г. Самара |
|
11 декабря 2019 г. |
А55-12950/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 декабря 2019 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Сергеевой Н.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти - представитель не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" - представителя Дуспулова Ж.Р. (доверенность от 02.07.2019 N 144),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 сентября 2019 года по делу N А55-12950/2019 (судья Филатов М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (ОГРН 1136316004747, ИНН 6316186232), г. Самара,
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти, Самарская область, г. Самара,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" (далее - заявитель, общество) обратилось в суд с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти (далее - административный орган) об отмене постановления от 23.04.2019 N 18-12/13 о назначении административного наказания, в соответствии с которым ООО "ЭкоСтройРесурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 сентября 2019 года заявленные требования удовлетворены, постановление Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти от 23.04.2019 N 18-12/13 о назначении административного наказания ООО "ЭкоСтройРесурс" предусмотренного ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе административный орган просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 18 сентября 2019 года по делу N А55-12950/2019 и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
В материалы дела поступили возражения заявителя на апелляционную жалобу, в котором заявитель просит суд апелляционной инстанции решение Арбитражного суда Самарской области от 18 сентября 2019 года по делу N А55-12950/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения как необоснованную.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях, просил суд апелляционной инстанции оставить без изменения решение суда первой инстанции.
В судебное заседание апелляционного суда представитель административного органа не явился, управление надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося в судебное заседание административного органа, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из материалов дела усматривается, в Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти поступило обращение потребителя (вх. 520/ж-2019 от 28.03.2019).
Из содержания приложенных потребителем документов усматривается, что ООО "ЭКОСТРОЙРЕСУРС", выставляя платежный документ для внесения платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами об оплате коммунальных услуг за январь 2019 г., не обеспечил возможности оплаты услуг путем наличных расчетов.
12.04.2019 по вышеуказанному факту административного правонарушения был составлен протокол 18-12/4.
Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в городе Тольятти в отношении общества с ограниченной ответственностью "ЭкоСтройРесурс" в соответствии с протоколом N 18-12/4 от 12.04.2019 вынесено постановление от 23.04.2019 N 18-12/13 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ. В соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ, учитывая наличие обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, Обществу заменено административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
При этом заявитель указывает, что при рассмотрении протокола об административном правонарушении в адрес административного органа были представлены возражения на протокол об административном правонарушении, в которых были указаны обстоятельства, подтверждающие отсутствие в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ, а именно относительно доводов административного органа в необеспечении возможности оплаты услуг путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной платежной системы платежных карт по выбору потребителя было указано, что обеспечение возможности оплаты оказанных Обществом услуг по обращению с ТКО путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя (в соответствии с требованиями ст. 16.1 Закона N 2300-1) организовано Региональным оператором путем размещения контрольно-кассовой техники Kl-Ф заводской N 001010001113 в офисе организации по адресу: г. Самара, ул. Сердобская, 8, а также путем заключения договора с ФГУП "Почта России" N 18-7.1.4.2/6039 от 28.12.2018 г. на оказание услуг по приему платежей физических лиц и соглашения с ПАО "Сбербанк России" N 54-6991-19-00001 от 10.01.2019 г. (с предоставлением административному органу копий указанных документов).
Как следует из текста оспариваемого постановления, данные возражения общества административным органом при рассмотрении материалов административного дела учтены не были.
Не согласившись с вынесенным постановлением, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.
Принимая обжалуемый судебный акт, арбитражный суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 4 статьи 14.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо нарушение иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Состав административного правонарушения включает в себя четыре обязательных элемента его характеристики: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона административного правонарушения. При этом отсутствие любого из образующих состав административного правонарушения элементов (объекта, объективной стороны, субъекта, субъективной стороны) влечет отсутствие самого состава административного правонарушения.
Объектом административных правонарушений, предусмотренных ст. 14.8 КоАП РФ, являются общественные отношения в области защиты прав потребителей.
