город Омск |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А46-14742/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лотова А.Н.,
судей Рыжикова О.Ю., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Бралиной Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14551/2019) Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Омской области Сибирского главного управления на решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2019 по делу N А46-14742/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Агрокомплекс "Логиновский" (ИНН 5529004291, ОГРН 1025501931608) к Центральному банку Российской Федерации о признании незаконным постановления от 26.07.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-52-ЮЛ-19-14450/3110-1,
при участии в судебном заседании представителей:
от Центрального Банка Российской Федерации - Белоусько А.О. по доверенности от 27.12.2017 N 7 сроком действия по 15.06.2020;
от акционерного общества "Агрокомплекс "Логиновский" - Ходак Е.А. по доверенности от 16.01.2019 сроком действия по 31.12.2019,
установил:
акционерное общество "Агрокомплекс "Логиновский" (далее - АО "Агрокомплекс "Логиновский", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным постановления от 26.07.2019 N ТУ-52-ЮЛ-19-14450/3110-1 Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Омской области Сибирского главного управления (далее - ЦБ РФ, заинтересованное лицо, административный орган) о наложении штрафа по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Омской области от 08.10.2019 по делу N А46-14742/2019 заявление АО "Агрокомплекс "Логиновский" удовлетворено частично. Постановление от 26.07.2019 N ТУ-52-ЮЛ-19-14450/3110-1 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении признано незаконным и изменено в части назначения наказания, мера наказания заменена на предупреждение. В остальной части требования заявителя оставлены без удовлетворения.
Возражая против принятого по делу решения, административный орган в апелляционной жалобе просит его отменить и вынести по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы ее податель указывает, что законом исключена возможность замены административного штрафа на предупреждение при совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в связи с чем, изменяя постановление от 26.07.2019 N ТУ-52-ЮЛ-19-14450/3110-1, суд первой инстанции, по мнению подателя жалобы, неправильно применил нормы материального права.
Письменный отзыв на жалобу в суд не поступил.
В заседании суда апелляционной инстанции представителем ЦБ РФ поддержаны доводы поданной жалобы. Представитель общества просил оставить решение по делу без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, заслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Из материалов дела следует, что в рамках осуществления контроля за исполнением акционерными обществами требований законодательства Российской Федерации к раскрытию информации на рынке ценных бумаг ЦБ РФ проведен мониторинг страницы эмитента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предоставляемой распространителем информации на рынке ценных бумаг, на предмет раскрытия информации на рынке ценных бумаг АО "Агрокомплекс "Логиновский".
В результате проверки по состоянию на 24.04.2019 выявлены нарушения требований законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах, а именно - на странице в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не опубликован текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, за 2018 год.
В связи с указанным нарушением обществу выдано предписание от 26.04.2019 N Т6-15/13849, на основании которого заявителю предложено в срок не позднее 15 рабочих дней с момента получения предписания в соответствии с требованиями действующего законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах устранить нарушения пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Федеральный закон N 208-ФЗ), пунктов 69.5, 71.4, 71.7 Положения Банка России от 30.12.2014 N 454-П "О раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг", а именно - опубликовать на странице в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, за 2018 год. Предписание получено обществом 06.05.2019.
31.05.2019 административным органом проведен мониторинг страницы АО "Агрокомплекс "Логиновский" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в результате чего выявлено, что по состоянию на 31.05.2019 нарушение, указанное в предписании от 26.04.2019 N Т6-15/13849, не устранено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении АО "Агрокомплекс "Логиновский" протокола об административном правонарушении от 28.06.2019 N ТУ-52-ЮЛ-19-14450/1020-1 по признакам административного правонарушения, предусмотренного пунктом 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в соответствии с компетенцией, установленной статьей 23.74 КоАП РФ, постановлением ЦБ РФ от 26.07.2019 N ТУ-52-ЮЛ-19-14450/3110-1 АО "Агрокомплекс "Логиновский" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Заявив о том, что постановление от 26.07.2019 N ТУ-52-ЮЛ-19-14450/3110-1 не соответствует закону, нарушает его права и законных интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции частично путем замены наказания в виде административного штрафа на предупреждение, с чем не согласился административный орган, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного судебного акта.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции усматривает основания для его отмены.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 названной статьи).
