании незаконным решения от 03.12.2018 по делу N 3-00-87/38-18 в части пункта 1 резолютивной части решения.
Решением суда первой инстанции от 02.11.2019 заявителя удовлетворены полностью.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.
Всесторонне и полно исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд приходит к выводу, что вышеуказанная реклама следующего содержания: "Пора ехать!" "такси Maxim 500-600. Приглашаем водителей с личным автомобилем Maxim 500-600", распространенная заявителем 14.02.2018 в 11 час. 29 мин. по адресу: г. Ангарск, 13-й микрорайон, д. 15, на бортах автомобиля Nissan Sunny, государственный регистрационный знак Р408РН38, не нарушает положения части 7 статьи 7 Закона о рекламе.
Управление в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не доказало нарушение предпринимателем требований части 7 статьи 7 Закона о рекламе.
Управление, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и отказать заявителю в удовлетворении требований.
Представитель Управления в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Из апелляционной жалобы следует, что суд первой инстанции сделал выводы без учета фактических обстоятельств дела и полного исследования взаимоотношения сторон при распространении данной рекламы.
Представитель индивидуального предпринимателя Киваева Кирилла Валерьевича в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Такстелеком" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представитель ООО "Полиграфия и дизайн" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представитель ООО "Максим-Ангарск" в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился и просил отказать в ее удовлетворении.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу ООО "Максим-Ангарск" просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Малько Семен Анатольевич в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель Ассоциация таксистов Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 25.04.2013.
Согласно пункту 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке частей 1, 6 статьи 121, статей 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, включая документы, представленные участниками в электронном виде, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права и заслушав доводы Черкасова А.А., пришел к следующим выводам.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Пунктом 1 Решения Комиссией Иркутского УФАС России от 03.12.2018 (резолютивная часть решения оглашена 16.11.2018) признана ненадлежащей реклама, распространенная 14.02.2018 в 11 час. 29 мин. по адресу: г. Ангарск, 13-й микрорайон, д. 15, на автомобиле марки Nissan Sunny, государственный регистрационный знак Р408РН38, следующего содержания: "Пора ехать!" "такси Maxim 500-600. Приглашаем водителей с личным автомобилем Maxim 500-600", поскольку данная реклама нарушает требования части 7 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", а именно: не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Предприниматель посчитав, что указанное решение нарушает его права и законные интересы и не соответствует нормам действующего законодательства, обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 66 АПК РФ установлено общее правило, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле.
В соответствии со статьей 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Из оспариваемого решения следует, что указанная реклама нарушает запрет на рекламирование товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений.
Статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" установлено, что в целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
2) объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
3) товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот;
7) рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
Как следует из выводов антимонопольного органа, предприниматель является в данном случае распространителем указанной рекламы, поскольку разместил ее на используемом им автомобиле.
Поскольку на автомобиль используемый предпринимателем для размещения рекламы нет разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, то данная реклама, по мнению Управления, является ненадлежащей.
Суд апелляционной инстанции, оценив материалы дела, исходит из следующего.
В силу ст. 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" ответственность за нарушение требований, установленных ч. 7 ст. 7 данного закона несет как рекламодатель, так и рекламораспространитель.
Следовательно, для соблюдения требований ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" достаточно лишь одного обстоятельства, что их соблюдает либо рекламораспространитель, либо рекламодатель.
В силу указанного не имеет значения договор от 25.01.2019 (т. 2, л. 232).
Как установил суд первой инстанции и не оспаривается в апелляционной жалобе, номер телефона 500-600, указанный в спорной рекламе, принадлежит ООО "Такстелеком".
Правообладателем товарного знака "Maxim" является ООО "Мобил ТелеКом" на основании свидетельства от 02.09.2013 N 495308.
По сведениям ООО "Мобил ТелеКом", представленным по запросу УФАС по Иркутской области, на территории Иркутской области правом на использование товарного знака "Maxim" и коммерческого обозначения "Сервис заказа такси Maxim" в целях последующей передачи данного права обладают ООО "Максим-Ангарск", ООО "Максим-Братск", ООО "Полиграфия и дизайн".
