г. Москва |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А41-47338/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства экологии и природопользования Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2019 по делу N А41-47338/19 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инвестлайн" к Министерству экологии и природопользования Московской области о признании незаконным решения,
при участии в заседании:
от ООО "Инвестлайн" - Удалищев И.С. по доверенности от 20.06.2019;
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Мусиев Р.А. по доверенности от 22.07.2019; Юнусова Л.А. по доверенности от 22.07.2019,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Инвестлайн" (далее - общество, ООО "Инвестлайн") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением Министерству экологии и природопользования Московской области (далее - административный орган, министерство), в котором просило признать решение Министерства экологии и природопользования Московской области от 29.12.2018 N 26 исх. 19640 об отказе во внесении изменений в лицензию МСК 80088 ТЭ в части продления ее срока незаконным; обязать Министерство экологии и природопользования Московской области внести изменения в лицензию МСК 80088 ТЭ в части продления ее срока; возложить на ответчика обязанность по возмещению судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Московской области от 23.09.2019 по делу N А41-47338/19 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представители заявителя в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, отзыв на нее, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, ООО "Инвестлайн" является владельцем лицензии МСК N 80088 ТЭ, зарегистрированной Министерством экологии и природопользования Московской области 29.12.2008 в реестре за N 146/МСК80088ТЭ на право пользования недрами с целевым назначением и видами работ - разведка и добыча гравийно-песчаного материала и суглинков на участке площадью 46,0 га Северного участка Бортеневского месторождения (в 1,0 км, западнее д. Липовка Можайского района Московской области, сроком действия до 01.12.2018 (далее - Лицензия). Условия осуществления лицензионной деятельности указаны в лицензионном соглашении, являющимся приложением N 1 к выданной лицензии.
Заявлением от 26.09.2018 N исх. 16/18 общество обратилось в министерство с заявлением о внесении изменений в лицензию на пользование недрами путем продления срока действия лицензии. Заявление зарегистрировано в министерстве за N 24 Вх. 34635 от 01.10.2018.
Письмом от 29.12.2018 N 26 исх. N 19640 административный орган отказал обществу во внесении изменений в лицензию в связи с нарушением условий лицензии пользователем недр, несоответствием представленных заявителем документов по форме и содержанию требованиям Административного регламента по предоставлению государственной услуги "Оформление, государственная регистрация, выдача, переоформление лицензий на пользование участками недр местного значения, утвержденного распоряжением министерства от 22.08.2017 N 508-РМ (далее - Административный регламент), в частности несоблюдение заявителем требований пунктов 10, 10.6, 10.8, 13.1.5 раздела 13 Административного регламента, требований приложений N 14, 15 Административного регламента.
Общество 09.07.2019 обжаловало указанное решение в административным порядке, подав жалобу 09.04.2019 N Исх. N 03/19, в ответ на которую министерство письмом от 13.05.2019 N 26 Исх. 5098 подтвердило отказ в продлении срока действия лицензии.
Не согласившись с решением министерства, ООО "Инвестлайн" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, регулируются Законом Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), обеспечивающим защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В соответствии со статьей 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные.
Согласно части пятой статьи 12 Закона о недрах условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия.
При этом, исходя из пункта 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.
Из приведенных законоположений следует, что по общему правилу изменение условий пользования недрами (включая условие о сроке действия лицензии) допускается лишь при взаимном согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, однако из этого правила законодателем могут быть установлены исключения.
Такое исключение содержится в части 3 статьи 10 Закона о недрах, предусматривающей, что срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Такая же возможность предусмотрена пунктом 2.3 лицензии.
Как пояснил представитель общества апелляционному суду, основанием для переоформления лицензии является завершение разработки месторождения полезных ископаемых.
Вместе с тем, реализация пользователем недр права на продление срока пользования участком недр поставлена законодателем в зависимость от наличия или отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Как следует из материалов дела и не оспаривается обществом, постановлением министерства N 200312/24/2018 от 20.03.2018, вступившим в законную силу, Общество привлечено к административной ответственности за нарушение пункта 5.2 условий к Лицензии по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (несоблюдение уровня добычи полезных ископаемых в 2017 году).
