г. Чита |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А58-10459/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Каминского В.Л., Никифорюк Е.О.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) с участием судьи Терских В.С. и секретаря судебного заседания Ефремова В.И., апелляционную жалобу акционерного общества "Сахатранснефтегаз" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 марта 2019 года по делу N А58-10459/2018 по заявлению акционерного общества "Сахатранснефтегаз" (ОГРН 1031402073097, ИНН 1435142972) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1031402052153, ИНН 1435137122) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 N 03-178/18-9.21 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, в деле участвует Иларов Иван Васильевич,
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Сахатранснефтегаз" - Алексеевой Н.В. - представителя по доверенности N 152/19 от 01.01.2019,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) - Павлова И.Т. - представителя по доверенности N 03/2689 от 02.07.2019,
от Иларова Ивана Васильевича - Иларова И.В. - личность установлена по паспорту,
установил:
акционерное общество "Сахатранснефтегаз" (далее - заявитель, АО "Сахатранснефтегаз" или общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) (далее - Якутское УФАС России, Управление или антимонопольный или административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 марта 2019 года оспариваемое постановление признаны незаконным и изменено в части назначения наказания.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2019 по делу N А58- 10459/2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15.08.2019 по делу N А58-10459/2019 решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05.03.2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2019 по делу N А58-10459/2018 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
При этом судом кассационной инстанции указано, что при новом разбирательстве необходимо учесть выводы округа, установить обстоятельства, свидетельствующие о совершении обществом повторного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ в рамках установленного статьёй 4.6 КоАП РФ срока, которые являются существенными и юридически значимыми для правильного разрешения спора о признании незаконным постановления антимонопольного органа о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 24 октября 2019 года оспариваемое постановление признано незаконным и отменено полностью. Суд пришёл к выводу о недоказанности в рассматриваемом случае события вмененного правонарушения.
Не согласившись с указанным решением, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, выражая свое несогласие с ним. Антимонопольный орган просит суд просит переквалифицировать нарушение с части 2 статьи 9.21 КоАП РФ на часть 1 статьи 9.21.
В судебном заседании представитель административного органа поддержал доводы апелляционной жалобы.
Общество в представленных возражениях на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержала доводы возражения на апелляционную жалобу.
Третье лицо в судебном заседании выразил свое согласие с позицией Якутского УФАС России.
О месте и времени рассмотрения апелляционных жалоб лица, участвующие в деле извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 10.08.2018 в Якутское УФАС России поступила жалоба гр. Иларова И.В. на действия газораспределительной организации.
10.09.2018 Якутским УФАС России в адрес АО "Сахатранснефтегаз" направлен запрос от 10.09.2018 N 03/3854 о предоставлении сведений (документов) по поступившей жалобе гр. Иларова И.В. в целях уточнения обстоятельств, установления наличия (отсутствия) в действиях (бездействии) нарушения положений Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314.
14.09.2018 в Якутское УФАС России поступила информация АО "Сахатранснефтегаз" от 14.09.2018 N 10-7730 на запрос от 10.09.2018 N 03/3854 с приложением копий документов.
14.09.2018 антимонопольный орган, изучив материалы по результатам рассмотрения обращения гражданина Иларова И.ИМ. о нарушении АО "Сахатранснефтегаз" Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), вынес определение о возбуждении дела N 03-178/18-9.21 об административном правонарушении и проведении административного расследования.
28.09.2018 антимонопольным органом вынесено определение N 03/4131 об истребовании сведений (документов и материалов), направлено в адрес общества электронной связью 28.09.2018.
01.10.2018 в Якутское УФАС России от общества поступила информация от 01.10.2018 N 10-8156 на запрос от 26.09.2018 N 01-26-9888.
10.10.2018 главным специалистом-экспертом отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России в отношении АО "Сахатранснефтегаз" составлен протокол об административном правонарушении N 03-178/18-9.21 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в котором зафиксировано: по итогам рассмотрения жалобы Иларова И.В. на действия газораспределительной организации выявлено нарушение пунктов 72, 104 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 - требование о представлении исполнителю исполнительно-технической документации на сети газопотребления.