ООО "Полиграфия и дизайн" использует базу данных "Сервиса заказа такси Maxim" с 01.12.2017 на основании лицензионного договора с 01.12.2017.
При этом действительно, в силу закона и вступившего с силу судебного акта, деятельность ООО "Максим-Иркутск" по предоставлению информационных услуг на обслуживание физических и юридических лиц водителям (перевозчикам), осуществляющим перевозку пассажиров и багажа легковым такси, не имеющим права (разрешения) на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, создающей опасность причинения вреда в будущем, запрещена.
Согласно материалам дела собственником транспортного средства Nissan Sunny, государственный регистрационный знак Р408РН38, является Малько С.А., спорная реклама размещена на бортах автомобиля Nissan Sunny на основании договора аренды поверхности транспортных средств для размещения наружной рекламы от 25.01.2018 N РК3471270.
При этом как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, Киваев К.В. имеет разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
При этом действительно соответствующее разрешение выдано Киваеву К.В. на иной автомобиль (Chevrolet Klan, гос. номер М037ВА138), нежели тот, на котором размещена реклама.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 N 69-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ предусмотрено, что разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации.
Частью 3 статьей 9 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что разрешение выдается на каждое транспортное средство, используемое в качестве легкового такси. В отношении одного транспортного средства вне зависимости от правовых оснований владения заявителем транспортными средствами, которые предполагается использовать в качестве легкового такси, может быть выдано только одно разрешение.
Согласно части 9 статьи 9 Федерального закона N 69-ФЗ реестр выданных разрешений подлежит размещению на официальном сайте уполномоченного органа (в случае отсутствия у уполномоченного органа официального сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации) и обновлению в течение пяти дней со дня внесения в реестр соответствующих изменений.
В данном случае на транспортные средства, используемые предпринимателем Киваевым К.В. для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси получены соответствующие разрешения, что не оспаривается антимонопольным органом (т. 1, л. 29-33).
Действительно на автомобиль марки Nissan Sunny, государственный регистрационный знак Р408РН38, на котором размещена спорная реклама разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси не выдавалось, в деле отсутствует.
Между тем, в материалах дела нет доказательств, что на автомобиле марки Nissan Sunny, государственный регистрационный знак Р408РН38, осуществлялось оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
То обстоятельство, что такая реклама размещена на автомобиле, еще не говорит о том, что он используется для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, в противном случае, размещение такой рекламы на здании, плакате, банере, штандарте и т.п., т.е. не автомобиле, по мнению Управления также будет свидетельствовать о нарушении ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Суд апелляционной инстанции считает, что вменяемое правонарушение будет иметь место только в том случае, что данная реклама будет размещена на транспортном средстве, осуществляющем деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и не имеющем соответствующего разрешения.
Поскольку антимонопольный орган данного обстоятельства не устанавливал, то у него нет оснований утверждать, что данная реклама размещена на транспортном средстве, с нарушением положений ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
Суд апелляционной инстанции считает, что объектом рекламирования спорной рекламой является не услуга по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а средство индивидуализации юридического лица и (или) товара, услуги и в частности "Служба заказа такси "Maxim" и товарный знак "Maxim", а не конкретное транспортное средство обязанное иметь соответствующее разрешение. В силу указанного и объясняется, что размещение спорной рекламы вне рамок транспортного средства не свидетельствовало бы о нарушении положений ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе".
На основании указанного суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и правильно установил фактические обстоятельства, правильно применил нормы материального и процессуального права.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, либо влияли на обоснованность и законность оспариваемого решения суда, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что оспариваемое решение нарушает права и законные интересы заявителя и в полной мере не соответствует нормам действующего законодательства.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований заявителя.
На основании изложенного, у суда апелляционной инстанции отсутствуют законные основания для удовлетворения апелляционной жалобы.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от "02" октября 2019 года по делу N А19-6104/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы в арбитражный суд кассационной инстанции, полномочный ее рассматривать, через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6104/2019
Истец: Киваев Кирилл Валерьевич
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3189/2021
21.04.2021 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2717/19
20.05.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1095/20
12.12.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2717/19
02.10.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6104/19
29.05.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2717/19
09.04.2019 Определение Арбитражного суда Иркутской области N А19-6104/19