г. Саратов |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А57-17831/2019 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2019 года (мотивированный текст решения от 30 сентября 2019 года) по делу N А57-17831/2019, принятое в порядке упрощенного производства,
по иску открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети", (ОГРН 1096449001615, ИНН 6449053070), город Энгельс, Саратовская область,
к жилищно-строительному кооперативу "N 66", (ОГРН 1026402004661, ИНН 6449017995), город Энгельс, Саратовская область,
о взыскании задолженности за горячее водоснабжение,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Энгельсские городские тепловые сети" обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с исковым заявлением к жилищно-строительному кооперативу "N 66" о взыскании задолженности за горячее водоснабжение на содержание общего имущества многоквартирного дома 188 в городе Энгельсе по улице Полиграфической за период с октября по декабрь 2018 г., февраль 2019 г. в сумме 277 477 руб. 23 коп., пени за период с 16.12.2018 г. по 03.07.2019 г. в размере 19 938 руб. 01 коп., а также пени в размере 1/130 ставки рефинансирования, установленной на дату уплаты задолженности от суммы задолженности за каждый день просрочки платежа по день фактического исполнения обязательства, начиная с 04.07.2019, судебных расходов по уплате государственной пошлины в сумме 8 948 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2019 года по делу N А57-17831/2019 в удовлетворении исковых требований открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" (ОГРН 1096449001615 ИНН 6449053070), город Энгельс, Саратовская область, отказано.
30 сентября 2019 года Арбитражным судом Саратовской области изготовлен мотивированный текст решения.
Открытое акционерное общество "Энгельсские городские тепловые сети" обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, просит состоявшийся по делу судебный акт отменить по основаниям, изложенным в жалобе.
В соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
По правилам части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Оснований для перехода в порядке части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом позиции, изложенной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 17.10.2019 N 305-ЭС19-6611, к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, апелляционным судом не усматривается.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
ЖСК "N 66" осуществляет управление многоквартирным жилым домом N 188 по улице Полиграфической в городе Энгельсе.
Как указывает истец, в период октябрь - декабрь 2018 г., февраль 2019 г., им оказаны услуги горячего водоснабжения на содержание общего имущества указанного жилого дома на сумму 277 477 руб. 03 коп.
Многоквартирный жилой дом N 188 по ул. Полиграфической в городе Энгельсе оборудован общедомовым прибором учета горячего водоснабжения. Расход потребления горячего водоснабжения в спорный период зафиксирован показаниями приборов учета и отражен в ведомостях учета параметров теплопотребления.
Оказанные истцом в спорный период услуги горячего водоснабжения не оплачены ответчиком, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, Арбитражный суд Саратовской области исходил из того, что согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 года N АКПИ18-386, в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги; объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2018 г. N Ф06-34300/2018).
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии обязанности истца уменьшить (вплоть до ноля) объем "положительного ОДН" в спорный период.
Вместе с тем в ситуации, когда ОДН будет находиться в отрицательном значении (в том числе в последующие периоды), из пункта 21(1) Правил N 124, следует, что объем обязательств управляющей компании в расчетном периоде будет равен нулю; отрицательное значение ОДН будет учитываться в последующие расчетные периоды.
На основании изложенного, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Не соглашаясь с вынесенным судебным актом, заявитель в апелляционной жалобе указывает на то, что действующее законодательство не содержит норм, обязывающих РСО при расчетах с УК, ТСЖ или потребителями учитывать объемы коммунального ресурса, потребленного на содержание общего имущества, принявшие отрицательные значения в предыдущие периоды. Возникновение отрицательной разницы является основанием только для освобождения собственников помещений от начисления платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды, но не может служить основанием для уменьшения размера обязательств ответчика.
Проверив в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
В случае, когда подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
В этом случае в силу прямого указания пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат ЖК РФ.
В соответствии со статьей 161, пунктами 2 и 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации на управляющую компанию возложена обязанность по содержанию общего имущества многоквартирного дома и по предоставлению собственникам помещений всего комплекса коммунальных услуг по общему имуществу многоквартирного дома; она же принимает от жителей многоквартирного дома плату за содержание жилого помещения.
