город Омск |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А46-10410/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рыжикова О.Ю.,
судей ЛотоваА.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Зинченко Ю.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14323/2019) акционерного общества "Омскоблводопровод" на решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2019 по делу N А46-10410/2019, принятое по заявлению акционерного общества "Омскоблводопровод" (ИНН 5528022202, ОГРН 1045553004430) к комитету финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района Омской области (ИНН 5514003577, ОГРН 1025501577177) и должнику по исполнительному производству - Администрации Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (ИНН 5514006994, ОГРН 1055525022013) о признании незаконным бездействия по невынесению в отношении должников решения в форме уведомления о приостановлении операций по расходованию средств по лицевым счетам в рамках исполнения требований исполнительного документа по делу N А46-7630/2016, обязании вынести такое решение в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Омскоблводопровод" - Ватке Е.Г. по доверенности от 09.01.2019;
от комитета финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района Омской области - Логвиненко Ю.А. по доверенности от 26.06.2019; председатель Кузова Т.Н.;
от Администрации Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области - глава Пальчик Е.М. удостоверение; Мартынюк С.Р. по доверенности от 08.07.2019,
установил:
акционерное общество "Омскоблводопровод" (далее также - заявитель, АО Омскоблводопровод", Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Комитету финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района Омской области (далее - Комитет) и должнику по исполнительному производству - Администрации Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия по невынесению в отношении должника решения в форме уведомления о приостановлении операций по расходованию средств по лицевым счетам в рамках исполнения требований исполнительного документа по делу N А46-7630/2016, обязании вынести такое решение в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Арбитражного суда Омской области от 11.09.2019 по делу N А46-10410/2019 в удовлетворении требований АО Омскоблводопровод" отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, АО Омскоблводопровод" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
По мнению подателя апелляционной жалобы, комитет финансов и Контроля Исилькульского муниципального района Омской области, являясь распорядителем и получателем средств муниципального образования, обязан в силу требований части 3 статьи 242.5, пунктов 3, 8 ст.242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принять решение о приостановлении операций по расходованию средств по лицевым счетам в рамках исполнения требований исполнительного документа по делу N А46-7630/2016 о взыскании с Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в лице Администрации Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области денежных средств в пользу АО Омскоблводопровод". В случае неисполнения судебного акта финансовым органом в трехмесячный срок взыскатель вправе обратиться в суд о признании незаконным бездействия государственного (муниципального) органа с последующей компенсацией убытков,
Податель жалобы считает, что исполнение судебных актов о взыскании вреда от незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется по принципу единства бюджетной системы, установленному статьей 29 БК РФ, согласно которой единство бюджетной системы означает, в числе прочего, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, податель жалобы указал на невыполнение Комитетом пункта 5 статьи 242.2 БК РФ и на не привлечение судом первой инстанции в качестве административного ответчика главного распорядителя бюджетных средств - Администрацию Исилькульского района Омской области, учитывая, что в соответствии с БК РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение (пункт 7 статьи 161, пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Комитетом представлены письменные отзыв на апелляционную жалобу и дополнения к отзыву, в которых заинтересованное лицо не согласился с доводами подателя апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Комитета возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнениях к нему, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Администрации поддержал правовую позицию Комитета, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, неподлежащим отмене.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, дополнения к отзыву, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
Решением Арбитражного суда Омской области от 29.09.2016 по делу N А46-7630/2016 с Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в лице Администрации Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области за счет средств казны Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в пользу открытого акционерного общества "Омскоблводопровод" (ИНН5 528022202, ОГРН 1045553004430) взыскано 4 042 010 руб. 86 коп задолженности, а также 32 532 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
На основании указанного решения 26.12.2016 взыскателю выдан исполнительный лист ФС N 010959806, который 22.08.2016, который предъявлен Обществом для исполнения в Комитет финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района Омской области.
Полагая, что в соответствии с частью 7 статьи 242.5 БК РФ Комитет обязан в качестве ограничительной меры, направленной на обеспечение исполнения решения судов, вынести в отношении должника решение в форме уведомления о приостановлении операций по расходованию средств по лицевым счетам, 26.02.2019 АО "Омскоблводопровод" направило в Комитет заявление о проведении таких действий.
Отказ Комитета в удовлетворении названного заявлении, оформленный письмом от 28.03.2019, послужил основанием для обращения АО Омскоблводопровод" в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции, исходя из содержания судебного акта, предъявленного на исполнение, и руководствуясь правовой позицией, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", пришел к выводу о том, что к рассматриваемой ситуации подлежит применению норма статьи 242.2 БК РФ, которой не предусмотрено приостановление расходных операций по счетам муниципального образования, следовательно, со стороны Комитета незаконного бездействия допущено не было.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановления пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Согласно пункту 4 статьи 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
Как определено статьей 6 БК РФ, под финансовым органом муниципального образования понимается орган (должностное лицо) местной администрации муниципального образования, осуществляющие составление и организацию исполнения местного бюджета.
Как усматривается из материалов дела, исполнительный лист ФС N 010959806, выданный на основании решения Арбитражного суда Омской области от 29.09.2016 по делу N А46-7630/2016, предъявлен Обществом для исполнения в Комитет финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района Омской области.
Вместе с тем из резолютивной части решения по делу N А46-7630/2016 следует, что взыскание задолженности и судебных расходов в пользу Общества осуществлено с Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области в лице Администрации Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области за счет средств казны Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
Таким образом, должником в данном случае является публично-правовое образование (муниципальное образование), а исполнение должно осуществляется за счет средств казны муниципального образования.