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России, влекущая наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей. Объективной стороной указанного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного предписания, вынесенного уполномоченным органом.
Материалы дела свидетельствуют о том, что заявителю по результатам проверки выдано предписание, возлагающее на АО "Агрокомплекс "Логиновский" обязанность в срок не позднее 15 рабочих дней с момента получения такового устранить нарушения пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ, пунктов 69.5, 71.4, 71.7 поименованного выше Положения Банка России N 454-П. Фактически на заявителя возложена обязанность опубликовать на странице (сайте) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества за 2018 год вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности.
В соответствии с пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ) ЦБ РФ обладает правом направлять эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг предписания, обязательные для исполнения, а также требовать от них представления документов по вопросам, находящимся в компетенции Банка России.
В силу частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания ЦБ РФ являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации; выносятся по вопросам, предусмотренным названным законом, другими федеральными законами, в целях прекращения и предотвращения нарушений законодательства РФ об акционерных обществах и о рынке ценных бумаг, а также по иным вопросам, отнесенным к компетенции Банка России.
Под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение ее доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей ее нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по ее раскрытию.
Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с настоящим Федеральным законом (статья 30 пункты 1, 2 Федерального закона N 39-ФЗ).
В силу пункта 1.1 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ непубличное общество с числом акционеров более пятидесяти обязано раскрывать годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для раскрытия информации на рынке ценных бумаг. Обязательное раскрытие информации обществом, включая непубличное общество, осуществляется в объеме и порядке, которые установлены Банком России (часть 2 статьи 92 Федерального закона N 208-ФЗ), а именно - Положением Банка России N 454-П.
Положение регулирует состав, порядок и сроки обязательного раскрытия информации акционерным обществом, раскрытия информации о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг, раскрытия информации в форме проспекта ценных бумаг, консолидированной финансовой отчетности эмитента ценных бумаг, ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг и сообщений о существенных фактах эмитента ценных бумаг, а также устанавливает требования к порядку раскрытия эмитентами иной информации об исполнении обязательств эмитента и осуществлении прав по размещаемым (размещенным) ценным бумагам (пункт 1.1 поименованного Положения).
В соответствии с пунктом 69.5 Положения N 454-П непубличное акционерное общество с числом акционеров более 50, не осуществившее (не осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязано раскрывать:
- годовой отчет непубличного акционерного общества;
- годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность непубличного акционерного общества вместе с аудиторским заключением, выражающим в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности;
- сведения о приобретении непубличным акционерным обществом более 20 процентов голосующих акций любого другого публичного или непубличного акционерного общества.
На основании пункта 71.4 Положения N 454-П годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность акционерного общества раскрывается путем опубликования ее текста на странице в сети Интернет в срок не позднее трех дней с даты составления аудиторского заключения, выражающего в установленной форме мнение аудиторской организации о ее достоверности, но не позднее трех дней с даты истечения установленного законодательством Российской Федерации срока представления обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности утвержден приказом Федеральной службы государственной статистики от 31.03.2014 N 220.
В случаях, когда последний день срока представления обязательного экземпляра годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения совпадает с выходным (нерабочим) днем, то днем окончания срока представления отчетности и (или) аудиторского заключения считается следующий за ним рабочий день (пункт 7 Порядка представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, утвержденного приказом Росстата от 31.03.2014 N 220).
Следовательно, обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2018 год должен быть представлен не позднее 01.04.2019 включительно.
Возражая против выводов административного органа, общество указало, что по состоянию на момент выдачи предписания у него не возникла обязанность по размещению указанных выше сведений.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для согласия с приведенным утверждением.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона N 402-ФЗ при представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчетностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
При этом обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.
Следовательно, обязанность по представлению результатов обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежит исполнению в срок не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом; тогда как на срок исполнения обязанности по раскрытию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности указанное правило не влияет, и таковая подлежит размещению в соответствии с положением N 454-П в срок не позднее трех дней с даты истечения установленного срока предоставления обязательного экземпляра составленной годовой (бухгалтерской) отчетности, то есть применительно к отчетному периоду - не позднее 04.04.2019.
В настоящем случае в действиях общества установлено нарушение обязанности по раскрытию годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, и предписанием от 26.04.2019 N Т6-15/13849 общество обязано устранить именно такое нарушение. Основания освобождения АО "Логиновское" от обязанности раскрывать информацию в форме годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества за 2018 год не усматриваются апелляционным судом.