В связи с внесенными изменениями в законодательство Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 года N 1498 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме", расходы на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, будучи включенными в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, с 01.01.2017 года при управлении многоквартирном домом управляющей организацией подлежат возмещению потребителями услуг исключительно данной управляющей организации, но не ресурсоснабжающей организации.
Исходя из изложенного, с 01.01.2017 при управлении многоквартирным домом управляющей компанией затраты ресурсоснабжающей организации на коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды, подлежат возмещению управляющей компанией, которая, в свою очередь, включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом в целях содержания общего имущества многоквартирного дома (на общедомовые нужды), оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, изложен в пунктах 21, 21(1) Правил N 124, пунктами 40, 44, 45 Правил N 354.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных данными Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Исходя из положений пунктов 42, 43 Правил N 354, размер платы за коммунальные услуги устанавливается исходя из фактических объемов потребления, определенных с использованием показаний индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета. При этом у потребителей коммунальных услуг имеется обязанность при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю.
В соответствии с пунктом 44 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
При этом распределяемый в соответствии с формулами 11 - 14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления соответствующего коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, если общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунального ресурса в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Вместе с тем, если указанное решение не принято, то сверхнормативный объем соответствующего коммунального ресурса, потребленного на ОДН, исполнитель коммунальных услуг (в том числе управляющая организация) оплачивает за счет собственных средств.
Таким образом, в отношении домов, в которых потребителем оказывается коммунальная услуга горячего водоснабжения, ОАО "ЭГТС" правомерно производит начисление платы за тепловую энергию на горячее водоснабжение, потребляемую в целях содержания общедомового имущества в МКД.
В силу части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В силу прямого указания пункта 13 Правил N 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Согласно подпункту "а" пункта 21(1) Правил N 124 при наличии предусмотренного частью 18 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" решения о сохранении порядка предоставления коммунальных услуг и расчетов за коммунальные услуги, наличии договора ресурсоснабжения, предусмотренного частью 17 статьи 12 указанного Федерального закона, а также в случае реализации права, предусмотренного пунктом 30 названных Правил, порядок определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, за исключением тепловой энергии, устанавливается с учетом следующего:
а) объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) по формуле: Vд = Vодпу - Vпотр, где: Vодпу - объем коммунального ресурса, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); Vпотр - объем коммунального ресурса, подлежащий оплате потребителями в многоквартирном доме, определенный за расчетный период (расчетный месяц) в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг. В случае если величина Vпотр превышает или равна величине Vодпу, то объем коммунального ресурса, подлежащий оплате исполнителем по договору ресурсоснабжения в отношении многоквартирного дома за расчетный период (расчетный месяц), принимается равным 0.
Положения подпункта "а" пункта 21(1) Правил N 124, подлежащего оплате исполнителем, равном 0, в случае, если величина объема коммунального ресурса, подлежащего оплате потребителями в многоквартирном доме за расчетный период (Vпотр) превышает или равна величине объема коммунального ресурса, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета за расчетный период (Vодпу), не исключают перерасчет.
Абзац четвертый пункта 25 Правил N 124 предписывает, что в договоре ресурсоснабжения устанавливаются порядок и сроки составления ресурсоснабжающей организацией и исполнителем акта сверки расчетов по договору ресурсоснабжения и форма такого акта.
Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 20.06.2018 года N АКПИ18-386, в случае, когда величина Vпотр превышает объем Vодпу, то объем, подлежащий оплате в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами, что исключает для ресурсоснабжающей организации возможность получить плату за не оказанные услуги; объем, подлежащий оплате, в следующих расчетных периодах, уменьшается на разницу между указанными величинами (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2018 г. N Ф06-34300/2018).
Как следует из материалов дела, судом установлено, что спор по объему ресурса, зафиксированного общедомовыми приборами учета в спорном МКД, а также по показаниям квартирных приборов учета между сторонами отсутствует.
