г. Москва |
|
10 декабря 2019 г. |
Дело N А40-184768/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.,
судей: |
Марковой Т.Т., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 04.07.2019 г. по делу N А40-184768/18,
принятое судьей Суставовой О.Ю.,
по заявлению Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии"
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве
о признании недействительным решения от 17.07.2017 г. N 33466 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и отменить его,
в присутствии:
от заявителя: |
Рязанская Т.А. по дов. от 09.07.2019; |
от заинтересованного лица: |
Концова М.В. по дов. от 15.02.2019, Корнеев О.А. по дов. от 15.02.2019; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральное автономное учреждение Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" (далее - Заявитель, ФАУ МО РФ ЦСКА, Учреждение, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по г. Москве (далее - Заинтересованное лицо, ИФНС России N 22 по г. Москве, Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения Инспекции от 17.07.2017 г. N 33466 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К участию в деле в качестве Третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, привлечено Министерство обороны Российчской Федерации (МО РФ).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2019 г. в удовлетворении заявления ФАУ МО РФ ЦСКА отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, ФАУ МО РФ ЦСКА обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению Заявителя, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель Учреждения доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители ИФНС России N 22 по г. Москве возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу; считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу, надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав позиции представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что ИФНС России N 22 по г. Москве проведена камеральная проверка налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, представленной Заявителем 20.03.2017 г., с отражением кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 77:040001003:3476 в размере 0 руб., в связи применением ставки налога 0% к его кадастровой стоимости на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ.
По результатам проверки Инспекцией составлен акт от 22.05.2017 г. N 50986 и вынесено решение от 17.07.2017 г. N 33466 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В соответствии с оспариваемым решением Заявитель привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ в виде штрафа в размере 117 191,70 руб., пунктом 1 статьи 122 НК РФ виде штрафа в размере 234 383,40 руб., доначислен земельный налог в сумме 1 171 917 руб., а также пени в размере 61 955,35 руб.
Не согласившись с указанным решением, ФАУ МО РФ ЦСКА обратилась в порядке досудебного урегулирования спора в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве (далее - УФНС России по г. Москве) с апелляционной жалобой.
Решением УФНС России по г. Москве от 06.07.2018 г. N 21-19/143786 решение ИФНС России N 22 по г. Москве оставлено без изменения апелляционная жалоба, без удовлетворения.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения Заявителя в суд с требованием о признании недействительным решения от 17.07.2017 г. N 33466 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и отменить его.
Оспаривая решение, Общество указало, что не согласно с определением дополнительных налоговых обязательств по земельному налогу за 2016 год в связи с неправомерным применением ставки в размере 0% при исчислении земельного налога в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:040001003:3476.
Заявитель указал, что правомерно применил ставку земельного налога в размере 0 % в соответствии подпунктом 1 пункта 1 статьи 389 НК РФ в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:040001003:3476, отнеся его к изъятым из оборота, поскольку использование Заявителем данного земельного участка осуществляется для выполнения государственного задания на проведение спортивных и физкультурных мероприятий в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Суд первой инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявления, обоснованно руководствовался следующим.
Основанием для начисления земельного налога по ставке 0,3% предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ послужил вывод инспекции о необоснованном применении налогоплательщиком льготы, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ в виду отсутствия реального использования спорного земельного участка для нужд обороны, исходя из его разрешенного использования и результатов проведенных осмотров территории, что в силу статей 27, 93 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не влечет их изъятие из оборота и как следствие основания для исключения из объекта налогообложения, а также применения ставки налога в размере 0% от кадастровой стоимости.
Как следует из материалов дела, ФАУ МО РФ ЦСКА в 2016 году принадлежал на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, площадью 32 481 кв.м, расположенный по адресу: г. Москва, улица Госпитальная, вл. 2, с кадастровым номером 77:04:0001003:3476, который, по его мнению, изъят из оборота в виду нахождения в федеральной собственности и использования для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку единственный учредитель налогоплательщика является Министерство обороны Российской Федерации и он осуществляет деятельность, связанную с обороной и безопасностью.
В соответствии со статьями 388 - 390 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ не признаются объектом налогообложения земельным налогом земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 НК РФ в отношении земельных участков, ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, предусмотрено применение ставки налога в размере, установленном нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), но не превышающем 0,3% кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии с пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно подпункту 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы (за исключением случаев, установленных федеральными законами).
