г. Хабаровск |
|
13 декабря 2019 г. |
А73-17266/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кильдюшевской Д.А.
при участии в заседании:
от Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" министерства здравоохранения Хабаровского края: Маляровой Е.Н.;
Литовка П.И., Потылицина В.В., Морозовой О.В., Пястловой М.В.,
от Министерства здравоохранения Хабаровского края: Решетниковой И.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" министерства здравоохранения Хабаровского края
на решение от 30.09.2019 по делу N А73-17266/2018
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" министерства здравоохранения Хабаровского края
к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования
о признании недействительными действий, требований и акта
третье лицо: Министерство здравоохранения Хабаровского края
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее - КГБУЗ "Хабаровская ССМП", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Хабаровскому краевому фонду обязательного медицинского страхования (далее - ХКФОМС, Фонд) с заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства в порядке статьи 49 АПК РФ,
о признании незаконными действий Фонда по проведении тематической проверки;
о признании недействительным акта от 21.09.2018 N 36т внеплановой тематической проверки использования средств обязательного медицинского страхования, направленных на финансовое обеспечение медицинского помощи, не подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования в КГБУЗ "Хабаровская ССМП";
о признании недействительным требования от 02.10.2018 N 31 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа.
К участию в деле привлечено Министерство здравоохранения Хабаровского края (далее - министерство).
Решением суда от 30.09.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, КГБУЗ "Хабаровская ССМП" обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой указывает, что оно подлежит отмене ввиду неполного выяснения всех обстоятельств спора, а также неправильным применением норм материального права, регулирующих спорные отношения.
По ходатайству апеллянта судебное разбирательство откладывалось в порядке статьи 158 АПК РФ.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ произведена замена судьи Мильчиной И.А., участвовавшей в заседании суда апелляционной инстанции 26.11.2019, в связи с нахождением в отпуске на дату рассмотрения дела, на судью Вертопрахову Е.В.; рассмотрение данного дела по апелляционной жалобе произведено с самого начала.
В судебном заседании 12.12.2019 представитель учреждения поддержали доводы апелляционной жалобы в полном объеме, просила судебное решение отменить по мотиву нарушения порядка проведения проверочных мероприятий, а также в связи с тем, что в спорный период оно оказывало только скорую медицинскую помощь застрахованным лицам, в том числе при психических заболеваниях и расстройствах поведения, что в силу статьи 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" не относится к специализированной психиатрической помощи, финансируемой за счет средств краевого бюджета.
Представители фонда отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу.
Представитель министерства поддержала позицию апеллянта.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 15.08.2018 N 163 ХКФОМС проведена внеплановая тематическая проверка в отношении КГБУЗ "Хабаровская ССМП" по использованию средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период второго полугодия 2015 года, в ходе которой выявлено нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 4 875 711 руб. 52 коп., на финансовое обеспечение расходов, связанных с оказанием медицинской помощи при психиатрических расстройствах и расстройствах поведения, не подлежащей оплате за счет средств обязательного медицинского страхования.
Результаты проверки отражены в акте от 21.09.2018 N 36т, также учреждению предписано возвратить в бюджет фонда сумму нецелевого использования средств в указанном выше размере в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования об устранении выявленных нарушений и уплатить в бюджет фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в размере 487 571 руб. 15 коп.
02.10.2018 в адрес учреждения здравоохранения направлено требование N 31 о возврате в течение 10 рабочих дней в бюджет фонда использованных не по целевому назначению средств в указанном выше размере и уплате штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств в сумме 487 571 руб. 15 коп., что послужило основанием для обращения с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий.
Возражения заявителя жалобы и министерства сводятся к несогласию с данным выводом.
В силу части 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) и части 1 статьи 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проведение проверки и ревизии, осуществляет территориальный фонд (пункт 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ).
В части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.
Статьей 35 этого Закона предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации (часть 1).
Базовая программа ОМС определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств ОМС, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона).
Согласно части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы ОМС оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях.
В соответствии с частью 2 статьи 36 территориальная программа ОМС бязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо.
Согласно части 6 статьи 36 Закона N 326-ФЗ территориальная программа ОМС в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
Частью 11 данной статьи определено, что стоимость утвержденной территориальной программы ОМС не может превышать размер бюджетных ассигнований на реализацию территориальной программы ОМС, установленный законом о бюджете территориального фонда.
В части 1 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ указано, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 32 приведенного Закона к одному из видов медицинской помощи отнесена скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь.
Частью 1 статьи 83 Закона N 323-ФЗ установлено, что финансовое обеспечение оказания гражданам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых на финансовое обеспечение реализации территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах ОМС); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти, и включенным в перечень, утвержденный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовую программу ОМС).
Учитывая выше приведенное, суд первой инстанции верно указал, что финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы ОМС, должно осуществляться за счет средств бюджета субъекта.
Согласно разделу IV Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2014 N 1273, в рамках базовой программы ОМС застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств ОМС, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
В разделе V вышеуказанной Программы установлено, что за счет средств ОМС в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, не включенной в территориальную программу ОМС.
