город Ростов-на-Дону |
|
11 декабря 2019 г. |
дело N А53-30591/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сулименко Н.В.
судей Г.А. Сурмаляна, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ситдиковой Е.А.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2019 по делу N А53-30591/2019 об удовлетворении заявления Северо-Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о привлечении Муниципального предприятия г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" к административной ответственности на основании статьи 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Муниципальному унитарному предприятию г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" (далее - ответчик) о привлечении к административной ответственности на основании статьи 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2019 по делу N А53-30591/2019 муниципальное предприятие г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" (ОГРН 1026102484320) привлечено к административной ответственности на основании статьи 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа 100 000 руб.
Не согласившись с решением суда от 16.10.2019 по делу N А53-30591/2019, МУП г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Апелляционная жалоба мотивирована тем, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Апеллянт указал, что задолженность за природный газ в размере 78 331 166,73 руб. погашена, это обстоятельство подтверждается платежными поручениями и актами сверки. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что совершенное правонарушение не может быть признано малозначительным. Суд неправильно оценил характер совершенного правонарушения, степень социальной опасности деяния. Материалами дела подтверждается, что лицо, привлекаемое к ответственности, устранило нарушение и выплатило полностью сумму задолженности до момента вынесения определения о приятии заявления к производству. Ранее оплату данной задолженности произвести было невозможно в связи с приостановлением операций по счетам организации на основании решений налоговой инспекции.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2019 по делу N А53-30591/2019 проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, о времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями части 3 статьи 156 АПК РФ, счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей лиц, участвующих в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.07.2019 ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" направило в адрес Северо-Кавказского управления Ростехнадзора информацию о непредставлении муниципальным предприятием г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" обеспечения исполнения обязательства по оплате газа в установленный поставщиком газа срок.
По результатам рассмотрения вышеуказанной информации должностным лицом Северо-Кавказского управления Ростехнадзора было установлено наличие состава административного правонарушения, ответственность за которое предусматривается статьей 14.61 КоАП РФ, а именно: выявлены нарушения установленного порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате.
ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" является основным поставщиком газа на территории Ростовской области и Республики Калмыкия.
Между ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" (поставщик) и муниципальным предприятием г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" (покупатель) заключены договоры поставки газа N 43-3-42054/18 от 14.11.2017, N 43-3-42054/18-Н от 14.11.2017, N 43-3-42054/19 от 25.10.2018, N43-3-42054/19-Н от 25.10.2018.
В соответствии с условиями заключенных договоров ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" обязуется поставлять муниципальному предприятию г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" газ, добытый ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, в свою очередь предприятие обязуется получать (выбирать) газ, оплачивать его стоимость и плату за снабженческо-сбытовые услуги.
По состоянию на 19.02.2019 предприятие имело перед ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" задолженность в сумме 89 821 042,76 руб.
В соответствии со статьей 25 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", главой VII Правил поставки газа, утверждённых постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила поставки газа), на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Правительство Российской Федерации устанавливает критерии, при соответствии которым у потребителей газа возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договорам поставки.
В соответствии с пунктом 40(1) главы VII(1) Правил поставки газа покупатель обязан предоставить поставщику обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, поставляемого по договору поставки газа, если покупатель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил обязательства по оплате газа поставщику и это привело к образованию задолженности перед поставщиком по оплате газа в размере, равном двойному размеру среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа или превышающем такой двойной размер.
Поставщики газа обязаны в предусмотренном Правительством Российской Федерации порядке определить потребителей газа, соответствующих установленным Правительством Российской Федерации критериям, и уведомить их в сроки и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, о необходимости предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа. В направляемом потребителю газа уведомлении указываются основания для возникновения у него обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательств по оплате газа, срок, в течение которого данное обеспечение должно быть предоставлено поставщику газа, а также другая информация, установленная Правительством Российской Федерации.
Если иное не согласовано сторонами, обеспечение исполнения обязательств по оплате газа предоставляется потребителями газа, соответствующими установленным Правительством Российской Федерации критериям и определенными поставщиками газа в соответствии с настоящей статьей, в виде независимой гарантии, выдаваемой банком (банковской гарантии).
Указанная гарантия должна содержать условие о невозможности ее изменения гарантом без согласия бенефициара. Предоставляемые банковские гарантии не должны содержать требования о предоставлении поставщиком газа гаранту для получения выплаты по гарантиям судебных актов, подтверждающих неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем газа обеспечиваемых гарантиями обязательств.
Банковская гарантия обеспечивает исполнение возникших после ее выдачи обязанностей по оплате газа, поставляемого по договорам поставки газа.
Руководствуясь вышеперечисленными нормами права, ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" направило муниципальному предприятию г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" уведомление от 25.02.2019 N 11-01-25/1047 об обязанности предоставить обеспечение исполнения обязательства по оплате газа на сумму 47 912 471,34 руб. в срок, не превышающий 60 дней со дня получения такого уведомления.
Указанное уведомление было получено предприятием 11.03.2019, что подтверждается соответствующим уведомлением о вручении (л.д.88 - 90).
