город Ростов-на-Дону |
|
12 декабря 2019 г. |
дело N А32-24647/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Связь" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2019 по делу N А32-24647/2019 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Связь" к заинтересованному лицу Управлению Роскомнадзора по Южному Федеральному округу о признании недействительными акта проверки предписания
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Фирма "Связь" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании недействительными акта проверки от 14.05.2019 N А-23/9/32-нд/58 и предписания от 14.05.2019 N П-23/9/32-нд/-/1/17.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2019 в части требований о признании недействительным акта проверки от 14.05.2019 N А-23/9/32-нд/58, составленного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу, производство по делу прекращено; в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована принятием всех зависящих от общества мер по соблюдению требований СОРМ; неисполнимостью обжалуемого предписания.
В судебное заседание представители участвующих в деле лиц, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. Апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа от 28.03.2019 N 32-нд специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу в отношении ООО "Фирма "Связь" проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения поступившей из Управления ФСБ России по Краснодарскому краю информации (исх. от 28.02.2019 N 14/2/1/597) о фактах нарушения обществом требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что обществом не выполняются требования по внедрению на сети связи технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), действующие План и/или Акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения ОРМ на территории Краснодарского края оператором связи ООО "Фирма "Связь" представлены не были, что является нарушением пунктов 5, 9, 10 раздела XIV Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87; статей 29, 46, 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", пунктов 7, 10 Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538; пункта 2 Приказа Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 19.11.2012 N 268 "Об утверждении Правил применения оборудования систем коммутации, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Часть II. Правила применения оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации сетей передачи данных, включая программное обеспечение, обеспечивающего выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий", приказа Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 29.10.2018 N 573 "Об утверждении требований к техническим и программным средствам информационных систем, содержащих базы данных абонентов оператора связи и предоставленных им услугах связи, а также информацию о пользователях услугами связи и о предоставленных им услугах связи, обеспечивающих выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий".
Указанные нарушения отражены в акте внеплановой документарной проверки от 14.05.2019 N А-23/9/32-нд/58.
По результатам проверки обществу выдано предписание от 14.05.2019 N П-23/9/32-нд/-/1/17, в соответствии с которым ООО "Фирма "Связь" необходимо в срок до 14.08.2019 устранить выявленные нарушения.
Общество, не согласившись с актом проверки от 14.05.2019 N А-23/9/32-нд/58 и предписанием от 14.05.2019 N П-23/9/32-нд/-/1/17, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, определяет Федеральный закон от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи".
Согласно статье 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются.
В соответствии с пунктом 2 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" операторы связи обязаны обеспечивать реализацию установленных федеральным органом исполнительной власти в области связи по согласованию с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, требований к сетям и средствам связи для проведения этими органами в случаях, установленных федеральными законами, мероприятий в целях реализации возложенных на них задач, а также принимать меры по недопущению раскрытия организационных и тактических приемов проведения указанных мероприятий.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 18.02.2005 N 87 "Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий".
В пунктах 5, 9 параграфа XVI "Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг телематической связи" в качестве лицензионных условий указаны:
- оказание услуг в соответствии с правилами оказания услуг связи, утвержденными Правительством Российской Федерации;
- обеспечение реализации требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Пунктом 4 статьи 64 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" установлено, что порядок взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.08.2005 N 538 утверждены Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (далее - Правила N 538).
Пунктом 2 Правил N 538 предусмотрено, что уполномоченными органами, осуществляющими взаимодействие с операторами связи при проведении в рамках оперативно-розыскной деятельности оперативно-розыскных мероприятий, связанных с использованием технических средств, в том числе в интересах других уполномоченных органов, являются органы Федеральной службы безопасности.
Согласно пункту 4 Правил N 538 сети и средства связи, используемые оператором связи, должны соответствовать требованиям, предъявляемым к ним для проведения оперативно-розыскных мероприятий и устанавливаемым Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
При этом, в соответствии с пунктом 7 Правил N 538 ввод в эксплуатацию технических средств в сети связи оператора связи производится в соответствии с разработанным органом Федеральной службы безопасности совместно с оператором связи планом мероприятий по внедрению технических средств, в котором указывается, в частности, срок ввода в эксплуатацию технических средств.
План разрабатывается в срок до 3 месяцев с даты подачи оператором связи заявления в орган Федеральной службы безопасности. План составляется в 3 экземплярах, из которых 2 экземпляра представляются оператором связи соответственно в Федеральную службу по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций и орган Федеральной службы безопасности, 1 экземпляр хранится у оператора связи.
Типовые требования к плану устанавливаются Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации (пункт 8 Правил N 538).
Согласно пункту 1 Типовых требований к плану мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий, утвержденных Приказом Минкомсвязи России N 391, ФСБ России N 437 от 01.08.2017, план мероприятий по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее - план мероприятий) составляется в трех экземплярах. Оператор связи по одному экземпляру плана мероприятий представляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по надзору в сфере информационных технологий и связи, и территориальное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Один экземпляр плана мероприятий хранится у оператора связи.
Ввод в эксплуатацию технических средств осуществляется оператором связи на основании акта, подписанного в установленном порядке представителями органа Федеральной службы безопасности, Федеральной службы по надзору в сфере связи и оператора связи, а в случае, указанном в пункте 3 данного Постановления, органа внутренних дел (пункт 10 Правил N 538).