Подпунктом 5 пункта 5 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 93 НК РФ предусмотрено, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для:
1) строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий);
2) разработки, производства и ремонта вооружения, военной, специальной, космической техники и боеприпасов (испытательных полигонов, мест уничтожения оружия и захоронения отходов);
3) размещения запасов материальных ценностей государственного материального резерва.
Следовательно, изъятие земельных участков, указанных в пункте 1 статьи 93 ЗК РФ или ограничение из оборота, а также исключение их из объекта налогообложения по земельному налогу, связано с целевым назначением и (или) фактическим использованием этих участков, категорией земель и разрешенным использованием данных участков в соответствии с правоустанавливающей документацией.
Соответственно, для отнесения земельных участков к ограниченным в обороте или изъятым из оборота в соответствии с их фактическим использованием необходимо установить статус и фактическое использование расположенных на этих участках объектов, что соответствует требованиями статей 27, 93 ЗК РФ, предусматривающих необходимость доказательства непосредственной связи земельных участков с функциями и задачами их использования для обороны и безопасности для отнесения к землям специального назначения.
Учитывая изложенное, для освобождения земельных участков от налогообложения земельным налогом на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 389 НК РФ необходимо выполнение следующих условий:
- земельные участки должны находиться в федеральной собственности (для применения пониженной ставки 0,3% не находиться в частной собственности),
- земельные участки должны иметь разрешенное использование для нужд обороны и безопасности и относиться к специальной категории земель,
- земельные участки должны иметь статус ограниченных в обороте или изъятых из оборота,
- земельные участки должны фактически использоваться для обеспечения деятельности в области обороны и безопасности, подтверждением чего будет являться фактическое использование расположенных на них объектов для соответствующих нужд.
Вывод о необходимости соблюдения перечисленных выше условий для применения вышеуказанной льготы соответствует позиции изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 18260/10 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 г. N 302-КГ16-11762.
Согласно представленной налогоплательщиком выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок кадастровый номер: 77:04:0001003:3476, расположенный по адресу: г. Москва, ул. Госпитальная, вл. 2:
- имеет категорию земли - земли населенных пунктов, то есть не относятся к специальной категории земель;
- разрешенное использование для размещения спортивно-рекреационных объектов: объекты размещения помещений и технических устройств крытых спортивных сооружений массового посещения; объекты размещения помещений и технических устройств открытых спортивных сооружений массового посещения.
- в границах спорного земельного участка расположено здание спортивного клуба и стадион;
Документов свидетельствующих о том, что спорный земельный участок и расположенные на нем сооружения связаны с обороной и безопасностью, Учреждением не представлено, какие-либо ограничения в использовании спорным земельным участком в правоустанавливающих документах отсутствуют; земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения не используются для нужд обороны и безопасности в соответствии с законодательством об обороне и безопасности, в том понимании, которое дано в статье 93 ЗК РФ.
Материалами дела установлено, что ИФНС России N 22 по г. Москве совместно с представителями Заявителя (Ушаков В.Н., Ходун С.С.) проведены обследования спорного земельного участка и объектов недвижимости, расположенных на нем, по результатам которых составлены акты от 30.03.2018 г. б/н, от 07.06.2018 г. б/н.
Согласно указанным актам, признаки финансово - хозяйственной деятельности на обследуемой территории отсутствуют, объекты не используются налогоплательщиком с сентября 2016 года и находятся на ремонте.
Как следует из материалов дела, ИФНС России N 22 по г. Москве был проведен допрос свидетеля Морошан Т.М., которая также показала, что земельный участок и расположенные на нем здания и сооружения не используются для нужд обороны и безопасности.
В соответствии с пунктом 4 Устава Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб армии", утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от 13.04.2015 г. N 733 учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Министерства обороны Российской Федерации в сфере физической культуры и спорта.