Вместе с тем, в связи с невозможностью единовременного съема показаний происходят случаи, когда в одном расчетном периоде индивидуальное потребление во всех помещениях многоквартирного дома принимается в объеме менее фактического потребления, что приводит к так называемому "сверхнормативному" потреблению коммунального ресурса, израсходованного в процессе использования и содержания общего имущества. Управляющая организация за счет средств, предназначенных для управления многоквартирным домом, оплачивает искусственно полученное "сверхнормативное" потребление. При этом в следующем расчетном периоде, когда потребители предоставят доступ или показания индивидуальных приборов учета и общее индивидуальное потребление будет доначислено, что приводит к ситуации, указанной в оспариваемой норме, когда общее индивидуальное потребление будет превышать потребление по показаниям общедомового прибора учета. В таких случаях управляющая организация не сможет компенсировать искусственно полученные затраты за "сверхнормативное" потребление в предыдущем расчетном периоде, так как отрицательный показатель скорректируется на ноль, а ресурсоснабжающая организация получит безосновательную плату ("сверхприбыль") за не отпущенный фактически объем коммунального ресурса. Не учитывая при расчетах за услуги, потребленные на общедомовые нужды, объем ресурса в размере превышения Vпотр над Vодпу, гарантирующий поставщик фактически неосновательно обогащается за счет управляющей организации, однако, получение оплаты за непоставленный фактически ресурс противоречит пункту 1 статьи 544 ГК РФ об оплате фактически принятого абонентом количества энергии.
Таким образом, ответчик вправе приводить свои возражения по объему ресурса, потребленного на цели содержания общедомового имущества МКД, основанные на применении пункта 21(1) Правил N 124, и соответственно, суд обязан проверить правильность расчетов истца и возражения ответчика.
Ответчиком в отзыве на иск представлен расчет, содержащий данные о наличии отрицательных показаний в предыдущие периоды:
Дата |
Объем ОДН (куб.м.) |
Стоимость (руб.) |
06.2017 |
-216,54 |
0 |
07.2017 |
-93,13 |
0 |
08.2017 |
-95,52 |
0 |
06.2018 |
-104,87 |
0 |
07.2018 |
-188,45 |
0 |
08.2018 |
-82,83 |
0 |
09.2018 |
-68,79 |
0 |
10.2018 |
71,24, но с учетом ранее полученного отрицательного ОДН текущее ОДН равно 0 |
0 |
11.2018 |
50,31, но с учетом ранее полученного отрицательного ОДН текущее ОДН равно 0 |
0 |
12.2018 |
31,51, но с учетом ранее полученного отрицательного ОДН текущее ОДН равно 0 |
0 |
01.2019 |
-98,66 |
0 |
02.2019 |
263,2, но с учетом ранее полученного отрицательного ОДН текущее ОДН равно 0 |
0 |
Итого: |
-532,53 За текущий период положительный ОДН отсутствует, следовательно, задолженности у ответчика не имеется |
0 |
Представленный ответчиком расчет по показаниям не опровергнут.
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии обязанности истца уменьшить (вплоть до ноля) объем "положительного ОДН" в спорный период.
Вместе с тем в ситуации, когда ОДН будет находиться в отрицательном значении (в том числе в последующие периоды), из пункта 21(1) Правил N 124, следует, что объем обязательств управляющей компании в расчетном периоде будет равен нулю; отрицательное значение ОДН будет учитываться в последующие расчетные периоды.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права.
Таким образом, по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правильно определен круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора и подлежащих исследованию, проверке и установлению по делу; правильно применен материальный закон, регулирующий спорные правоотношения; дана оценка всем имеющимся в материалах дела доказательствам с соблюдением требований части 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения первой инстанции судом апелляционной инстанции не установлено.
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2019 года (мотивированный текст решения от 30 сентября 2019 года) по делу N А57-17831/2019 подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба открытого акционерного общества "Энгельсские городские тепловые сети" - без удовлетворения.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции относит на проигравшую сторону - открытое акционерное общество "Энгельсские городские тепловые сети".
Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 19 сентября 2019 года по делу N А57-17831/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-17831/2019
Истец: ОАО "ЭГТС"
Ответчик: ЖСК N66