г. Вологда |
|
12 декабря 2019 г. |
Дело N А44-5794/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
В полном объёме постановление изготовлено 12 декабря 2019 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю., при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу Альшанникова Д.О. по доверенности от 27.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу на решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 октября 2019 года по делу N А44-5794/2019,
установил:
Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу (ОГРН 1097847301661, ИНН 7840420941; адрес: 191014, Санкт-Петербург, улица Чехова, дом 6, литера А; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Новгород-Алко" (ОГРН 1165321056295, ИНН 5321184609; адрес: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Великая, дом 22, строение 22, помещение 2; далее - общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Стандарт Аква" (ОГРН 1186234008311, ИНН 6230109525; адрес: 390017, Рязанская область, город Рязань, шоссе Ряжское, дом 20, офис 412; далее - ООО "Стандарт Аква"), общество с ограниченной ответственностью "Базис" (ОГРН 1187847140854, ИНН 7810730350; адрес: 196240, Санкт-Петербург, улица Предпортовая, дом 6, литера Ж, помещение N 12, 13 в ч. помешение 2Н; далее - ООО "Базис").
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 09 октября 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано, обществу возвращена алкогольная продукция (пивные напитки), арестованная управлением по протоколу ареста товаров от 19.03.2019 N 08-84.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, привлечь общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, изъятую и арестованную по протоколам от 19.03.2019 N 08-84 алкогольную продукцию направить на уничтожение. В обоснование жалобы ссылается на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что обществом организован производственный контроль, в частности назначены лица, ответственные за приемку поступающих товаров по качеству, также осуществляющие контроль документации и визуальный контроль качества поступающей продукции путем осмотра. Полагает, что обстоятельства дела свидетельствуют о том, что обществом не были предприняты необходимые и достаточные меры по соблюдению требований действующего законодательства. Указывает на то, что наличие у общества документов о соответствии алкогольной продукции требованиям государственных стандартов само по себе не освобождает от ответственности за оборот и реализацию алкогольной продукции, если она фактически не соответствует названным требованиям. Считает, что представленные обществом товарно-сопроводительные документы на закупку алкогольной продукции не удостоверяют легальность производства и оборота данной алкогольной продукции. Также полагает, что продукция ООО "Стандарт Аква" произведена из сырья неизвестного происхождения, которая имеет высокий риск несоответствия по качеству и безопасности, предъявляемым нормативной документацией, а также может представлять угрозу здоровью потребителям. Указывает на то, что поскольку ООО "Стандарт Аква" отсутствует по месту производства алкогольной продукции, сведения на этикетках к данной продукции не достоверны. В обоснование жалобы ссылается на экспертное заключение, согласно которому алкогольная продукция не является пивными напитками и не соответствует требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Национальный стандарт Российской Федерации. Напитки пивные. Общие технические условия", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1480-ст (далее - ГОСТ Р 55292-2012).
Представитель управления в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Общество в отзыве доводы жалобы отклонило, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ООО "Базис" в отзыве на апелляционную жалобу указало, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
От ООО "Стандарт Аква" отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Общество, третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное разбирательство произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 136, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав пояснения представителя управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В материалах дела усматривается, что в управление поступило письмо Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 04.03.2019 N 3324/02-02, согласно которому в результате проведенного анализа сведений, зафиксированных в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС), установлены факты фиксации ООО "Стандарт Аква" сведений о производстве и поставке пивных напитков в период с ноября 2018 года по февраль 2019 года. Вместе с тем, сведения о сырье - пиве, являющемся основным компонентом для изготовления пивных напитков, в ЕГАИС не зафиксированы, информация о закупках и (или) собственном производстве пива отсутствует. Организация по месту осуществления производственной деятельности отсутствует, что вызывает сомнение в качестве и безопасности алкогольной продукции.
Управлением по данным ЕГАИС установлено, что алкогольная продукция, произведенная ООО "Стандарт Аква", находится на остатках у общества.
Определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 15.03.2019 N 08-84 управлением в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В ходе административного расследования 19.03.2019 проведен осмотр складского помещения общества по адресу: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Великая, дом 22, строение 22, помещение 2 этаж 1, номер помещения на поэтажном плане 1, площадь складского помещения 880,6 кв.м.
На момент проведения осмотра общество имело лицензию на закупку, хранение и поставку алкогольной продукции от 24.07.2017 N 533АП0006793, действующую до 23.07.2022, а также лицензию на осуществление розничной продажи алкогольной продукции от 04.04.2017 N 53РПА0000468, действующую до 04.04.2019.
При проведении осмотра установлено, что общество в указанных помещениях осуществляет деятельность по обороту (хранению) алкогольной продукции.
В ходе осмотра складского помещения, в котором общество осуществляет свою деятельность, обнаружены пивные напитки производства ООО "Стандарт Аква" в ассортименте, а именно:
пивной напиток фильтрованный, пастеризованный со вкусом "Граната", 6,9000 %, 1,49 л, дата розлива: 13.11.2018, код АП: 0000000000029336702, количество 714 бутылок;
пивной напиток фильтрованный, пастеризованный со вкусом "Грейпфрута", 6,9000 %, 1,49 л, дата розлива: 14.11.2018, код АП: 0000000000029336706, количество 750 бутылок;
пивной напиток фильтрованный, пастеризованный со вкусом "Лимона", 6,9000 %, 1,49 л, дата розлива: 10.11.2018, код АП: 0000000000029336700, количество 822 бутылки;
пивной напиток фильтрованный, пастеризованный со вкусом "Традиционного Джин-Тоника", 6,9000 %, 1,49 л, дата розлива: 04.12.2018, код АП: 0000000000029644123, количество 846 бутылок;
пивной напиток фильтрованный, пастеризованный со вкусом "Южного Апельсина", 6,9000 %, 1,49 л, дата розлива: 14.12.2018, код АП: 0000000000028844170, количество 837 бутылок;
пивной напиток фильтрованный, пастеризованный со вкусом "Южного Лимона", 6,9000 %, 1,49 л, дата розлива: 15.12.2018, код АП: 0000000000028844168, количество 624 бутылки;
пивной напиток фильтрованный, пастеризованный со вкусом "Южного Белого Винограда", 6,9000 %, 1,49 л, дата розлива: 17.12.2018, код АП: 0000000000028594995, количество 336 бутылок.
По результатам осмотра составлен протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов от 19.03.2019.
Протоколом ареста товаров и иных вещей от 19.03.2019 N 08-84 наложен арест на 4 866 бутылок алкогольной продукции, арестованная алкогольная продукция передана на ответственное хранение генеральному директору общества Михайловой Л.В., место хранения: складское помещение по адресу: 173003, Новгородская область, Великий Новгород, улица Великая, дом 22, строение 22, помещение 2 этаж 1, номер помещения на поэтажном плане 1.
Также должностным лицом управления произведено изъятие проб и образцов алкогольной продукции разлитой в потребительскую тару в общем количестве 63 бутылки для проведения экспертизы на соответствие требованиям ГОСТ Р 55292-2012, о чем составлен протокол изъятия проб и образцов от 19.03.2019 N 08-84.
Отобранные пробы алкогольной продукции на основании определения о назначении экспертизы от 19.03.2019 направлены в Испытательную лабораторию экспертно-аналитического отдела Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу.
По результатам проведенной экспертизы в адрес управления поступило экспертное заключение от 17.05.2019 N 60/2019 и протоколы испытаний от 17.05.2019 N 516/2019, 516/2019/2, 517/2019, 517/2019/2, 518/2019, 518/2019/2, 519/2019, 519/2019/2, 520/2019, 521/2019, 522/2019, 520/2019/2, 521/2019/2, 522/2019/2, согласно которым представленные на экспертизу образцы алкогольной продукции (пивных напитков) не соответствуют понятию "Напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки)", закрепленному в пункте 13.2 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), не соответствуют требованиям ГОСТ Р 55292-2012 "Напитки пивные. Общие технические условия" по пункту 5.1.2 (внешний вид вкус и аромат), пункту 5.1.3 (массовая доля двуокиси углерода, пенообразование), пункту 3 ("Термины и определения" (отсутствие прошедшего процесса брожения).