Протокол составлен при участии представителя общества Громовой Т.Б. по доверенности от 10.10.2018 N 343/18, копия протокола вручена данном представителю.
24.10.2018 состоялось рассмотрение дела об административном правонарушении N 03-178/18-9.21 в присутствии представителя общества Громовой Т.Б. по доверенности от 10.10.2018 N 343/18, по результатам которого АО "Сахатранснефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую квалификацию, в связи с чем, у суда нет оснований к удовлетворению апелляционной жалобы. Выводы суда первой инстанции являются верными и соответствуют обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, подлежат отклонению, поскольку заявлялись в суде первой инстанции, где им дана полная и надлежащая оценка.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции о незаконности обжалуемого постановления правильным, исходя из следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
С учетом положений статей 23.48, 28.3 КоАП РФ, Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 23.07.2015 N 649/15, Перечня должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, управомоченных составлять протокол об административном правонарушении, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2004 N 180, суд первой инстанции правильно установил, что протокол об административном правонарушении составлен, дело об административном правонарушении рассмотрено и оспариваемое постановление принято уполномоченным должностным лицом антимонопольного органа в пределах предоставленных полномочий.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
На основании статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, событие административного правонарушения, а также обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Согласно пунктам 4, 5 и 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, и мотивированное решение по делу обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.
Пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 КоАП РФ предусмотрено, что постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 этого Кодекса.
В свою очередь, в силу пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Таким образом, привлекая заявителя к административной ответственности по части 2 статье 9.21 КоАП РФ, административный орган обязан был установить все элементы данного административного правонарушения (субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону).
Согласно части 1 статьи 9.21 КоАП РФ нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
Частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ установлено, что повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективная сторона вмененного обществу правонарушения заключается в нарушении субъектом естественной монополии установленного порядка технологического присоединения к газораспределительным сетям.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.
Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.
Положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии, в силу части 5 статьи 5 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" признается доминирующим, а транспортировка газа по трубопроводам в силу статьи 4 Федерального закона от 19.08.1995 N 147 ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) отнесена к сфере деятельности субъектов естественных монополий. При этом действия по подключению являются составной частью товарного рынка по транспортировке газа.
Порядок подключения (технологического присоединения) к газораспределительным сетям утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 1314 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1314).
Согласно пунктам 1, 2 Правил N 1314 настоящие Правила определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Исполнителем по договору о подключении объектов капитального строительства к сети газораспределения является газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.
Пунктом 3 Правил N 1314 установлен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, который включает в себя: а) направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения; б) выдачу технических условий; в) направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения; г) заключение договора о подключении; д) выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении; е) получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации); ж) составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В соответствии с пунктом 6 Правил N 1314 заявитель в целях определения технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сети газораспределения направляет исполнителю запрос о предоставлении технических условий. Указанный запрос может быть направлен в электронной форме.
Согласно пункту 59 Правил N 1314, подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении.
Пунктом 97 Правил N 1314 предусмотрено, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя:
а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении;
б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной;
в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий;
г) мониторинг исполнителем выполнения заявителем технических условий;
д) осуществление исполнителем фактического присоединения и составление акта о подключении (технологическом присоединении).
Согласно пункту 98 Правил N 1314 исполнитель обязан:
а) осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения;
б) осуществлять мониторинг выполнения заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) по типовой форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 года N 713 "Об утверждении типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения, и о внесении изменений в Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения"; 9
в) осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя;
г) по запросу заявителя не позднее 10 дней со дня получения запроса направить заявителю информацию о ходе выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению);
д) не позднее 20 рабочих дней до даты подключения (технологического присоединения), определенной в договоре о подключении, уведомить заявителя об окончании срока действия договора о подключении.
