Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2019 г. N 09АП-62832/19
г. Москва |
|
06 декабря 2019 г. |
Дело N А40-248399/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суминой О.С.,
судей: |
Марковой Т.Т., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СТР Констракшн"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 18.09.2019 по делу N А40-248399/18
принятое судьей Уточкиным И.Н.,
по заявлению ООО "СТР Констракшн"
к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Управления Государственного экологического надзора
о признании незаконным и отмене полностью постановления N 0401-1296/2018/САО от 08.10.2018 г.
при участии:
от заявителя: |
Толстова Л.В. по доверенности от 10.01.2019; |
от заинтересованного лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТИСАЛЕ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Управление государственного экологического контроля о признании незаконным и отмене полностью постановления N 0401-1296/2018/САО от 08.10.2018 г.
Решением суда от 18.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель подателя апелляционной жалобы доводы апелляционной жалобы поддержал по мотивам, изложенным в ней.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в его отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции проверены на основании статей 266 и 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, повторно рассмотрев материалы дела, приходит к выводу о том, что отсутствуют правовые основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует из материалов дела, 08.10.2018 Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы вынесено постановление N 0401-1296/2018/САО о привлечении ООО "ТИСАЛЕ" к административной ответственности по ст. 4.46 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях" за нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, установленными правовыми актами города Москвы.
Указанным постановлением Обществу назначено наказание в виде административного штрафа размере 300 000 руб.
Причиной для вынесения данного постановления стали следующие события.
06 августа 2018 года в период времени с 4 ч. 40 мин. до 5 ч. 30 мин. в соответствии с постушгвшими в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы обращениями жителей Северного административного округа города Москвы жалобами на повышенный уровень шума при проведении строительных работ в ночное время ГПБУ "Мосэкомониторинг" проведены измерения уровней шума на территории жилых домов 3, корп. 2; 5 и 13, корп. 2 по ул. Дегунинская города Москва.
В районе указанных домов по данным информационного шита генеральной подрядной организацией ООО "ТИСАЛЕ" осуществляются работы по строительству многофункционального комплекса со встроенно-пристроенными помещениями дошкольного образования.
Строительная площадка расположена внутри плотной застройки, что препятствует визуальному определению используемой строительной техники, видов и места проведения работ. В период проведения измерений со стороны строительной площадки прослушивалась звуки работы строительной техники, осуществляющей ударные работы.
По результатам проведенных измерений на жилой территории зафиксированы превышение норматива допустимого эквивалентного уровня звука на 3 дБА, обусловленное производством работ на территории строительной площадки, расположенной по адресу: Москва, Дегунинская ул., вл. 5.
Не согласившись с данными выводами административного органа, ООО "ТИСАЛЕ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы.
Отказывая в удовлетворении требований ООО "ТИСАЛЕ", суд первой инстанции правомерно и обоснованно исходил из следующего.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значения для дела.
В соответствии с п.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со ст. 4.46 КоАП Москвы нарушение установленных правовыми актами города Москвы условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума, за исключением случаев, предусмотренных статьей 4.50 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
Данная норма отсылает нас к специальному законодательству, регулирующему режим осуществления подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время.
Санитарными нормами 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки" (СН 2.2.4/2.1.8.562- 96) установлены допустимые уровни звукового давления, эквивалентные и максимальные уровни звука проникающего шума в помещениях жилых и общественных зданий и шума на территории жилой застройки (таблица 3 и п. 9). При этом, согласно п. 1.2 данных норм санитарные нормы являются обязательными для всех организаций и юридических лиц на территории РФ независимо от формы собственности, подчинения и принадлежности и физических лиц независимо от гражданства.
В соответствии со ст. 55 федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" органы власти, юридические и физические лица при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны принимать необходимые меры по предупреждению и устранению негативного воздействия шума, вибрации и иного негативного физического воздействия на окружающую среду в городских и сельских поселениях. Превышение нормативов допустимых физических воздействий запрещается.
Согласно п. 2.5.15 постановления Правительства Москвы от 19 мая 2015 года N 299-ПП "Об утверждении Правил проведения земляных работ, установки временных ограждений, размещения временных объектов в городе Москве" при выполнении работ в ночное время суток необходимо:
- обеспечивать глушение двигателя автотранспорта в период нахождения на - площадке:
- исключить громкоговорящую связь;
- не производить сварочные работы без установки защитных экранов;
- исключить забивку свай, шпунта и производство прочих работ, сопровождаемых шумами с превышением допустимой нормы;
- не допускать освещение прожекторами фасадов жилых зданий, примыкающих к месту производства работ;
- исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
В соответствии со ст. 1, 2 Закона города Москвы от 12 июля 2002 года N 42 "О соблюдении покоя граждан и тишины в городе Москве" ночное время - период времени с 23 часов до 7 часов. Защищаемыми от нарушения покоя граждан и тишины в ночное время помещениями и территориями в городе Москве являются:
- квартиры жилых домов, помещения дошкольных образовательных организаций, организаций социального обслуживания;
- подъезды, кабины лифтов, лестничные клетки и другие места общего пользования жилых домов, больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, гостиниц и общежитий, организаций социального обслуживания;
- территории больниц, диспансеров, санаториев, домов отдыха, пансионатов, дошкольных образовательных организаций, организаций социального обслуживания, гостиниц и общежитий, придомовые территории;
- площадки отдыха на территории микрорайонов и групп жилых домов.