По факту выявленных нарушений управлением в отношении общества составлен протокол от 07.06.2019 N 08-84 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отказывая в удовлетворении требований о привлечении общества к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к статье 14.43 КоАП РФ указано, что под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Объективную сторону данного правонарушения образует несоблюдение соответствующих технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции. Объективная сторона указанного правонарушения заключается в совершении действий (бездействия), нарушающих установленные требования технических регламентов или обязательных требований к продукции, либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам реализации, либо выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Закона N 184-ФЗ за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) под нормативными документами понимаются, в том числе технические регламенты и действующие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормативные документы федеральных органов исполнительной власти, устанавливающие в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательные требования.
В силу пункта 2 статьи 3 вышеуказанного Закона не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не соответствуют требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты, материалы и изделия признаются некачественными и опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
Согласно статье 9 Закона N 29-ФЗ требования к качеству пищевых продуктов, материалов и изделий, обеспечению их безопасности, упаковке, маркировке, производственному контролю за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, процедурам оценки и подтверждения их соответствия требованиям нормативных документов, методикам их испытаний и идентификации, а также к техническим документам, системам качества устанавливаются соответствующими государственными стандартами.
В силу статьи 2 Закона N 171-ФЗ под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Закона.
Абзацем 5 пункта 1 части 1 статьи 25 указанного Закона установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
Пунктом 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ установлено, что со дня вступления в силу указанного Закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам (хранения, перевозки), установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В пункте 13.2 статьи 2 Закона N 171-ФЗ определено, что напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
Согласно разделу 3 ГОСТ Р 55292-2012 он распространяется на напитки, изготавливаемые на основе пива - пивные напитки.
Разделом 5 указанного стандарта установлены характеристики органолептических и физико-химических показателей, которым должны соответствовать пивные напитки.
В пункте 5.1.4 ГОСТ Р 55292-2012 указано, что органолептические и физико-химические показатели (экстрактивность начального сусла или действительный экстракт, объемную долю этилового спирта, кислотность и/или рН, массовую долю двуокиси углерода, высоту пены, пеностойкость), пищевую ценность, сроки годности напитков, обусловленные особенностями используемого сырья, технологии производства и условиями розлива, устанавливает изготовитель в технологической инструкции и/или рецептуре на напиток конкретного наименования.
В силу пункта 5.1.1 ГОСТ Р 55292-2012 пивные напитки изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям, с соблюдением требований, установленных Техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880.
Согласно пункту 3.1 ГОСТ Р 51740-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению", утвержденному Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.11.2016 N 1816-ст (далее - ГОСТ Р 51740-2016) технические условия на пищевую продукцию являются документом по стандартизации, в котором держатель подлинника устанавливает требования к качеству и безопасности одного или нескольких видов пищевого продукта с учетом ОК 034, необходимые и достаточные для идентификации продукта, контроля его качества и безопасности при изготовлении, хранении, транспортировании и реализации.
На основании пункта 3.5 ГОСТ Р 51740-2016 требования, установленные в технических условиях, не должны противоречить требованиям технических регламентов Таможенного союза, законов Российской Федерации и других нормативных правовых актов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу об административном правонарушении от 07.06.2019 N 08-84, обществу вменяется нарушение требований ГОСТ Р 55292-2012.
Из протокола об административном правонарушении не представляется возможным установить, на какой стадии и кем было допущено нарушение требований ГОСТ Р 55292-2012. Фактически в протоколе содержится лишь описание факта реализации продукции, качество которой не соответствует требованиям названного стандарта. При этом несоответствие реализуемой продукции требованиям ГОСТ Р 55292-2012 заключается в химических, органолептических, морфологических показателях, то есть оно фактически допущено на стадии технологического процесса при изготовлении алкогольной продукции, ответственность за соблюдение которого несет изготовитель указанной продукции.