Таким образом, срок для предоставления обеспечения исполнения обязательства по оплате газа истек 12.05.2019.
Муниципальное предприятие г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" не предоставило обеспечение исполнения обязательства по оплате газа ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону", имеющуюся задолженность по оплате потребленного газа не оплатило.
Государственным инспектором Межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Северо-Кавказского управления Ростехнадзора было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении муниципального предприятия г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" и составлен протокол N 14-08/213/19 от 12.08.2019 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.61 КоАП РФ. Протокол составлен в присутствии директора предприятия Пиляева П.В.
На основании статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации материалы административного дела вместе с заявлением о привлечении к административной ответственности по статье 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
При принятии решения суд обоснованно исходил из следующего.
В силу статьи 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, потребителем газа, потребителем тепловой энергии либо теплоснабжающей организацией установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), газа, тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженное с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате в соответствии с установленными договорами о предоставлении указанных энергетических ресурсов сроками платежей влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в области энергопотребления, в том числе установленный законодательством порядок и режим потребления электрической энергии потребителями, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям.
Объективной стороной правонарушения является неисполнение таким потребителем установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности).
В связи с неисполнением муниципальным предприятием г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" условий заключенных договоров поставки газа N 43-3-42054/18 от 14.11.2017, N 43-3-42054/18-Н от 14.11.2017, N43-3-42054/19 от 25.10.2018, N 43-3-42054/19-Н от 25.10.2018 по оплате задолженности, которая по состоянию на 19.02.2019 составила 89 821 042,76 руб., что вдвое превышает среднемесячную величину обязательства по договору (7 985 411,89 руб.), ООО "Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону" уведомило муниципальное предприятие г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети" о необходимости предоставления в течение 60 дней с момента получения уведомления обеспечения исполнения обязательств по оплате на срок не менее 6 месяцев (исходящее письмо от 25.02.2019 N11-01-25/1047 получено 11.03.2019).
В установленный срок предприятие не предоставило требуемое обеспечение, в связи с чем суд пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях предприятия события правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ.
Выявленное нарушение административным органом квалифицировано правильно. Материалами дела подтверждается факт вмененного правонарушения.
Имея возможность для соблюдения установленных законом требований по предоставлению обеспечения исполнения обязательств по оплате газа либо погашению образовавшейся задолженности, послужившей основанием для направления уведомления о предоставлении такого обеспечения до истечения установленного срока - в течение 60 дней с даты получения уведомления, предприятие не приняло все необходимые меры по соблюдению установленной законом обязанности, направленной на усиление мер ответственности субъектов энергоснабжения.
Доказательства, подтверждающие объективную невозможность соблюдения вышеуказанных требований к установленному сроку, предприятие не представило.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, не выявлены.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения за нарушение законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, об электроэнергетике.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истек.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не представлены. Оснований для квалификации совершенного предприятием правонарушения как малозначительного не имеется.
В соответствии с пунктами 18, 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении предприятия к соблюдению законодательства. При этом отсутствие последствий допущенного нарушения указанного законодательства само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
За совершение правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от 100 000 до 300 000 рублей.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Суд установил, что правонарушение совершено впервые, что является смягчающим обстоятельством. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, при рассмотрении административного дела судом не установлено.
Учитывая характер совершенного предприятием административного правонарушения, суд правомерно назначил минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи 14.61 КоАП РФ, в виде штрафа 100 000 руб.
Арбитражный суд первой инстанции полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно.
Довод апеллянта о малозначительности совершенного ответчиком административного правонарушения подлежит отклонению по следующим основаниям.
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
Рассмотрев довод предприятия о малозначительности совершенного им нарушения законодательства, с учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания вменяемого правонарушения малозначительным на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Вопреки доводам апеллянта, являясь потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, предприятие не представило обеспечение исполнения обязательства по оплате газа до 12.05.2019, при наличии непогашенной задолженности в размере, превышающем двойной размер среднемесячной величины обязательств покупателя по оплате газа. Задолженность по оплате газа была погашена в августе 2019 года, то есть за пределами срока на предоставление обеспечения (12.05.2019). В связи с этим, вывод суда о наличии в действиях ответчика состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.61 КоАП РФ, является правильным.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалованного судебного акта, поскольку не опровергают сделанных судом выводов и направлены по существу на переоценку доказательств и обстоятельств, установленных судом первой инстанций. Оснований для переоценки фактических обстоятельств дела или иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом не допущено.
Оснований для отмены или изменения обжалованного судебного акта по доводам, приведенным в апелляционной жалобе, у судебной коллегии не имеется.
На основании вышеизложенного, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 16.10.2019 по делу N А53-30591/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Сулименко |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-30591/2019
Истец: СЕВЕРО-КАВКАЗСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ, Северо-кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)
Ответчик: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Г.НОВОШАХТИНСКА "КОММУНАЛЬНЫЕ КОТЕЛЬНЫЕ И ТЕПЛОВЫЕ СЕТИ", МУП г. Новошахтинска "Коммунальные котельные и тепловые сети"