Постановлением Министерства N 3755/30/2017 от 24.04.2017, оставленным без изменения решением Арбитражного суда города Москвы от 05.06.2017 N А40-60237/17 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2017, Общество также привлечено к административной ответственности за нарушение пункта 5.2 условий к Лицензии по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ (несоблюдение уровня добычи полезных ископаемых в 2016 году).
Вступившим в законную силу указанными судебными актами и постановлениями министерства общество признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
При этом ссылка общества на ст. 4.6 КоАП РФ, согласно которой лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления, не может быть принята во внимание апелляционным судом, поскольку истечение срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию, не свидетельствует о том, что обществом не были допущены нарушения лицензии, за которые общество было привлечено к административной ответственности.
Из вышеуказанных судебных актов следует, что для квалификации действий (бездействия) как правонарушения по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ, вопреки выводам суда первой инстанции и доводам общества, достаточно факта предоставления ему участка недр в установленном порядке и выдачи лицензии на пользование недрами, что предполагает пользование недрами непосредственно физически либо юридически.
Указанная позиция нашла свое отражение в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 07.10.2019 по делу N А40-73480/19.
Более того, административным органом и судами в рамках дела N А40-60237/17 дана оценка относительно вины общества в совершении вмененного правонарушения.
При этом согласно п. 7 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр имеет право обращаться в органы, предоставившие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.
Вместе с тем, общество не воспользовалось своим правом и не обращалось в министерство по вопросу пересмотра условий лицензии, в том числе и по изменению уровней добычи полезных ископаемых, не воспользовалось возможностью приостановки действия лицензии на пользование недрами в соответствии со статьей 20 Закона недрах в связи с возникновением обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена. Доказательств об обратном в материалы дела не представлено, на такие обстоятельства общество не ссылалось.
Апелляционный суд также обращает внимание на то, что лицензия зарегистрирована 29 декабря 2008 года.
При этом условиями лицензии не предусмотрено того, что факт выхода на заявленную мощность связан с утверждением проекта разработки и рекультивации участка.
Согласно пункту 2.7 лицензии технический проект разработки и рекультивации участка должен был быть согласован в срок до 01.07.2009, в то время как общество представило проект лишь в 2017 году, в связи с чем выводы о принятии всех мер по соблюдению условий лицензии и выход на соответствующий объем добычных работ являются несостоятельными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил также из отсутствия оснований для применения Административного регламента.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Административный регламент устанавливает стандарт предоставления государственной услуги, в том числе при внесении изменений в лицензию на пользование недрами, и распространяется на отношения, возникающие при получении права пользования участками недр местного значения на территории Московской области, содержащими общераспространенные полезные ископаемые.
В силу статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Административный регламент не признан недействительным либо противоречащим закону и требования о представлении соответствующих документов установлены во исполнение положений Закона о недрах о рациональном использовании и охране недр.
Исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги определен пунктом 10 Административного регламента.
В соответствии с пунктом 10.6 Административного регламента список документов, обязательных для представления заявителем (представителем заявителя), в зависимости от оснований для обращения указан в Приложении 14 к Административному регламенту.
Согласно пункту 10.8 Административного регламента описание документов, необходимых для предоставления государственной услуги, приведено в Приложении 15 к Административному регламенту.
В нарушение требований, установленных в Приложениях 14 и 15 к Административному регламенту, приложенные к заявке документы не соответствовали по форме и содержанию требованиям Административного регламента.
Учитывая, что в материалах дела имеются доказательства, не представления вышеуказанных документов и информации, а также факта привлечения к административной ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, у суда первой инстанции не было достаточных правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 23.09.2019 по делу N А41-47338/19 отменить.
В удовлетворении требований отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-47338/2019
Истец: ООО "ИНВЕСТЛАЙН"
Ответчик: Министерство экологии и природопользования Московской области Россия, 143407, Московская область, р-н. Красногорский, г. Красногорск, ул. б-р. Строителей, 1Г
Третье лицо: Министерство экологии и природопользования Московской области