Целями деятельности Учреждения являются (пункт 21 Устава ФАУ МО РФ ЦСКА):
- эффективное развитие физической культуры и спорта в Вооруженных Силах Российской Федерации;
- осуществление учебно-тренировочного процесса спортсменов спортивных команд и учащихся детско-юношеских спортивных школ, создание условий для занятий физической культурой и спортом военнослужащих, членов их семей, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и граждан, уволенных с военной службы, на соответствующих объектах спорта Учреждения;
- организация мероприятий по подготовке и участию спортсменов Вооруженных Сил Российской Федерации во всероссийских и международных соревнованиях, в том числе проводимых Международным советом военного спорта (далее - СИЗМ) и осуществления иной международной деятельности в области физической культуры и спорта;
- развитие военно-прикладных видов спорта;
- формирование спортивных сборных команд Вооруженных Сил Российской Федерации для участия во всероссийских соревнованиях, международных спортивных соревнований среди военнослужащих;
- популяризация военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации среди молодежи допризывного и призывного возрастов путем вовлечения их в секционные занятия физической культурой и спортом, а также развитие детско-юношеского спорта.
Земельные участки, необходимые для выполнения Учреждением своих уставных задач, предоставляются ему на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 35 Устава ФАУ МО РФ ЦСКА)
В соответствии с Федеральным законом от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вместе с тем из копии устава Федерального автономного учреждения Министерства обороны Российской Федерации "Центральный спортивный клуб Армии" не представляется возможным сделать однозначный вывод об изъятии из оборота земельного участка и, следовательно, непризнании этого земельного участка объектом налогообложения по земельному налогу.
Кроме того, Заявителем документы, свидетельствующие об использовании спорного земельного участка для нужд обороны и безопасности, ни в ходе проведения камеральной проверки, ни при подаче письменных возражений по акту проверки от 26.03.2018 г. N 60192, ни в ходе судебного разбирательства не представлены.
При этом сам по себе факт отнесения данного земельного участка к федеральной собственности, подчинение налогоплательщика Минобороны России, а также выполнение им каких-либо задач для нужд обороны по заданиям Минобороны России или иных подчиненных ему организаций, не дает основания для вывода об изъятии спорного земельного участка из оборота в виду его использования не по целевому назначению, а также отсутствие соблюдения условий для применения льготы предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 389 НК РФ.
Как правильно указал суд первой инстанции, правовая позиция, изложенная в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 18260/10 и Определении Верховного Суда Российской Федерации от 23.12.2016 г. N 302-КГ16-11762 не применима к настоящему делу, поскольку судами рассматривался вопрос о применении подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ, утратившего силу с 01.01.2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2012 г. N 202-ФЗ (из состава земельных участков, не признаваемых объектом налогообложения по земельному налогу, изъяты земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд).
Таким образом, судами в рамках указанных дел рассматривались иные фактические обстоятельства при ином нормативном регулировании правоотношений спорных правоотношений.
При принятии решения судом была учтена позиция, изложенная в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2019 г. по аналогичному делу, в соответствии с которой отменены судебные акты по делу N А40-1711109/2018 по заявлению ФАУ МО РФ ЦСКА о признании недействительным решения от 18.05.2018 г. N 39499 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного ИФНС России N 22 по г. Москве по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации заявителя по земельному налогу за 2017 года; заявителю отказано в удовлетворении требований.
В рамках указанного дела рассматривались и оценивались те же фактические обстоятельства и доказательства, с участием тех же лиц, что и по настоящему делу.
Согласно Постановлению Арбитражного суда Московского округа от 24.06.2019 г. по делу N А40-1711109/2018 по смыслу подпункта 2 пункта 4 статьи 27 ЗК РФ, для признания земельного участка изъятым из оборота, среди прочего, на нем должны быть размещены Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы. Судом установлено, что на спорном земельном участке не установлено размещение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. На данном земельном участке расположен стадион, на котором проводятся спортивные и физкультурные мероприятия подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации. При этом, как отметил суд, проведение спортивных и физкультурных мероприятий на стадионе, расположенном на спорном земельном участке, не равнозначно размещению на нем Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Учитывая указанные обстоятельства, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что оснований считать спорный земельный участок изъятым из оборота не имеется.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, Заявителем не доказано наличие оснований для применения ставки земельного налога 0 % в отношении земельного участка с кадастровым номером 77:040001003:3476.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления ФАУ МО РФ ЦСКА.
Судом апелляционной инстанции рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 04.07.2019 по делу N А40-184768/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-184768/2018
Истец: ФАУ МО РФ ЦСКА
Ответчик: ИФНС N22 по г.Москве
Третье лицо: Министерство Обороны РФ