Материалами дела подтверждается и подателем жалобы не оспаривается тот факт, что общество не является изготовителем спорной алкогольной продукции.
Как верно указал суд первой инстанции, из материалов дела не следует, что несоответствие алкогольной продукции требованиям ГОСТ Р 55292-2012 является следствием деяний самого общества (ненадлежащего хранения, реализации за пределами срока годности и иные обязательные действия).
Управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении не исследован вопрос о наличии у общества объективной возможности при должной осмотрительности и надлежащем исполнении своих обязанностей продавца выявить нарушения качества приобретенного им товара в целях дальнейшей реализации и указать, какие конкретно зависящие от него меры для этого не были приняты.
На изъятую алкогольную продукцию общество получило сопроводительные документы, в том числе, товарно-транспортные накладные, справки к товарно-транспортным накладным с разделами А и Б, в связи с чем, оснований сомневаться в качестве продукции у общества не имелось, как не имелось возможности определить такие свойство пивной продукции как пенообразование, вкус, аромат и цвет, массовую доля двуокиси углерода, отсутствие прошедшего процесса брожения, что свидетельствует об отсутствии вины в действиях (бездействии) общества, поскольку несоответствие пивных напитков требованиям ГОСТ Р 55292-2012 по физико-химическим показателям (в части нарушения нормативов по массовой доле двуокиси углерода, пенообразованию) и органолептическим свойствам (вкус, аромат и цвет), а также отсутствие процесса брожения, необходимого при производстве пивных напитков, установлено управлением только в результате испытаний, а не простым визуальным способом. Сведения об ином в протоколе об административном правонарушении отсутствуют. Обществу не вменено невыполнение обязанности, связанной с визуальным осмотром товара, не указаны признаки, по которым общество при визуальном осмотре могло сделать вывод о несоответствии товара техническим регламентам.
Также из материалов дела не следует, что управлением в ходе производства по делу об административном правонарушении исследовался вопрос об обязанности заинтересованного лица осуществлять производственный контроль путем проведения лабораторных испытаний каждой партии продукции. Доказательств того, что в ходе административного производства у общества запрашивались документы, подтверждающие организацию и проведение производственного контроля, управлением не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о недоказанности в действиях общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статьей 26.1 указанного Кодекса также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
В связи с изложенным апелляционная инстанция поддерживает вывод суда о том, что в деянии общества не имеется события и состава вмененного ему административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Отсутствие состава административного правонарушения в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований управления о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ у суда первой инстанции не имелось.
Несогласие управления с решением суда в данной части, с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом изложенного основания для отмены решения суда в части отказа в удовлетворении требований управления о привлечении общества к административной ответственности отсутствуют.
Вместе с тем апелляционный суд не согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для возврата обществу арестованной алкогольной продукции.
В части 3 статьи 29.10 КоАП РФ определено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации.
В силу пункта 2 части 3 указанной статьи передаче в соответствующие организации или уничтожению подлежат вещи, изъятые из оборота.
Согласно пункту 10 Обзора практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.09.2018, алкогольная продукция, не соответствующая государственным стандартам и техническим условиям, подлежит изъятию независимо от установления факта наличия либо отсутствия вины лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае экспертным заключением N 60/2019 установлено, что представленные образцы алкогольной продукции не содержат продуктов брожения в пиве или пивном сусле, что свидетельствует о том, что данные образцы не соответствуют установленному Законом N 171-ФЗ понятию пивного напитка, как напитка, изготавливаемого на основе пива. Также данным заключением установлено несоответствие пивных напитков требованиям ГОСТ Р 55292-2012.
Таким образом, спорная алкогольная продукция вопреки имеющейся маркировке не является пивными напитками.
Выводы экспертного заключения согласуются также с выявленными управлением обстоятельствами отсутствия в ЕГАИС отражения фактов производства либо приобретения пива изготовителем спорных пивных напитков.
