г. Киров |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А29-764/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кормщиковой Н.А.,
судей Дьяконовой Т.М., Сандалова В.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,
без участи представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2019 по делу N А29-764/2019,
по иску (ИНН 110300081183, ОГРНИП 304110336400077)
к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103023523, ОГРН 1021100807716),
к управлению городского хозяйства и благоустройства Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (ИНН 1103043696, ОГРН 1091103000010)
и к индивидуальному предпринимателю Галочкину Игорю Евгеньевичу (ИНН 110302646199, ОГРНИП 304110305900094)
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Коми (ИНН 1101481197, ОГРН 1021100514951), индивидуальные предприниматели Антонов Андрей Петрович (ИНН 110302497099, ОГРН 415110100213283), Львов Сергей Алексеевич (ИНН 110300366206, ОГРН 304110309200014), Кудряков Константин Юрьевич (ИНН 110301177272, ОГРН 309110332100019),
о признании недействительным аукциона в электронной форме,
установил:
индивидуальный предприниматель Шевченко Геннадий Владимирович (далее - ИП Шевченко Г.В., истец) обратился с исковым заявлением в Арбитражный суд Республики Коми к администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Администрация), управлению городского хозяйства и благоустройства Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" (далее - Управление), индивидуальному предпринимателю Галочкину Игорю Евгеньевичу (далее - ИП Галочкин И.Е.), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании электронного аукциона по закупке N 0307300001818000584 (оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах N 44 и 45 в 2019-2021 годах в г. Воркуте) и муниципального контракта, заключенного по итогам аукциона, недействительными.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной антимонопольной службы России по Республике Коми (далее - УФАС по Республике Коми), индивидуальные предприниматели Антонов Андрей Петрович, Львов Сергей Алексеевич и Кудряков Константин Юрьевич.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2019 исковые требования удовлетворены в полном объеме; признан недействительным электронный аукцион по закупке N 0307300001818000584 (оказание услуг по осуществлению пассажирских перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах N 44 и 45 в 2019-2021 годах в г. Воркуте); признан недействительным муниципальный контракт от 21.01.2019 N 0307300001818000584-0176476-04, заключенный по итогам электронного аукциона с ИП Галочкиным И.Е.; с Управления и ИП Галочкина И.Е. в пользу ИП Шевченко Г.В. взыскано по 3 000 рублей с каждого в возмещение расходов по государственной пошлине.
Управление и Администрация (далее также - заявители жалоб) с принятым решением суда не согласны, обратились во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят отменить решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2019 по делу N А29-764/2019 и принять новый судебный акт.
По мнению заявителей жалоб, истец оспаривает конкурс по формальным основаниям и нарушение его прав и законных интересов не доказано. Обжалуемый аукцион является единственным из проведенных Управлением, который не был отменен антимонопольной службой: внеплановой проверкой выявлены нарушения, допущенные Управлением, предписание на устранение нарушений не выдано. Отсутствие в закупочной документации требования о лицензии на осуществление пассажирских перевозок противоречит пункту 1 части 1 статьи 31, пункту 2 части 1 и части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, однако, несмотря на допущенное нарушение, УФАС по Республике Коми не выдала соответствующего предписания, поскольку все участники спорной закупки обладали названными лицензиями. Извещением установлено, что претенденты на участие в конкурсе обеспечивают достоверность представленной информации. Извещение содержит право претендента отозвать уже зарегистрированную заявку на участие в конкурсе посредством письменного уведомления конкурсной комиссии не позднее даты подведения итогов конкурса. Согласно извещению претендент не допускается комиссией к участию в конкурсе в следующих случаях: непредставления определенных извещением документов; несоответствия претендента требованиям, установленным Законом N 220-ФЗ и конкурсной документацией; несоответствия содержания заявки требованиям, установленным приложением 1 к извещению. Суд не установил основания для признания недействительным конкурса, а также для применения последствий недействительности контракта. Признание недействительным контракта может привести к двусторонней реституции, в то время как контракт был полностью исполнен и потребность государства в услугах удовлетворена.
УФАС по Республике Коми в отзыве на апелляционные жалобы указывает, что комиссией на основании поступившего обращения индивидуального предпринимателя от 09.01.2019 (вх. N 35-э. от 10.01.2019), содержащего указание на возможные нарушения требований Закона о контрактной системе при проведении торгов и определении положений документации об электронном аукционе, была проведена внеплановая проверка, по итогам которой установлено, что противоречивые требования в конкурсной документации отсутствуют; нарушений Закона о контрактной системе в действиях заказчика не усмотрено; просит апелляционные жалобы удовлетворить, решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2019 по делу N А29-764/2019 отменить.
ИП Шевченко Г.В. в отзыве с дополнениями на апелляционную жалобу указывает, что судом установлено, что при проведении электронного аукциона Управление незаконно установило в конкурсной документации такие условия, которые исключили возможность участия в закупочных процедурах конкурсантов, имевших намерение привлекать к реализации контракта силы и средства субисполнителей, не указало в конкурсной документации на необходимость наличия лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров, которая является одним из необходимых условий для оформления документов, подтверждающим право хозяйствующего субъекта на осуществление регулярных перевозок; ряд перевозчиков, изучив документацию и контракт, не приняли участия в аукционе. Истец просит оставить решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2019 без изменения, апелляционную жалобу Управления - без удовлетворения.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 18.10.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 21.10.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В порядке статьи 158 АПК РФ разбирательство по делу откладывалось до 11.12.2019 до 09 час. 15 мин.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. От Администрации и УФАС по Республике Коми поступили ходатайства о проведении судебных заседанию в отсутствии представителей сторон.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 03.12.2018 Администрация разместила на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru извещение и документацию о проведении конкурса на право заключения договора на обеспечение осуществления пассажирских перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах N 44 и 45 в 2019-2021 годах в г. Воркуте.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 24.12.2018 заявка ИП Шевченко Г.В. на соответствие требованиям, установленным документацией об электронном аукционе признана соответствующей; победителем признан индивидуальный предприниматель Антонов А.П.