Согласно ст. 2, 50 Закона города Москвы от 25 июня 2008 года N 28" "Градостроительный кодекс города Москвы" градостроительная деятельность в городе Москве должна обеспечивать формирование благоприятной для жизнедеятельности человека среды в соответствии с требованиями федерального законодательства, а также обеспечивать, в том числе гарантируемые региональными нормативами градостроительного проектирования города Москвы социальное качество и комфорт городской среды.
На окружающих участок строительства территориях осуществляется в порядке, установленном Правительством Москвы, контроль за соблюдением требований обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности, в том числе за соблюдением требований экологической безопасности и охраны окружающей среды при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с п. 1.3.4 распоряжения Правительства Москвы от 30 июня 2004 года N 1312-РП "О мерах по информированию жителей города Москвы о производстве работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений" производство работ в ночное время суток разрешается при выполнении следующего условия: исключить работу оборудования, имеющего уровни шума и вибрации, превышающие допустимые нормы.
В соответствии с положениями п.6.1.7. Договора Генподрядчик обязан обеспечить в ходе строительства выполнение требований по охране окружающей среды.
Объективная сторона административного правонарушения выразилась в том, что ООО "ТИСАЛЕ", являясь генеральным подрядчиком по строительству многофункционального комплекса со встроенно-пристроенными помещениями дошкольного образования по адресу: Москва, ул. Дегунинская, в л. 5 6 августа 2018 года в период времени с 4 ч. 40 мин. до 5 ч. 30 мин. допустило превышение норматива допустимого эквивалентного уровня звука на 3 дБА, обусловленное производством работ на территории строительной площадки, расположенной по адресу: Москва, Дегунинская ул., вл. 5.
Согласно протоколу проведения измерений уровня шума от 7 августа 2018 года N 181 испытания проводились в соответствии с ГОСТ 23337-2014 "Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий", СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки".
Таким образом, объективная сторона административного правонарушения подтверждается материалами настоящего дела.
Согласно Закону города Москвы от 20 октября 2004 года N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве" мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. Объектами экологического мониторинга являются компоненты природной среды, в том числе атмосферный воздух, поверхностные и подземные воды, почвы, грунты, зеленые насаждения, животные и другие организмы, находящиеся в пределах административных границ города Москвы, физические воздействия на окружающую среду (шумы, вибрации и другое воздействие).
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 июня 2003 года N 480-ПП "О предоставлении данных государственного экологического мониторинга города Москвы" ГПБУ "Мосэкомониторинг" является городским учреждением, уполномоченным Правительством Москвы на сбор, анализ и иную обработку, а также предоставление данных о состоянии окружающей среды в рамках осуществления государственного экологического мониторинга в городе Москве. Экологическая информация и иные данные, выдаваемые ГПБУ "Мосэкомониторинг" как на бумажных, так и на магнитных носителях, в дополнительных проверках и удостоверениях не нуждаются.
Измерение уровня шума было произведено аккредитованной организацией - П1БУ "Мосэкомониторинг" (аккредитация N РОСС RTJ.0001.519080).
Измерения проводились: Шумомер - анализатор спектра, виброметр портативны ОКТАВА-110А, заводской номер А070586, свидетельство о поверке N СП 1823214 от 23 октября 2017 года, поверен до 22 октября 2018 года.
Таким образом, апелляционный суд не усматривает каких-либо нарушений при осуществлении измерения уровня шума.
Доводы заявителя о том, что Департаментом не был соблюден установленный порядок уведомления Общества о составлении протокола об административном правонарушении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Ввиду изложенного, требования ст. ст. 28.2, 25.1, 25.4, 29.7 КоАП РФ административным органом при производстве по делу об административном правонарушении соблюдены.
Срок давности привлечения заявителя к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ) заинтересованным лицом соблюден.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих, что Общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения, заявителем не представлено.
Факт совершения правонарушения в полном объеме подтверждается представленными ответчиком материалами административного дела.
При рассмотрении дела административным органом учтены все фактические обстоятельства дела, штраф применен в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст. 4.46 Закона г. Москвы. Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела у суда первой инстанции не имелось.
Нарушений процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, которые могут являться основанием для отмены постановления в соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 г. N 10 административным органом не допущено.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи, с чем вина Заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения имеет место.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к ссылкам на уже исследованные и оцененные надлежащим образом судом первой инстанции доказательства и обстоятельства.
Возражения заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, апелляционным судом проверены в полном объеме, однако не могут быть приняты во внимание, поскольку не влекут иных выводов апелляционного суда, чем те, которые суд первой инстанции изложил в своем судебном акте.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции допущено не было.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда первой инстанции и не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта в порядке ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 18.09.2019 по делу N А40-248399/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.С. Сумина |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-248399/2018
Истец: ООО "ТИСАЛЕ"
Ответчик: Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы Управление государственного экологического надзора
Третье лицо: ООО "СТР Констракшн"
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3518/20
06.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-62832/19
18.09.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-248399/18
23.04.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-18496/19
28.01.2019 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-248399/18