13 декабря 2019 г. |
Дело N А83-17423/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.12.2019.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.12.2019.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Яковлева А.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ждера А.Р.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым на определение Арбитражного суда Республики Крым от 24.10.2019 по делу N А83-17423/2019 (судья Кузнякова С.Ю.), по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Симферопольскому району о взыскании финансовых санкций,
установил:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым (далее - Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Симферопольскому району (далее - отдел МВД РФ) с заявлением о взыскании задолженности по финансовым санкциям в размере 1500,00 рублей.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 27.09.2019 заявление Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым принято к производству.
Определением Арбитражного суда Республики Крым от 24.10.2019 производство по делу прекращено.
Не согласившись с указанным определением суда, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Симферополе Республики Крым обратилась в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит определение суда первой инстанции отменить ввиду неправильного применения судом норм процессуального права, и направить вопрос на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование своего несогласия с обжалуемым судебным актом заявитель ссылается на то, что согласно ст. 2 Закона N 167-ФЗ и применительно к п. 3 ст. 48 НК РФ по требованиям органов пенсионного фонда о взыскании финансовых санкций, предусмотренных ст. 17 Закона N27-ФЗ, заявление о взыскании спорной суммы может быть подано в суд в течение шести месяцев после отмены судебного приказа. Следовательно Управление правомерно и в соответствии с действующим законодательством обратилось в суд с исковым заявлением, так как судебный приказ уже был вынесен судом, и обращение с исковым заявлением является процессуальным действием, которое следовало совершить Управлению в установленный законодательством срок в случае его отмены. Также заявитель указывает, что ссылка суда на "Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019) ошибочна, т.к. данные условия распространяются только на приказное производство.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru), что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
В связи с наличием доказательств надлежащего извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Как следует из материалов дела, 20.09.2018 Управлением составлен акт N 091S18180016238 о выявлении правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования, поскольку ответчиком в нарушение пункта 2.2. статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - закон N 27-ФЗ) 11.09.2018 представлены сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за май 2017 года.
На основании акта Управлением принято решение от 31.10.2018 N 091S19180018782, которым отдел МВД РФ привлечено к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования с наложением финансовой санкции в размере 1500,00 рублей.
Направленное в адрес ответчика требование об уплате финансовой санкции было оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения в суд с заявлением.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Статьёй 17 Закона N 27-ФЗ установлена ответственность страхователей в виде финансовых санкций за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений для индивидуального (персонифицированного) учёта в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, а также за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов. В соответствии с частью семнадцатой данной статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем финансовых санкций по требованию об их уплате, взыскание сумм финансовых санкций производится территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Порядок и сроки обращения в суд Законом N 27-ФЗ не определены. В то же время статья 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" относит Закон N 27-ФЗ к составной части законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и устанавливает, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с уплатой, в том числе в принудительном порядке (взысканием), финансовых санкций, предусмотренных статьёй 17 Закона N 27-ФЗ, распространяются порядок и сроки взыскания задолженности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не закреплено законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Следовательно, для требований о взыскании соответствующих сумм с физических лиц в пунктах 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) указано, что заявление о взыскании финансовых санкций подаётся в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Если задолженность не превышает 3000 рублей, данное заявление подаётся в суд в течение шести месяцев со дня, когда сумма задолженности превысила 3000 рублей, но не позднее трёх лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате задолженности.
Указанная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17.07.2019 (ответ на вопрос 1 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике").
При этом в Обзоре N 2 указано на то, что статья 46 НК РФ, устанавливающая порядок взыскания задолженности с организаций и индивидуальных предпринимателей, не содержит предписаний, регулирующих порядок обращения за выдачей судебного приказа.
Таким образом, основываясь на принципе равенства всех перед законом и судом, а также универсальности воли законодателя, выраженной в пунктах 1 - 3 статьи 48 НК РФ в отношении взыскания в приказном порядке сумм задолженности, следует признать допустимым применение данных положений по аналогии закона к отношениям, связанным с взысканием финансовых санкций с организаций и индивидуальных предпринимателей.
Доводы фонда о том, что условия о сумме финансовых санкций (не менее 3000 рублей, но не более 100 000 рублей) касаются лишь заявлений, рассматриваемых в порядке приказного производства, а настоящее заявление подано в общем порядке, отклоняются, как основанные на неверном толковании статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Пункты 1 - 3 данной статьи предусматривают минимальный размер (3000 руб.) предъявляемых к взысканию налогов, страховых взносов, пеней и штрафов независимо от того, обращается налоговый орган (фонд) в суд с заявлением о выдаче судебного приказа или с исковым заявлением (заявлением о взыскании штрафа).
Поскольку заявленная к взысканию со страхователя сумма задолженности составляет менее 3000 руб., доказательств истечения трехлетнего срока не имеется, указанное свидетельствует об отсутствии у фонда оснований для обращения в арбитражный суд за взысканием таких санкций.
При несоблюдении данных условий арбитражный суд прекращает производство по делу на основании пункта части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1 настоящего Кодекса), поскольку требования не подлежат рассмотрению судом.
С учетом изложенного следует признать, что суд первой инстанции, руководствуясь разъяснениями, данными в Обзоре судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 июля 2019 года, правомерно прекратил производство по делу, в связи с чем оснований для отмены обжалуемого определения не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое определение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
определение Арбитражного суда Республики Крым от 24.10.2019 по делу N А83-17423/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Симферополе Республики Крым - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий месяца со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
А.С. Яковлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-17423/2019
Истец: ГУ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В Г. СИМФЕРОПОЛЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Ответчик: ОТДЕЛ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СИМФЕРОПОЛЬСКОМУ РАЙОНУ