г. Москва |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А41-57856/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "МОЭСК" на решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2019 года по делу N А41-57856/18 по исковому заявлению публичного акционерного общества "МОЭСК" к ФКУ "Центравтомагисталь", ГК "Автодор" о признании незаконным отказа, третье лицо - ООО "Стройинициатива",
при участии в заседании:
от ПАО "МОЭСК" - извещено, представитель не явился,
от ФКУ "Центравтомагисталь" - Часовских Е.В. по доверенности от 19.08.2019,
от ГК "Автодор" - извещено, представитель не явился,
от ООО "Стройинициатива" - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "МОЭСК" (истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства (ответчик-1, ФКУ "Центравтомагистраль"), государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ответчик-2, ГК "Автодор") со следующими требованиями, с учетом принятого судом уточнения требований, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ): признать незаконным отказ в выдаче согласия, содержащего технические условия на проектирование ЛЭП в полосе отвода автодороги А-105 и согласия, содержащего технические условия размещения ЛЭП в придорожной полосе автодороги А-105, изложенный в исх. N 61-5-2089-1840; обязать выдать согласие, содержащее технические условия на проектирование ЛЭП в полосе отвода автодороги А-105 и согласие, содержащее технические условия размещения ЛЭП в придорожной полосе автодороги А-105.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует общество с ограниченной ответственностью "Стройинициатива".
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2019 года по делу N А41-57856/18 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель ФКУ "Центравтомагистраль" в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей истца, ответчика-2, третьего лица.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Стройинициатива" обратилось к ПАО "МОЭСК" с заявкой на технологическое присоединение.
13.02.2017 между ПАО "МОЭСК" (сетевой организацией) и ООО "Стройинициатива" (заявителем) заключен договор N Ю8-17-302-1152(907151) на осуществление технологического присоединения комплекса объектов заявителя, находящихся на земельном участке по адресу Московская область Ленинский район с.п.Совхоз им. Ленина, севернее д. Апарники, 24 км автодороги Москва-аэропорт "Домодедово", КН 50:21:050404:192, к электрическим сетям сетевой организации.
В целях исполнения договора обществом составлена Схема границ объекта - ЛЭП6кВ от ф.319 ПС N 14 "Апаринки", 2СП-6 кВ.
Впоследствии, ПАО "МОЭСК" обратилось к ФКУ "Центравтомагистраль" с заявлением о выдаче согласия, содержащего технические условия на проектирование ЛЭП в полосе отвода автодороги А-105 и согласия, содержащего технические условия размещения ЛЭП в придорожной полосе инженерных коммуникаций автодороги А-105.
Письмом исх. N 61-5/2089-1840 ФКУ "Центравтомагистраль" сообщило о невозможности согласовать прокладку инженерных коммуникаций, поскольку такие коммуникации планируются к размещению в полосе отвода Федеральной автомобильной дороги А-105, а во второй половине 2018 г. планируется начало выполнения строительно-монтажных работ в соответствии с проектом "Реконструкция автомобильной дороги А-105 подъездная дорога от Москвы к аэропорту "Домодедово", Московская область", разработанным ООО "Мосдорпроект" и данной проектной документацией переустройство планируемых к размещению инженерных коммуникаций (кабельная линия электропередачи) не предусмотрено, в связи с чем, заявителю было рекомендовано предусмотреть прокладку инженерных коммуникаций (кабельная линия электропередачи) вдоль ФАД А-105 "Подъездная дорога от Москвы к аэропорту Домодедово" с км 24+450 по км 24+540 (слева) за границей полосы отвода ФАД с учетом планируемой реконструкции (т. 1, л.д. 28).
ПАО "МОЭСК", считая данный отказ ФКУ "Центравтомагистраль" незаконным, обратилось в суд с настоящими требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" прокладка, переустройство, перенос инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 - 3 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что прокладка, перенос или переустройство инженерных коммуникаций, их эксплуатация в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляются владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки, переноса или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). В указанном договоре должны быть предусмотрены технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке, переносе, переустройстве, эксплуатации.
В случае прокладки, переноса или переустройства инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги разрешение на строительство выдается соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется прокладка, перенос или переустройство таких инженерных коммуникаций (ч. 4 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928 "О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения", автомобильная дорога общего пользования федерального значения А-105 "подъездная дорога от Москвы к аэропорту Домодедово" включена в перечень автомобильных дорог федерального значения.
Федеральная автомобильная дорога А-105, в полосе отвода которой ПАО "МОЭСК" просит согласовать прокладку инженерных коммуникаций, в настоящее время находится в доверительном управлении ГК "Автодор", что подтверждается распоряжением Федерального дорожного агентства от 25.07.2019 N 1963-р.
Пунктом 1.1 Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 N 374 определено, что Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.