Таким образом, мероприятия по реализации СОРМ на узле сети связи лицензиата должны быть организованы до начала осуществления предпринимательской деятельности.
Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 16.01.2008 N 6 утверждены "Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть I. Общие требования".
Требования к сетям электросвязи для проведения оперативно-розыскных мероприятий. Часть II. Требования к сетям передачи данных, утверждены Приказом Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации от 27.05.2010 N 73.
Из материалов дела следует, что из Управления ФСБ России по Краснодарскому краю в адрес Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу поступило письмо от 28.02.2019 N 14/2/1/597, из которого следует, что у ООО "Фирма "Связь" в отношении лицензий N 147217 "Телематические услуги связи", N 160019 "Услуги связи по передаче данных", N 147218 "Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации", N 147216 "Услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофоном и средств коллективного доступа" отсутствуют действующие Планы и/или Акты ввода в эксплуатацию технических средств для проведения СОРМ на территории Краснодарского края.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" территориальные органы Роскомнадзора вправе проводить внеплановые проверки в случае поступления в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации по перечню таких нарушений, установленному Правительством Российской Федерации. Указанный перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 N 611-р.
На основании приказа от 28.03.2019 N 32-нд специалистами Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу в отношении ООО "Фирма "Связь" проведена внеплановая документарная проверка с целью рассмотрения поступившей из Управления ФСБ России по Краснодарскому краю информации о фактах нарушения обществом требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
В ходе проверки контролирующим органом установлено, что обществом не выполняются требования по внедрению на сети связи технических средств по обеспечению оперативно-розыскных мероприятий (СОРМ), действующие План и/или Акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения ОРМ на территории Краснодарского края оператором связи ООО "Фирма "Связь" представлены не были.
В обоснование своей правовой позиции ООО "Фирма "Связь" ссылается на принятие всех зависящих от общества мер по соблюдению требований СОРМ (заявитель неоднократно направлял в Управление ФСБ России по Краснодарскому краю подписанные планы СОРМ с привязкой сроков реализации к дате сертификации, которые не были подписаны уполномоченными сотрудниками органов государственной безопасности).
Вместе с тем, указанный довод заявителя отклонен судом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Однако доказательств обращения с жалобой в суд на бездействие сотрудников правоохранительных органом обществом в материалы дела не представлено.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.04.2018 N 445 "Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи" оператор связи, оказывающий телематические услуги связи и (или) услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, обеспечивает с хранение в полном объеме сообщений электросвязи в технических средствах накопления информации емкостью, равной объему сообщений электросвязи, отправленных и полученных пользователями указанного оператора за 30 суток, предшествующих дате ввода технических средств накопления информации в эксплуатацию с 1 октября 2018 года.
Таким образом, суд пришел к выводу о том, что у общества имелась возможность для своевременного выполнения требований Федерального закона, и, как следствие, согласования плана внедрения СОРМ с Управлением ФСБ по Краснодарскому краю, с последующим внедрением СОРМ, и подписанием акта.
Довод заявителя о том, что общество не оказывает услуги в сети местной телефонной связи по лицензии от 11.03.2019 N 169741 и действующие договоры об оказании услуг по данной лицензии отсутствуют, также подлежит отклонению судом, поскольку не осуществление деятельности по лицензии не освобождает лицензиата от исполнения требований законодательства, связанных с лицензионной деятельностью.
Кроме того, судом установлено, что по результатам проверки Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении ООО "Фирма "Связь" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2019 по делу N А32-23601/2019 ООО "Фирма "Связь" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей. Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2019 решение Арбитражного суда Краснодарского края от 06.06.2019 по делу N А32-23601/2019 отменено, в удовлетворении заявления Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу о привлечении ООО "Фирма "Связь" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 22.05.2019 N АП23/9/1774 отказано по причине пропуска срока давности привлечения к административной ответственности.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции в рамках дела N А32-23601/2019 согласился с выводами суда первой инстанции о том нарушении обществом требований законодательства Российской Федерации в сфере связи.
Учитывая изложенное, суд сделал вывод о наличии у контролирующего органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Доводы заявителя о том, что оспариваемое предписание является неисполнимым, также отклонены судом, поскольку в оспариваемом предписании установлено конкретное нарушение, которое подлежит устранению, из содержания самого предписания следует, что его текст и смысл, в данном конкретном случае является ясно изложенным, понятным и нормативно обоснованным, и, соответственно, исполнимым.
Учитывая изложенное, суд пришел к выводу о том, что оспариваемое в рамках настоящего дела предписание вынесено уполномоченным органом, соответствует закону и прав заявителя не нарушает.
В части требований ООО "Фирма "Связь" о признании недействительным акта проверки от 14.05.2019 N А-23/9/32-нд/58, суд обоснованно прекратил производство по делу, поскольку указанный акт не является ненормативным правовым актом, поскольку не носит властно-распорядительного характера и не содержит отдельных обязательных предписаний, распоряжений, напрямую влекущих возникновение, изменение или прекращение определенных правовых последствий для заявителя.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Фактов, которые могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим доводы апеллянта признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку сводятся только к несогласию с оценкой обстоятельств судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 18.09.2019 по делу N А32-24647/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24647/2019
Истец: ООО фирма Связь
Ответчик: Управление Роскомнадзора по Южному Федеральному округу, Управление Роскомнадзора по ЮФО