Следовательно, вывод административного органа о наличии нарушения в действиях заявителя обоснован, и обязанность по представлению спорных сведений возникла у АО "Агрокомплекс "Логиновский".
В соответствии с пунктом 2.13 Положения N 454-П в случае если эмитент не раскрывает какую-либо информацию, раскрытие которой требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным положением, в том числе не указывает такую информацию в сообщениях, опубликование которых является обязательным в соответствии с названным положением, и (или) в проспекте ценных бумаг, в отчете (уведомлении) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в ежеквартальном отчете, эмитент должен указать основание, в силу которого такая информация эмитентом не раскрывается. Отсутствие информации, подлежащей раскрытию, без достаточных на то оснований является основанием для привлечения эмитента к ответственности.
В связи с тем, что АО "Логиновское" в срок по 29.05.2019 не устранило нарушение, отраженное в предписании от 26.04.2019 N Т6-15/13849, не опубликовав на странице в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" текст годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности акционерного общества за 2018 год и не предприняло мер, направленных на недопущение впредь нарушений требований действующего законодательства Российской Федерации, касающегося раскрытия информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, и не представило письменный ответ о выполнении пунктов 1, 2 предписания, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод ЦБ РФ о том, что АО "Агрокомплекс "Логиновский" допущено административное правонарушение, предусмотренное частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ). Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП РФ, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
Доказательств того, что АО "Агрокомплекс "Логиновский" оказалось лишено возможности исполнить в установленный срок предписание, материалы дела не содержат, в связи с чем вину общества следует признать доказанной.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает необходимым поддержать вывод административного органа и суда первой инстанции о наличии правовых оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Оценивая на предмет соответствия положениям административного законодательства назначенное ЦБ РФ заявителю наказание, суд первой инстанции усмотрел основания для несогласия с размером санкции, приняв во внимание правила части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и заменив административный штраф предупреждением.
Коллегия апелляционного суда приходит к выводу о том, что административное наказание за выявленное нарушение назначено административным органом в пределах санкции, установленной в части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, в надлежащем виде и обоснованном размере.
Административным органом обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб. с учетом санкции части 9 статьи 19.5 КоАП РФ и обстоятельств дела.
Административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом (статья 4.1 КоАП РФ).
Частью 1 статьи 4.1 1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу пункта 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. Из текста оспариваемого постановления следует, что Банк применил данную статью и уменьшил размер штрафа.
Оценив обстоятельства по делу, учитывая характер допущенного АО "Агрокомплекс "Логиновский" нарушения, принципы справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, суд апелляционной инстанции признает законным назначенное административным органом наказание в виде штрафа в размере 250 000 руб. и полагает, что указанный размер наказания является адекватным и соразмерным допущенному заявителем правонарушению. При этом апелляционный суд отмечает, что административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.5 КоАП РФ (часть 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ). Рассматриваемое правонарушение квалифицировано административным органом по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ, следовательно, замена примененного в отношении правонарушителя штрафа на предупреждение недопустима.
Нарушения порядка и срока давности привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, -по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.
Следовательно, основания для удовлетворения заявления АО "Агрокомплекс "Логиновский" у суда первой инстанции отсутствовали.
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2019 по делу N А46-14742/2019 подлежит отмене, апелляционная жалоба административного органа - удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 4 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Омской области от 08.10.2019 по делу N А46-14742/2019 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявление акционерного общества "Агрокомплекс "Логиновский" о признании незаконным постановления от 26.07.2019 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N ТУ-52-ЮЛ-19-14450/3110-1 оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Выдача исполнительных листов осуществляется судом первой инстанции после поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
При условии предоставления копии настоящего постановления, заверенной в установленном порядке, в суд первой инстанции взыскатель вправе подать заявление о выдаче исполнительного листа до поступления дела из Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
О.Ю. Рыжиков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-14742/2019
Истец: АО "АГРОКОМПЛЕКС "ЛОГИНОВСКИЙ"
Ответчик: Административный орган:Отдления по Омской области Сибирского главного управлния Центрального банка Российской Федерации, Сибирское главное Управление Центрального банка Российской Федерации, Центральный Банк Российской Федерации