Объективная сторона правонарушения ч. 4 ст. 14.8 КоАП РФ состоит в неисполнении обязанности по обеспечению возможности оплаты товаров (работ, услуг) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя, если в соответствии с федеральным законом обеспечение такой возможности является обязательным, либо в нарушении иных установленных законом прав потребителя, связанных с оплатой товаров (работ, услуг).
Между тем, при вынесении постановления административный орган ограничился лишь констатацией выявленных нарушений, однако вопрос о вине общества в совершении вменяемого правонарушения не исследовался.
Федеральным законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1) регулируются отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливаются права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяется механизм реализации этих прав.
Данный Закон дает определение потребителя, которым является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и исполнителя - организации независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, выполняющих работы или оказывающих услуги потребителям по возмездному договору.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16.1 Закона N 2300-1 исполнитель обязан обеспечить возможность оплаты услуг путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.
На основании п. 3 ст. 37 того же Закона N 2300-1, оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, потребителю коммунальных услуг должно быть предоставлено право выбора способа оплаты оказанных услуг наличных или безналичных расчетов.
ООО "ЭкоСтройРесурс" по результатам конкурсного отбора и впоследствии заключенного соглашения с Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 01.11.2018 осуществляет деятельность в качестве Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) на территории Самарской области, что следует из содержания выписки из ЕГРЮЛ.
За оказываемые услуги ООО "ЭкоСтройРесурс" как региональный оператор выставляет потребителям услуг платежные документы (квитанции).
Пунктом 69 "Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) определены требования к содержанию информации, которая указывается в платежном документе.
Отражение в платежном документе, в том числе и на его оборотной стороне, иной, не предусмотренной п. 69 Правил N 354 информации, является не обязательной для исполнителя коммунальных услуг.
Суд первой инстанции обоснованно отклонил доводы административного органа о том, что не указание в платежном документе информации о возможности наличных расчетов, образует состав административного правонарушения, поскольку на оборотной стороне платежного документа обществом размещена информация о порядке оплаты услуг по обращению с ТКО, с указанием способов и мест оплаты, что подтверждается представленной в материалы дела копией платежного документа.
Так, обеспечение возможности оплаты оказанных обществом услуг по обращению с ТКО путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя (в соответствии с требованиями ст. 16.1 Закона N 2300-1) организовано ООО "ЭкоСтройРесурс" путем заключения договора N 18-7.1.4.2/6039 от 28.12.2018 на оказание услуг по приему платежей физических лиц с ФГУП "Почта России" и соглашения с ПАО "Сбербанк России" N 54-6991-19-00001 от 10.01.2019, с указанием размера начисляемых финансовыми агентами комиссий за осуществление соответствующих денежных переводов.
Также в офисе общества по адресу: г. Самара, ул. Сердобская, 8 была размещена контрольно-кассовая техника Kl-Ф заводской N 001010001113.
Доводы административного органа о том, что общество не обеспечило возможность оплаты услуг без комиссии опровергаются представленными доказательствами.
В частности, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что внесение потребителем платежей через кассира-операциониста ФГУП "Почта России", устройства самообслуживания, банкоматы отделения ПАО "Сбербанк России", через приложение "Сбербанк онлайн" является ничем иным, как обеспечением возможности оплаты услуг путем наличных расчетов, а также путем использования национальных платежных инструментов по выбору потребителя без взимания комиссии.
Абзацем вторым пункта 63 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (далее - Правила N 354), предусмотрено, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Статьей 155 ЖК РФ предусмотрено внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги на основании платежных документов. При этом, юридическое лицо, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, вправе осуществлять расчеты с собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", под деятельностью по приему платежей физических лиц (далее - прием платежей) признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Оценивая обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания оспариваемого постановления незаконным и удовлетворения требований заявителя.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.12.2019 по делу N А55-12951/2019, в котором участвовали те же лица, что и в настоящем деле.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 сентября 2019 года по делу N А55-12950/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12950/2019
Истец: ООО "ЭкоСтройРесурс"
Ответчик: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в городе Тольятти
Третье лицо: Соколов Александр Николаевич