Из информации по закупке N 0307300001818000584 размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок следует, что победитель аукциона ИП Антонов А.П. контракт не заключил, в связи с чем Управление подписало контракт с участником, размещенным на втором месте - ИП Галочкиным И.Е.
В соответствии с пунктом 1.1 контракта Управление (заказчик) поручило, а ИП Галочкины И.Е. (исполнитель) принял на себя обязательства выполнить работы по осуществлению регулярных пассажирских перевозок по регулируемым тарифам на муниципальных маршрутах N 44 и 45 в 2019-2021 годах в г. Воркуте, а заказчик обязался оплатить выполненные работы в соответствии с условиями контракта.
Согласно пункту 1.4 контракта исполнитель обязался выполнять работы своими силами без привлечения субподрядных организаций и лиц.
Стоимость работ по контракту составила 102,07 руб., включает в себя налоги, расходы исполнителя, связанные с исполнением контракта, в том числе затраты на приобретение топлива, материалов, командировочные расходы, страхование, уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, оплачиваемых исполнителем за полное выполнение своих обязательств по контракту (пункт 2.1).
Сроки и место выполнения работ установлены пунктами 3.1-3.3 контракта: с 10.01.2019 по 21.01.2019, территория муниципального образования городского округа "Воркута".
10.01.2019 ИП Шевченко Г.В. обратился с жалобой на закупку N 0307300001818000584 в УФАС по Республике Коми.
УФАС по Республике Коми проведена внеплановая проверка закупки N 0307300001818000584, по итогам которой решением от 17.01.2019 выявлены нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, части 3 статьи 64 закона о контрактной системе в виде не установления в документации об электронном аукционе требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, а также не установлении в документации об электронном аукционе требования о предоставлении участникам электронного аукциона в составе вторых частей заявок такой копии лицензии; предписание об устранении нарушений не выдано, поскольку все поданные заявки соответствовали нормам действующего законодательства, содержали лицензии на оказание услуг пассажирских перевозок.
Полагая, что электронный аукцион по закупке N 0307300001818000584 и заключенный по итогам аукциона контракт являются недействительными, истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, счел их подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывы на них, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционных жалоб.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном названным кодексом.
Порядок организации и проведения торгов регламентирован статьями 447 и 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В пункте 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" указано, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений (подпункт 3).
Нарушение правил, установленных статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа (часть 4 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ).
Согласно пункту 44 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок.
Из указанных норм права следует, что, требуя признания торгов недействительными и применения последствий их недействительности, заявитель должен представить суду доказательства нарушения закона при проведении торгов, а также нарушения его прав, которые будут восстановлены в случае признания торгов недействительными, и применения последствий недействительности заключенной на таких торгах сделки.
Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 220-ФЗ).
Требования к участникам открытого конкурса закреплены в статье 23 Закона N 220-ФЗ.
Материалы дела свидетельствуют о том, в рассматриваемой ситуации допущенные организатором торгов нарушения законодательства являлись существенными, повлекшие за собой ограничение конкуренции, в связи с чем арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о признании торгов и заключенного контракта недействительными.
Оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Указание заявителей на факт исполнения ИП Галочкиным И.Е. обязательств по контракту судом не принимается, поскольку срок на подачу иска о признании недействительными торгов, предусмотренный статьей 449 ГК РФ, истцом соблюден.
Ссылка заявителей на возможные убытки у ИП Галочкина И.Е. апелляционным судом не принимаются, как не подтвержденные документально. Самим ИП Галочкиным И.Е. судебный акт не оспаривается.
При этом апелляционный суд считает возможным отметить, что поскольку стороны не могут быть приведены в первоначальное положение в результате признания торгов недействительными, правоотношения сторон подлежат прекращению на будущее время.
Иные изложенные в жалобах доводы заявителей выводов суда не опровергают, а свидетельствуют о несогласии заявителей с установленными арбитражным судом обстоятельствами и их оценкой.
При вынесении решения судом первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ оценены все представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимосвязи. Выводы, изложенные в решении суда первой инстанции, соответствуют материалам дела. Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права при вынесении решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.07.2019 по делу N А29-764/2019 оставить без изменения, а апелляционные жалобы администрации муниципального образования городского округа "Воркута" и управления городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа "Воркута" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Республики Коми.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Н.А. Кормщикова |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А29-764/2019
Истец: ИП Шевченко Геннадий Владимирович
Ответчик: Администрация МО ГО Воркута, ИП Галочкин Игорь Евгеньевич
Третье лицо: ИП Антонов Андрей Петрович, ИП Кудряков Константин Юрьевич, ИП Львов Сергей Алексеевич, Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Республике Коми
Хронология рассмотрения дела:
17.06.2021 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2038/2021
18.02.2021 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8073/20
12.12.2019 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-8406/19
27.07.2019 Решение Арбитражного суда Республики Коми N А29-764/19
28.01.2019 Определение Арбитражного суда Республики Коми N А29-764/19