Согласно пункту 14 Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса Российской Федерации от 13.01.2010 N 5 "Об установлении и использовании полос отвода автомобильных дорог федерального значения" в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения допускается прокладка или переустройство инженерных коммуникаций владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании согласия владельца автомобильной дороги федерального значения, выданного в письменной форме, на прокладку либо переустройство инженерных коммуникаций, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия, если такие прокладка либо переустройство не потребуют переустройства указанных объектов в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения.
Как было указано выше, рассмотрев обращение ПАО "МОЭСК" с просьбой выдать согласие в письменной форме, содержащее технические требования и условия на прокладку инженерных коммуникаций ВЛ-6 кВ, ФКУ "Центравтомагистраль" письмом N 61-5/2089-1840 сообщило о невозможности согласовать прокладку инженерных коммуникаций, так как такие коммуникации планируются к размещению в полосе отвода федеральной автомобильной дороги А-105.
На основании распоряжения Росавтодора N 2199-р от 18.12.2013 была утверждена документация по планировке территории объекта "Реконструкция автомобильной дороги А-105 подъездная дорога от Москвы к аэропорту "Домодедово", Московская область".
Проектная документация "Реконструкция автомобильной дороги А-105 подъездная дорога от Москвы к аэропорту "Домодедово", Московская область, разработанная ООО "Мостдорпроект", получила положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертизы" от 13.02.2015 N 205-15/ГГЭ-9696/04, от 13.02.2015 N 210-15/ГГЭ-9696/10 и утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства от 29.04.2015 N 791-р.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае прокладка испрашиваемых заявителем инженерных коммуникаций потребуют их переустройства в связи с реконструкцией федеральной автомобильной дороги А-105, в полосе отвода которой предполагается их размещение, ссылаясь на п. 8 Порядка и условий размещения на территории Московской области объектов, которые могут быть размещены на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Московской области от 08.04.2015 N 229/13 (далее - Порядок), п. 5 ч.3 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), а также на пропуск срока обращения в суд с заявлением, предусмотренный ст. 198 АПК РФ.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции.
Применяя п. 5 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ, суд первой инстанции указал, что подготовка документации по планировке территории при размещении объектов капитального строительства является обязательной. Вместе с тем в ст. 1 ГрК РФ, дается определение объектам капитального строительства и линейным объектам.
При системном толковании указанных норм, можно сделать вывод о том, что объект, на который испрашивалось согласие, не является объектом, при строительстве которого в полной мере подлежат исполнению требования для объектов капитального строительства, предусмотренные ГрК РФ.
При этом в силу пункта "а" ст. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.03.2017 N 269 "Об утверждении перечня случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории" при строительстве и реконструкции указанных объектов подготовка документации по планировке территории не требуется.
Апелляционный суд также обращает внимание на то, что Порядок регулирует взаимоотношения межу органом государственной власти Московской области, уполномоченным на выдачу разрешений на размещение объекта на землях находящихся в государственной или муниципальной собственности и лицом, заинтересованным в выдаче разрешения на размещение объекта.
Основания для отказа в выдаче разрешения на размещение объекта, перечисленные в п. 8 Порядка, включены в него, в том числе, в связи с тем, что в некоторых случаях (например, в случае размещения объекта в полосе отвода автодороги) данный порядок не действует и решение принимается иным органом, в ином порядке.
Размещение объекта электросетевого хозяйства в полосе отвода автодороги и в придорожной полосе невозможно без учета требований, предъявляемых к эксплуатации дорог.
Органы, упомянутые в примененном судом первой инстанции порядке, не обладают необходимой компетенцией, позволяющей определить условия размещения ЛЭП в указанных полосах.
Вместе с тем, запрет в выдаче разрешения в Порядке, не является универсальным запретом на размещение объектов в придорожной полосе или полосе отвода автодороги. Пункт 8 Порядка говорит только об отсутствии полномочий органа власти, установленного данным Порядком выдавать такое разрешение. Следовательно, п. 8 Порядка, п. 5 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ не применимы в данных отношениях.
Согласно проектной документации, строительство и размещение линейного объекта линии ЛЭП действительно не предусмотрено.
Вместе с тем, апелляционный суд обращает внимание на то, что строительство и размещение линейного объекта линии ЛЭП не могло быть предусмотрено проектной документацией, поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче согласия, содержащего технические условия размещения ЛЭП в полосе отвода и придорожной полосе автодороги А-105, после утверждения проектной документации.
Между тем, доказательств того, что прокладка ЛЭП в рассматриваемом случае потребует переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги в материалы дела не представлено.
В силу п. 19 Порядка установления и использования придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утв. Приказом Минтранса России от 13.01.2010 N 4, размещение инженерных коммуникаций в пределах придорожных полос автомобильных дорог федерального значения допускается при наличии согласия, выдаваемого в письменной форме владельцем автомобильной дороги, и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ и Федеральным законом от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ.
Указанное в настоящем пункте согласие содержит технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке или переустройстве.