Комитет финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района по отношению к Кухаревскому сельскому поселению не является главным распорядителем средств бюджета поселения, а также не является финансовым органом Кухаревского сельского поселения.
Положения статьи 242.2 БК РФ, не предоставляют Комитету прав производить приостановление операций по счету местного бюджета. Иное ставило бы под угрозу жизнедеятельность всего муниципального образования, следовательно, Комитетом не допущено незаконного бездействия по не вынесению в отношении должника решения в форме уведомления о приостановлении операций по расходованию средств по лицевым счетам в рамках исполнения требований исполнительного документа по делу N А46-7630/2016.
Нормы статьи 242.5 БК РФ действительно предусматривают приостановление органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, в установленных данной статьей случаях.
В то же время в данном конкретном случае с учетом содержания судебного акта, предъявляемого на исполнение, разграничений полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, судом первой инстанции обосновано применены нормы статьи 242.2 БК РФ, что также соответствует разъяснениям, приведенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
Кухаревское сельское поселение - муниципальное образование, которое имеет свой самостоятельный бюджет, свой законодательный орган - Совет Кухаревского сельского поселения (10 депутатов поселения), где главным распорядителем бюджетных средств и финансовым органом является Администрация Кухаревского сельского поселения, что следует из подпункта 13.1 части 1 статьи 33 Устава Кухаревского поселения Исилькульского муниципального района (далее - Устав).
Согласно подпункту 1 части 1 статьи 4. Устава к вопросам местного значения Кухаревского сельского поселения относятся составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;
В соответствии с частью 3 статьи 45 Устава составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Статьей 46 Устава установлено, что формирование расходов местного бюджета осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Кухаревского сельского поселения, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления Кухаревского сельского поселения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств Кухаревского сельского поселения осуществляется за счет средств местного бюджета Кухаревского сельского поселения в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района исполняет частично функции финансового органа Кухаревского сельского поселения по соглашению, а именно выполняет отдельные бюджетные полномочия в части осуществления и учета операций (кассовый расход) по исполнению бюджета поселения через лицевые счета получателей средств бюджета поселения открытых в Комитете финансов и контроля Администрации Исилькульского муниципального района.
Все остальные функции финансового органа Кухаревского сельского поселения исполняет Администрация Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области, в том числе формирует и утверждает бюджет поселения, вносит изменения в бюджет поселения, формирует и доводит лимиты бюджетных обязательств, ведет реестр расходных обязательств бюджета поселения, формирует и сдает годовую, квартальную и месячную отчетность, ведёт реестр источников доходов бюджета поселения, формирует и ведет сводную бюджетную роспись поселения и кассовый план и т.д.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Комитетом открыты два лицевых счета, в которых указан код главного распорядителя бюджетных средств Администрации Кухаревского сельского поселения: лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств Администрации Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области; лицевой счет получателя бюджетных средств - Муниципальное казенное учреждение Кухаревского сельского поселения Исилькульского муниципального района Омской области.
Вместе с тем средства казны муниципального образования на этих счетах не аккумулируются.
Доводы Общества о невыполнении Комитетом пункта 5 статьи 242.5 БК РФ и непредставлении сведений о бюджете в части исполнения судебного решения, не состоятельны исходя из следующего.
Внесение изменений в сводную бюджетную роспись бюджета Кухревского сельского поселения производится на основании постановления Администрации Кухаревского сельского поселения "Об утверждении порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи местного бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств местного бюджета".
Решением Совета Кухаревского сельского поселения от 14.12.2018 N 80 "О бюджете поселения на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" предусмотрены средства на реализацию мероприятия "Исполнение судебных актов Российской Федерации и мировых соглашений по возмещению причиненного вреда".
В 2019 году на эти цели запланировано 60 000 руб. По состоянию на 29.10.2019 кассовое исполнение за 2019 год составляет 50 000 рублей Данные сведения заинтересованным лицом предоставлены в суд первой инстанции.
Администрация Исилькульского муниципального района является главным распорядителем средств районного бюджета, и не является главным распорядителем средств бюджета Кухаревского сельского поселения.
Кухаревское сельское поселение, как казенное учреждение не находится в ведении главного распорядителя бюджетных средств Администрации Исилькульского муниципального района, следовательно, при недостаточности средств в бюджете Кухаревского сельского поселения, Администрация Исилькульского муниципального района и Комитет финансов и контроля не правомочны доводить дополнительные лимиты финансирования Администрации Кухаревского сельского поселения.
Правовых оснований для привлечения к участию в деле в качестве ответчика Администрацию Исилькульского муниципального района, у суда первой инстанции не имелось, ее права и законные интересы принятый по делу судебный акт не нарушает.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, отказав в удовлетворении требований Общества, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на Общество.
В соответствии с пунктами 3 и 12 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины составляет 3000 руб. для юридических лиц, при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанного размера и составляет 1500 рублей для юридических лиц.
В связи с изложенным излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1500 руб. подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2019 по делу N А46-10410/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Омскоблводопровод" из федерального бюджета излишне уплаченную платежным поручением N 639 от 24.09.2019 государственную пошлину 1500 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.Ю. Рыжиков |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-10410/2019
Истец: АО "ОМСКОБЛВОДОПРОВОД"
Ответчик: КОМИТЕТ ФИНАНСОВ И КОНТРОЛЯ АДМИНИСТРАЦИИ ИСИЛЬКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Администрация Кухаревское сельское поселение Исилькульского муниципального района Омской области