Пунктом 100 Правил N 1314 предусмотрено, что заявитель обязан:
а) выполнить установленные в договоре о подключении условия подготовки сети газопотребления и газоиспользующего оборудования к подключению;
б) при мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий о присоединении в соответствии с подпунктом "б" пункта 98 настоящих Правил представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), включающий в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации);
в) в случае внесения изменений в проектную документацию, влекущих изменение указанной в договоре о подключении максимального часового расхода газа, в срок, оговоренный в договоре о подключении, направить исполнителю предложение о внесении соответствующих изменений в договор о подключении. Изменение заявленного максимального часового расхода газа не может превышать величины, указанной в технических условиях;
г) обеспечить доступ к объектам капитального строительства исполнителя для мониторинга выполнения заявителем технических условий;
д) внести плату за технологическое присоединение в размере и сроки, которые установлены договором о подключении.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, антимонопольным органом по результатам рассмотрения жалобы гр. Иларова И.В. установлено следующее.
Гр. Иларову И.В. выданы технические условия от 15.07.2016 N ФЛ-Я/1232-16 на подключение к существующим источникам газоснабжения (том 1 л.д. 111). Согласно данным технических условий в отношении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) выполняемых заявителем в пределах границ земельного участка заявителю рекомендуется установка прибора учета газа (счетчика) с температурным корректором, индивидуальное отключающее устройство предусмотреть со стороны улицы, в удобном месте для обслуживания эксплуатирующей организацией, выдержать охранную зону газопроводов низкого давления.
25.08.2016 между гражданином Иларовым И.В. и АО "Сахатранснефтегаз" заключен договор N 607/16-СТПиС о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения с протоколом согласования разногласий (далее - договор), согласно которому, исполнитель (АО "Сахатранснефтегаз") обязуется осуществлять мероприятия по подключению (технологическому присоединению) жилого дома, принадлежащего заявителю и расположенному по адресу: PC (Я), г. Якутск, ул. Автомобилистов, д. 17/2 к сети газораспределения, заявитель обязуется оплатить стоимость услуг исполнителя в порядке, размере и в сроки, предусмотренные настоящим договором.
Исполнитель обязуется, в том числе проверить исполнение заявителем технических условий о присоединении, осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием Сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта к подключению (технологическому присоединению) (пункт 3.2.2 договора), осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором дня подключения (технологического присоединения), но не ранее подписания акта о готовности, указанного в пункте 3.2.2 договора (пункт. 3.2.3 договора).
Подключение объекта к сети газораспределения должно осуществляться в соответствии с техническими условиями N ФЛ-Я/1232-16 от 15.07.2016 на подключение (технологическое присоединение) к существующим сетям газораспределения (пункт 2 договора, приложение N 2 договора) (том 1 л.д. 106-108).
22.02.2018 гр. Иларов И.В. обратился в АО "Сахатранснефтегаз" с письмом о проведении мониторинга выполнения работ по созданию сети газопотребления согласно ТУ по договору N 607/16-СТПиС о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к сетям газораспределения от 25.08.2016, подписании акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользуюшего оборудования объекта капитального строительства и проведении врезки согласно Правил N 1314.
01.03.2018 АО "Сахатранснефтегаз" направило в адрес заявителя письмо N ЗО/стп1560, в котором указало на необходимость сдачи заявителем исполнительно-технической документации на сети газопотребления.
05.03.2018 гр. Иларов И.В. обратился в АО "Сахатранснефтегаз" с просьбой о предоставлении списка документов, входящих в исполнительно-техническую документацию на сети газопотребления.
16.03.2018 АО "Сахатранснефтегаз" направило в адрес заявителя письмо N ЗО/стп1852, в котором пояснило, что контроль за строительством и приемкой выполненных работ по созданию сетей газопотребления регламентируется пунктом 10 СП 62.13330.2011* "Газораспределительные системы", перечень мероприятий по вводу сетей газопотребления в эксплуатацию, а также список документации необходимой для этого описан в пункте 6 ГОСТ Р 54691-2006 "Требования к составу и порядку ведения исполнительно-технической документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций участков сетей инженернотехническогообеспечения", приложив описи исполнительно-технической документации на внутридомовой газопровод и сеть газопотребления.