При этом размещение в пределах придорожных полос линий связи и высоковольтных линий электропередачи напряжением от 6 до 110 кВт возможно при соблюдении следующих условий: размещение коммуникаций не требует их переустройства в случае реконструкции автомобильной дороги федерального значения либо их переустройство будет осуществлено за счет средств владельцев таких объектов; расстояние от границы полосы отвода автомобильной дороги федерального значения до оснований опор воздушных линий связи и линий электропередачи должно составлять не менее 50 метров; в местах пересечения автомобильных дорог федерального значения воздушными линиями связи и высоковольтными линиями электропередачи расстояние от основания каждой из опор этих линий до бровки земляного полотна автомобильной дороги должно быть не менее высоты опоры плюс 5 метров, но не менее 25 метров.
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае, если прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги федерального значения влечет за собой реконструкцию или капитальный ремонт автомобильной дороги федерального значения, ее участков, такие реконструкция, капитальный ремонт осуществляются владельцами инженерных коммуникаций или за их счет.
Согласно правовой позиции истца, все необходимые мероприятия будут осуществлены за его счет.
Апелляционным судом ставился на обсуждение лиц, участвующих в деле, вопрос о проведении судебной экспертизы в целях выяснения вопросов, требующих специальных познаний, в том числе возможна ли выдача технических условий на прокладку ЛЭП в полосе отвода и придорожной полосе автодороги А-105 с учетом предстоящей реконструкции, возможна ли прокладка ЛЭП в рассматриваемом случае за пределами полосы отвода и придорожной полосы.
ПАО "МОЭСК" были выполнены необходимые процессуальные действия для назначения судом судебной экспертизы, однако ФКУ "Центравтомагистраль" категорически настаивало на рассмотрении дела по имеющимся в деле доказательствам без назначения судебной экспертизы.
Вместе с тем, довод ФКУ "Центравтомагистраль" о том, что разработанный проект реконструкции не позволяет выдать согласие и технические условия на прокладку ЛЭП в полосе отвода и придорожной полосе, материалами дела не подтвержден.
Требования, предусмотренные ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и подзаконными актами, разработанными в соответствии с ним, истцом соблюдены. Доказательств об обратном ответчиком не представлено.
Иных оснований для отказа, в выдаче согласий, предусмотренных ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", кроме п. 5 ч. 3 ст. 41 ГрК РФ и п. 8 Порядка ответчиком не приведено, в оспариваемом отказе не указано, судом первой инстанции не установлено.
Кроме того, апелляционный суд обращает внимание на то, что выводы суда первой инстанции о пропуске процессуального срока на обращение в суд, установленный ст. 198 АПК РФ, несостоятельны, поскольку настоящее исковое заявление не связано с рассмотрением споров, вытекающих из административных правоотношений.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказ в выдаче согласия ФКУ "Центравтомагисталь" N 61-5/2089-1840 является незаконным.
Рассматривая требования об обязании выдать согласие, содержащее технические условия на проектирование ЛЭП в полосе отвода автодороги А-105 и согласие, содержащее технические условия размещения ЛЭП в придорожной полосе автодороги А-105, апелляционный суд приходит к выводу о том, что данные требования не подлежат удовлетворению, поскольку распоряжением Федерального дорожного агентства от 25.07.2019 N 1963-р прекращено право оперативного управления ФКУ "Центравтомагисталь" в отношении автодороги А-105 с передачей в доверительное управление ГК "Автодор", в связи с чем ФКУ "Центравтомагисталь" в настоящее время не является уполномоченным лицом на рассмотрение вопроса о выдаче согласия, содержащего технические условия на проектирование ЛЭП в полосе отвода и придорожной полосе автодороги А-105.
Обязывая ГК "Автодор" рассмотреть вопрос о выдаче согласия, содержащего технические условия на проектирование ЛЭП в полосе отвода автодороги А-105, и согласие, содержащего технические условия размещения ЛЭП в придорожной полосе автодороги А-105, апелляционный суд исходит из того, что правопользователем автодороги А-105 является ГК "Автодор", при этом ГК "Автодор" не принималось решение об отказе в выдаче технических условий.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2019 года по делу N А41-57856/18 отменить.
Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ в выдаче согласия ФКУ "Центравтомагисталь" N 61-5/2089-1840.
Обязать ГК "Автодор" рассмотреть вопрос о выдаче согласия, содержащего технические условия на проектирование ЛЭП в полосе отвода автодороги А-105, и согласие, содержащего технические условия размещения ЛЭП в придорожной полосе автодороги А-105.
Возвратить ПАО "МОЭСК" с депозитного счета Десятого Арбитражного апелляционного суда денежные средства в сумме 350 000 руб.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-57856/2018
Истец: ПАО "Московская объединенная электросетевая компания", ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ФЕДЕРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ "ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ" ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА"
Ответчик: "РОССИЙСКИЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ", Федеральное казенное учреждение "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия"Федерального дорожного агенства"
Третье лицо: ООО "СТРОЙИНИЦИАТИВА"