Разделом V, действовавшим в спорный период Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденной Постановлением Правительства Хабаровского края от 24.12.2014 N 503-пр, установлено, что в рамках территориальной программы ОМС гражданам (застрахованным лицам) оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств ОМС, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 настоящей Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного
иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
Финансовое обеспечение территориальной программы ОМС осуществляется в соответствии с разделом 6 Территориальной программы, согласно которому за счет средств ОМС в рамках территориальной программы ОМС застрахованным лицам оказывается, в том числе скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств ОМС, при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе 4 Территориальной программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет бюджетных ассигнований краевого бюджета осуществляется финансовое обеспечение скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в части медицинской помощи, не включенной в территориальную программу ОМС.
Из материалов дела усматривается, что в качестве нарушения порядка использования денежных средств ОМС, фонд вменяет заявителю расходы на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников, занимающих штатные должности (врач-психиатр; фельдшер выездной психиатрической бригады; санитар выездной психиатрической бригады), включенных в состав специализированной психиатрической выездной бригады скорой медицинской помощи; затраченных на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно; затраченных на оплату материальных запасов (горюче-смазочных материалов, лекарственных препаратов, медицинских изделий), связанных с оказанием медицинской помощи застрахованным лицам при психических расстройствах и расстройствах поведения.
Между тем, в силу части 3 статьи 83 Закона N 323-ФЗ, положений вышеуказанных Базовых и Территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, финансовое обеспечение скорой специализированной медицинской помощи, не включенной в базовую и территориальную программы ОМС, должно осуществляться за счет средств бюджета Хабаровского края.
Довод заявителя в жалобе о том, что в спорный период учреждение здравоохранения оказывало только скорую медицинскую помощь застрахованным лицам, что не относится к специализированной психиатрической помощи, также отклоняется судебной коллегией как противоречащий установленным по делу обстоятельствам.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемых учреждением акта от 18.09.2018 N 35т и требования от 26.09.2018 N 30 об устранении нарушений, возврате средств, использованных не по целевому назначению и уплате штрафа с учетом доказанности факта нецелевого использования заявителем средств фонда.
Ссылка апеллянта на нарушение порядка проведения внеплановых проверочных мероприятий не принимается во внимание судебной коллегии в силу следующего.
Согласно пункту 5 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73, территориальным фондом могут быть проведены внеплановые проверки.
Внеплановые проверки использования средств обязательного медицинского страхования проводятся по решению директора территориального фонда на основании, в том числе обращений в адрес территориального фонда Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Федеральный фонд), в связи с проведением Федеральным фондом проверок соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании на территории субъекта Российской Федерации и использования средств обязательного медицинского страхования участниками обязательного медицинского страхования.
В силу пункта 6 Положения основанием для проведения проверки является приказ территориального фонда, определяющий тему проверки, проверяемый период, руководителя и состав комиссии (рабочей группы), сроки проведения проверки.
Материалами дела подтверждается, что на основании приказа от 18.06.2018 N 116 (с учетом приказа от 22.06.2018 N 120) Федеральным фондом обязательного медицинского страхования проведена внеплановая проверка Хабаровского краевого фонда обязательного медицинского страхования и участников системы обязательного медицинского страхования по отдельным вопросам, в том числе КГБУЗ "Хабаровкая ССМП", в ходе которой зафиксировано нарушение последним пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N326-ФЗ, выразившееся в использовании средств обязательного медицинского страхования при оказании медицинской помощи застрахованным лицам при психических расстройствах и расстройствах поведения, не включенной в территориальную программу обязательного медицинского страхования, то есть на цели, не соответствующие условиям их получения.
В акте указано на необходимость территориальному фонду дополнительно провести проверку указанного медицинского учреждения, в том числе с целью оценки иных направлений расходов, осуществленных с целью финансового обеспечения медицинской помощи при психических расстройства и расстройствах поведения с последующим определением меры ответственности медицинской организации.
В отношении учреждения также проведена проверка соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании и использования средств ОМС, результаты которой отражены в акте от 18.09.2018 и зафиксировано аналогичное нарушение медицинской организацией пункта 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ.
Таким образом, фондом на законных основаниях проведена внеплановая тематическая проверка отдельных вопросов использования КГБУЗ "Хабаровская ССМП" средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования в период второго полугодия 2015 года на основании приказа руководителя фонда от 15.08.2018 N 163, и касалась исключительно вопросов использования средств ОМС на финансовое обеспечение медицинской помощи, не подлежащей оплате за счет названных средств.
Принимая во внимание изложенное, суд второй инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству. Оснований для переоценки выводов первой инстанции по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 30.09.2019 по делу N А73-17266/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Станция скорой медицинской помощи г. Хабаровска" из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 1500 руб., перечисленную по платежному поручению от 17.10.2019 N 861617.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17266/2018
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ "СТАНЦИЯ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ Г. ХАБАРОВСКА" МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Ответчик: Хабаровский краевой фонд обязательного медицинского страхования
Третье лицо: Министерство здравоохранения Хабаровского края