29.03.2018 письмом от гр. Иларов И.В. предоставил обществу запрошенные документы (копия паспорта котла, чек о покупке газовой плиты, копия листа инструкции с ТТХ газовой плиты, товарные чеки на трубную продукцию и запорную арматуру, копии паспортов на запорный кран, на газовый счетчик), не согласившись с требованием предоставления исполнительно-технической документации.
17.04.2018 гр. Иларов И.В. обратился в АО "Сахатранснефтегаз" с заявлением о проведении мониторинга, подписании акта готовности сети и осуществлении пуска газа, приложив акт проверки вентиляции и дымохода, исполнительную топосьемку газопровода внутри участка.
17.04.2018 АО "Сахатранснефтегаз" направило ответ N 10-2826 о необходимости контроля качества работ и приемке в эксплуатацию смонтированного газопровода, газоиспользуюшего оборудования в соответствии с СП 42-101-2003, СНиП 42-01-2002 СП 62.13330.2011.
10.05.2018 АО "Сахатранснефтегаз" выдало гр. Иларову И.В. предписание N 0014 при осуществлении мониторинга выполнения технических условий, в соответствии с которым заявителю необходимо предоставить ИТД по СНиПу 42-01 согласно Градостроительному кодексу РФ (статья 52, п. 2, п. 2.1, статья 55.8), строительный паспорт, акт приемки наружного и внутреннего газопровода, протокол механических испытаний и аттестации сварщика, сертификаты соответствия оборудования и материалов, предоставить согласованный эксплуатирующей организацией проект ГСВ. ГСП.
14.06.2018 гр. Иларов И.В. направил обществу письмо о несогласии с выданным предписанием с просьбой подписании актов готовности сети и осуществлении пуска газа, приложив копию договора ВДГО.
12.07.2018 АО "Сахатранснефтегаз" сообщило гр. Иларову И.В. о необходимости устранения недостатков, указанных в предписании N 0014 от 10.05.2018 для подписания акта готовности сети газопотребления и осуществления пуска газа: сертификат соответствия газового оборудования и материалов, акт проверки технического состояния дымоходов и вентиляционных каналов (письмо N 10-5461).
20.07.2018 АО "Сахатранснефтегаз" направило в адрес заявителя акты N 607/16-4 о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства по договору N 607/16-СТПиС технологического присоединения от 25.08.20166, в силу которых сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) не готовы.
03.08.2018 гр. Иларов И.В. направил обществу письмо о выполнении некоторых условий заключения согласно акту N 607/16-4.
17.08.2018 между Иларовым И.В. и АО "Сахатранснефтегаз" сторонами составлен акт о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению), в силу которого сеть газопотребления и газоиспользующее оборудование к подключению (технологическому присоединению) готовы.
Антимонопольный орган, изучив жалобу, пояснения газораспределительной организации пришел к выводу о том, что требование о предоставлении исполнительнотехнической документации на сети газопотребления не предусмотрено положениями Правил N 1314.
Подпункт "б" пункта 97 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, закрепляет, что мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором подключения, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной.
Согласно части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи) (далее - ИЖС). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам ИЖС.
Правила подключения определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства (далее - объект капитального строительства).
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Технический регламент) здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. Сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
Согласно Техническому регламенту система газоснабжения является одной из систем инженерно-технического обеспечения здания или сооружения и включается в состав здания или сооружения.
Пунктом 4 Технического регламента предусмотрено, что положения Технического регламента не распространяются на сеть газопотребления жилых зданий.
