город Омск |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А70-11165/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14788/2019) Администрации Уватского муниципального района на решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.09.2019 по делу N А70-11165/2019, принятое по заявлению первого заместителя прокурора Тюменской области к Администрации Уватского муниципального района о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном непринятии мер по размещению информации,
при участии в судебном заседании представителей:
от Администрации Уватского муниципального района - Кожевникова Надежда Михайловна по доверенности от 12.08.2019 N 40;
от прокурора Тюменской области - Корнеева Людмила Жоржовна на основании поручения от 13.11.2019 N 8-11-2019,
установил:
Первый заместитель прокурора Тюменской области (далее - заявитель, прокурор) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Администрации Уватского муниципального района (далее -заинтересованное лицо, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в длительном непринятии мер по размещению информации.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 19.09.2019 по делу N А70-11165/2019 требования прокурора удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации, выразившееся в длительном непринятии мер по размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" www.uvatregion.ru информации, необходимой для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно: информации о классификации замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности; информации об обороте работ и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, Администрация обратилась в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указал на то, что органы местного самоуправления не наделены компетенцией в области предпринимательства по сбору информации о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности. Данными сведениями обладают только сами субъекты малого и среднего предпринимательства и федеральные органы статистического учета.
По мнению подателя жалобы, размещение сведений, указанных в пунктах 3 и 4 части 2 статьи 19 Федерального закона N 209-ФЗ, относится к компетенции органов статистического учета, соответственно, в силу положений части 3 статьи 19 данного Федерального закона размещаться такие сведения должны не на сайте органов местного самоуправления, а на официальном сайте органов статистического учета.
Податель жалоб считает, что положения статьи 11 Федерального закона N 209-ФЗ, определяют общие полномочия в области развития предпринимательства и в сфере обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и не регулируют вопросы отнесения к компетенции органа местного самоуправления полномочий по вопросам замещения рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель прокурора возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой Уватского района проведена проверка исполнения администрацией Уватского муниципального района законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации и об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, в ходе которой 27.05.2019 выявлено, что на официальном сайте Администрации по адресу www.uvatregion.ru отсутствует информация о классификации замещённых рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности, а также информация об обороте работ и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности.
Отсутствие на официальном сайте Администрации информации о классификации замещённых рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства по видам экономической деятельности, а также информации об обороте работ и услуг, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности является нарушением пунктов 3, 4 части 2 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о развитии предпринимательства, Закон N 209-ФЗ).
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения прокурора в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией допущено незаконное бездействие, выразившееся в неисполнении возложенной на нее законом обязанности по размещению соответствующей информации на официальном сайте органа местного самоуправления.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
В силу пункта 25 части 1 статьи 15, пункта 28 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" создание условий для содействия развитию малого и среднего предпринимательства отнесено к вопросам местного значения муниципального района.
В статье 11 Закона N 209-ФЗ закреплены полномочия органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, к которым относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе:
1) формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей;
2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований;
3) формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности;
4) содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций;
5) образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 14 Закона N 209-ФЗ одним из основных принципов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления являются доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства и открытость процедур оказания поддержки.
В соответствии со статьей 16 Закона N 209-ФЗ поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя, в том числе информационную поддержку таких субъектов и организаций.
Частью 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ к числу информации, обеспечение которой субъектов малого и среднего предпринимательства является целью создания инфраструктуры их поддержки, отнесены, в том числе сведения о числе размещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 209-ФЗ оказание информационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет" и информационно - телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
В то же время требования, установленные в части 3 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, позволяют информацию, указанную в части 2 данной статьи, и являющуюся общедоступной, размещать в сети "Интернет" на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, наделенных отдельными полномочиями в области развития субъектов малого и среднего предпринимательства в пределах их компетенции, не исключая возможности создания для этих целей указанными органами официальных сайтов информационной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в сети "Интернет".