Ссылка суда первой инстанции на то, что спорная продукция (пивные напитки) произведена в соответствии с требованиями технических условий 11.05.10-001-28742200-2018, а не ГОСТ Р 55292-2012, основана на неправильном применении норм материального права и не опровергает доводы управления о нахождении пивных напитков в незаконном обороте, поскольку технические условия на производство пивных напитков не могут изменять законодательно установленного понятия данной алкогольной продукции, содержащее в себе указание на изготовление ее на основе пива.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 51740-2016 технические условия разрабатывают в следующих случаях:
при отсутствии национального стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ), действующего в Российской Федерации в качестве национального стандарта, вида общих технических условий или вида технических условий;
при наличии стандартов вида общих технических условий или вида технических условий, когда держатель подлинника считает нужным уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту (например, дополнение наименования "придуманным названием" конкретного изготовителя по техническому регламенту, рецептуры, установленного изготовителем срока годности, условий хранения и транспортирования и другими требованиями, не противоречащими законодательству.
При уточнении или дополнении в технических условиях требований национальных (межгосударственных) стандартов вида общих технических условий значения показателей не должны противоречить установленным значениям данных стандартов (пункт 3.6 ГОСТ Р 51740-2016).
В отношении пивных напитков утвержден ГОСТ Р 55292-2012 вида общих технических условий, в связи с этим технические условия на данную алкогольную продукцию могут только уточнять или дополнять требования указанного стандарта, но не могут им противоречить.
Факт изготовления пивных напитков на основе пива установлен также в технологической инструкции ООО "Стандарт Аква" по производству напитков пивных в ассортименте 11.05.10-001-28742200-2018 к техническим условиям 11.05.10-001-28742200-2018, представленной управлением в материалы дела.
В связи с изложенными, пивные напитки, которые не отвечают понятию данного вида алкогольной продукции и требованиям ГОСТ Р 55292-2012, не могут быть признаны соответствующими государственным стандартам и техническим условиям.
Таким образом, поскольку спорная продукция по основаниям, предусмотренным абзацем четвертым подпункта 1 пункта 1 статьи 25 Закона N 171-ФЗ, пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, находилась в незаконном обороте, она подлежит уничтожению.
В силу изложенного обжалуемое решение суда на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене в части возврата обществу алкогольной продукции (пивные напитки), арестованной по протоколу N 08-84 ареста товаров от 19.03.2019. Арестованная по протоколу ареста товаров от 19.03.2019 N 08-84 алкогольная продукция подлежит изъятию у общества и уничтожению, изъятая у общества по протоколу изъятия от 19.03.2019 N 08-84 алкогольная продукция подлежит уничтожению.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 октября 2019 года по делу N А44-5794/2019 отменить в части возврата обществу с ограниченной ответственностью "Новгород-Алко" алкогольной продукции (пивные напитки), арестованной Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу по протоколу N 08-84 ареста товаров от 19.03.2019, находящейся на ответственном хранении у генерального директора общества с ограниченной ответственностью "Новгород-Алко" Михайловой Л.В. в складском помещении по адресу: 173003, Новгородская область, г. Великий Новгород, ул. Великая, д. 22, строение 22, помещение 2 этаж 1, номер помещения на поэтажном плане 1.
Дополнить резолютивную часть решения Арбитражного суда Новгородской области от 09 октября 2019 года по делу N А44-5794/2019 абзацами вторым и третьим следующего содержания:
"Изъять у общества с ограниченной ответственностью "Новгород-Алко" и направить на уничтожение алкогольную продукцию (пивные напитки), арестованную по протоколу ареста товаров от 19.03.2019 N 08-84.
Алкогольная продукция, изъятая у общества с ограниченной ответственностью "Новгород-Алко" по протоколу изъятия от 19.03.2019 N 08-84, подлежит уничтожению".
В остальной части решение Арбитражного суда Новгородской области от 09 октября 2019 года по делу N А44-5794/2019 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-5794/2019
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Западному федеральному округу
Ответчик: ООО "Новгород-Алко"
Третье лицо: ООО "Базис", ООО "СТАНДАРТ АКВА"
Хронология рассмотрения дела:
01.06.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-280/20
01.06.2020 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10804/19
12.12.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10804/19
09.10.2019 Решение Арбитражного суда Новгородской области N А44-5794/19