Понятие сети газопотребления жилых зданий дано в пункте 2 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Ростехнадзора от 17.12.2013 N 613 (далее - Приказ). Согласно Приказу, "сеть газопотребления жилых зданий" - единый комплекс, включающий в себя наружные (вводные газопроводы и газопроводы-вводы) и внутренние газопроводы, сооружения и технические устройства.
Разработка проектной документации на устройство систем инженерно-технического обеспечения (в том числе систем газоснабжения), проектируемых в границах принадлежащего застройщику земельного участка, не обязательна для объектов ИЖС, но может разрабатываться по волеизъявлению заявителя.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, проектная документация на объект ИЖС не разрабатывается, в связи с чем и не требуется разработка проектной документации и на сети инженерно-технического обеспечения объекта ИЖС, находящиеся в границах земельного участка, потребителя, которые принадлежат ИЖС.
В соответствии с пунктом 72 Правил N 1314 исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных настоящими Правилами.
Согласно положениям Правил N 1314 при подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения, в том числе мониторинге исполнителем выполнения заявителем технических условий в числе обязанностей заявителя обязанности предоставления исполнителю исполнительнотехнической документации на сети газопотребления не предусмотрено.
Пунктом 104 Правил N 1314 установлен запрет на навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.
ОАО "Сахатранснефтегаз" приказом ФСТ России от 28.01.2005 N 2-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел II "Транспортировка газа по трубопроводам" под регистрационным номером 14.2.4, осуществляет деятельность в сфере услуг по транспортировке газа по трубопроводам. АО "Сахатранснефтегаз" осуществляет естественно-монопольный вид деятельности - транспортировку газа по трубопроводам, и в силу статей 3 и 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" является субъектом естественной монополии.
Диспозиция части 2 статьи 9.21 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.
Под повторным совершением правонарушения понимается совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, для привлечения общества по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ должны иметься доказательства, что лицо ранее привлекалось по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ и на момент вынесения постановления N 03-178/18-9.21 от 24.10.2018 не истек период, установленный понятием повторного совершения правонарушения установленного пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, доказательств, что общество привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
Как правильно указал суд первой инстанции, факт привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ свидетельствует лишь о наличии действиях отягчающих обстоятельств при привлечении его по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ, а не о том, что лицо ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В отсутствие ссылки в оспариваемом постановлении на факт привлечения общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, суд не имеет возможности проверить сроки, установленные статьей 4.6 КоАП РФ, соблюдение которых свидетельствует о повторности правонарушения.
Административный орган не представил доказательств, что общество ранее привлекалось к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что у административного органа не имелось оснований для квалификации действий общества за повторное правонарушение по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Данные выводы суда согласуются с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации относительно повторности совершения правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 20.2 КоАП РФ, изложенными в пункте 36 Постановления от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", согласно которым исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 части 1 статьи 4.3 и части 8 статьи 20.2 КоАП РФ повторным является совершение любого из предусмотренных частями 1 - 6.1 статьи 20.2 КоАП РФ административных правонарушений в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 данного кодекса.
Оценив все представленные в материалы дела доказательства по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении оспариваемого постановления вопрос о наличии в действиях заявителя события вмененного правонарушения административным органом должным образом не исследовался и мотивированное решение по делу не выносилось.
Недоказанность наличия в действиях общества события вмененного ему административного правонарушения, по мнению суда апелляционной инстанции, безусловно, свидетельствуют о незаконности постановления от 24.10.2018 о назначении административного наказания по делу N 03-178/18-9.21 об административном правонарушении.
В пункте 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", разъяснено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со статьей 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу о необходимости отмены оспариваемого постановления.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 05 марта 2019 года по делу N А58-10459/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путём подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Каминский В.Л. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-10459/2018
Истец: АО "Сахатранснефтегаз"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия)
Третье лицо: Иларов Иван Васильевич
Хронология рассмотрения дела:
13.12.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1854/19
24.10.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-10459/18
15.08.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3642/19
08.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-10459/18
17.05.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1854/19
08.05.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-10459/18
05.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-10459/18