При этом сведения о числе размещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности, исходя из их значимости, являются с учетом требований статьи 11 Закона N 209-ФЗ элементами анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований, следовательно, размещение именно этих сведений также отнесено к полномочиям органа местного самоуправления.
Таким образом, предусматривая обязательное наличие такой информации на сайте органа местного самоуправления, законодатель имел в виду необходимость ее использования для оценки экономической ситуации на конкретной территории как субъектами малого и среднего предпринимательства, так и непосредственно органами местного самоуправления для осуществления полномочий в этой сфере.
Системный анализ приведенных выше положений действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что обязанность по опубликованию и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети "Интернет" информации, указанной в части 2 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, возложена на органы власти всех уровней, в том числе на органы местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отклонил довод заявителя о том, что органы местного самоуправления не наделены полномочиями размещать на официальных сайтах соответствующую информацию, и не получают достоверные и актуальные данные от субъектов малого и среднего предпринимательства.
В рассматриваемо случае Администрация неверно толкует требования части 3 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, полагая, что сбор информации о числе замещенных рабочих мест в субъектах малого и среднего предпринимательства в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, в соответствии с их классификацией по видам экономической деятельности не относится к компетенции органа местного самоуправления, а является полномочием федеральных органов статистического учета.
Вместе с тем Администрацией не учтено, что прокурором не вменяется в обязанность органа местного самоуправления осуществление сбора требующейся информации, так как техническая сторона выполнения возложенной на орган местного самоуправления обязанности по размещению требующейся по закону информации не входит в круг обстоятельств, подлежащих установлению в рамках рассмотрения данного дела.
Более того, Администрация фактически подменяет понятие "размещение информации на сайте" понятием "сбор информации", тогда как указанные формулировки имеют различную смысловую нагрузку.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в части 3 статьи 19 Закона N 209-ФЗ определена компетенция органов местного самоуправления органов в сфере информационной поддержки данных субъектов.
При этом содействие развитию малого и среднего предпринимательства является одним из полномочий района по вопросам местного значения, что следует из пункта 29 части 1 статьи 6 устава Уватского муниципального района.
Федеральный закон от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ) к рассматриваемым правоотношениям неприменим.
Так, частью 4 статьи 8 Закона N 282-ФЗ предусмотрена лишь обязанность респондентов - субъектов малого и среднего предпринимательства по предоставлению субъектам официального статистического учета (федеральным органам государственной власти, иным федеральным государственным органам, осуществляющим формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации) первичных статистических данных в упрощенном порядке в соответствии с Законом N 209-ФЗ.
При этом Закон N 282-ФЗ не исключает реализацию органом местного самоуправления установленной Законом N 209-ФЗ обязанности по информационной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства посредством размещения соответствующей информации, в том числе на своем официальном сайте в сети "Интернет".
Отклоняя довод Администрации о том, что сайт администрации к муниципальной информационной системе и официальному сайту поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства не относится, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
Как указывалось выше, в части 3 статьи 19 Закона N 209-ФЗ предусмотрена возможность размещения требующейся информации в сети "Интернет", в том числе на официальных сайтах органов местного самоуправления.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
Сайт в сети "Интернет" с адресом: uvatregion.ru является официальным сайтом администрации Уватского муниципального района.
Наличие либо отсутствие у Администрации технической возможности по размещению и обновлению информации в сроки, установленные Приказом N 505, не опровергает выводы о незаконном бездействии Администрации, выразившемся в несоблюдении требований части 2 и части 3 статьи 19 Закона N 209-ФЗ, которое влечёт нарушение прав и законных интересов неопределённого круга субъектов предпринимательской деятельности на получение информационной поддержки в виде доступа к предусмотренной законом информации и препятствует созданию на территории Уватского муниципального района благоприятных условий для развития бизнеса.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные прокурором требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы Администрации не имеется.
В соответствии подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, в связи с чем государственная пошлина по ее апелляционной жалобе распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 19.09.2019 по делу N А70-11165/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-11165/2019
Истец: Прокуратура Тюменской области
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ УВАТСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА