город Ростов-на-Дону |
|
12 декабря 2019 г. |
дело N А32-18712/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Ильиной М.В., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Струкачевой Н.П.,
при участии представителя заявителя Позднякова Е.В. по доверенности от 01.04.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Управления по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 по делу N А32-18712/2019 по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Андрющенко Валентины Михайловны к заинтересованному лицу Управлению по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, при участии третьих лиц: администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, Управления Росреестра по Краснодарскому краю, ФГБУ ФКП Росреестра в лице филиала по Краснодарскому краю, о признании незаконным отказа, об обязании
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Андрющенко Валентина Михайловна (далее - заявитель, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением к Управлению по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконным отказа от 23.01.2019 N 244 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 23:35:1210003:104 площадью 136 209 кв.м., расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, с/о Братский, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, земли сельскохозяйственного назначения; обязании предоставить в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 23:35:1210003:104 площадью 136 209 кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, с/о Братский, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, земли сельскохозяйственного назначения путем направления трех оригинальных подписанных экземпляров договоров купли - продажи земельного участка в течение двух недель с момента вступления в законную силу решения суда.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, управление обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просило решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована отсутствием на момент обращения предпринимателя с заявлением о предоставлении земельного участка оснований для его удовлетворения; неверным распределением судебных расходов судом первой инстанции.
Заявитель с доводами жалобы не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании предпринимателя поддержал доводы отзыва, заинтересованное лицо явку не обеспечило, апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва заявителя, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Андрющенко В.М." в лице главы Андрющенко В.М. на праве аренды принадлежит земельный участок площадью 136 209 кадастровый номер 23:35:1210003:104, расположенный по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, с/о Братский, вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, земли сельскохозяйственного назначения.
24.12.2018 предприниматель обратился в адрес Администрации муниципального образования Усть-Лабинский район с заявлением о предоставлении в собственность вышеуказанного земельного участка с кадастровым номером 23:35:1210003:104, определив размер выкупного платежа, равный 20 процентов от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением уполномоченного органа - Управлением по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации муниципального образования Усть-Лабинский район, оформленным письмом от 23.01.2019 N 244, предпринимателю отказано в выкупе земельного участка в связи с тем, что в соответствии со сведениями публичной кадастровой карты, а также сведениям, содержащимися в ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах об объекте недвижимости, границы земельного участка подлежат уточнению, так как имеются пересечения с земельным участком с кадастровым номером 23:35:1210003:102.
Полагая, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка нарушает его права и законные интересы, предприниматель обратился в суд с заявлением.
В силу ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
По смыслу приведенных норм для признания арбитражным судом соответствующего ненормативного правового акта, решения либо действий незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие ненормативного акта, решения либо действий закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд уполномочен на проверку законности отказа такого органа в предоставлении земельного участка в установленной гл. 24 АПК РФ процедуре судопроизводства и на обязание органа на основании п. 3 ч. 5 ст. 201 АПК РФ принять меры по устранению нарушенных незаконным отказом прав заявителя по делу.
В силу п. 1 ст. 77 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Земли сельскохозяйственного назначения представляют собой особую категорию земельного фонда, в которую входят наиболее ценные продуктивные земли, и в связи с чем, законодательством установлен целый ряд особенностей, связанных не только с их охраной, но и порядком предоставления.
На основании п. 6 ст. 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона N 101-ФЗ гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду и которые осуществляют надлежащее использование такого земельного участка, вправе приобрести такой земельный участок в собственность или заключить новый договор аренды такого земельного участка в случае и в порядке, которые предусмотрены ЗК РФ.
Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов предусмотрен ст. 39.17 ЗК РФ.
Согласно п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ в заявлении о предоставлении участка должны быть указаны, в том числе основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, ст. 39.5 ЗК РФ, п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ или п. 2 ст. 39.10 ЗК РФ оснований, а также цель использования земельного участка (пп. 7 п. 1 ст. 39.17 ЗК РФ).
В соответствии с пп. 9 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка.
В соответствии с пп. 3 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных ст. 39.16 данного Кодекса.
В обоснование отказа в предоставлении земельного участка в собственность управление указывает о пересечении границ испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым номером 23:35:1210003:102, в связи с чем, границы земельного участка с кадастровым номером 23:35:1210003:104 подлежат уточнению.
В силу п. 24 п. ст. 39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований - границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В силу положений ст. 26 Закона "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных п.п. 20.1 настоящей части и ч.ч. 1 и 2 ст. 60.2 настоящего Федерального закона).
При рассмотрении заявленных требований, судом первой инстанции было установлено, что в соответствии с протоколом ФГБУ ФКП Росреестра по Краснодарскому краю от 13.09.2019 N 23/ТО/19-36808 в сведениях об объекте с кадастровым номером 23:35:1210003:102 выявлена техническая ошибка.
Способом исправления технической ошибки является изменение в кадастре недвижимости статуса земельного участка с кадастровым номером "23:35:1210003:102" на "архивный". Уведомление об исправлении технической ошибки в записях ЕГРН от 13.09.2019.
Изложенное свидетельствует о том, что на момент обращения заявителя с заявлением о выкупе спорного земельного участка имелись технические ошибки в сведениях о его границах, которые подлежали исправлению.
Вместе с тем, указанное не являлось основанием для отказа в предоставлении спорного земельного участок в собственность.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 07.12.2018 N 308-КГ18-20277 по делу N А32-12287/2017.
Более того, в данном конкретном случае, техническая ошибка в кадастровых сведениях допущена не по вине предпринимателя, в связи с чем, землепользователь не может нести риск наступления последствий в несовершении им соответствующих действий.
Учитывая, что данное обстоятельство выявлено при рассмотрении настоящего дела и кадастровая ошибка в период рассмотрения дела в суде первой инстанции устранена, у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суд первой инстанции отметил, что спор о размере выкупной стоимости в случае его возникновения подлежит разрешению в исковом порядке по правилам ст. 446 ГК РФ.
Судебная коллегия не усматривает оснований для переоценки указанных выводов суда первой инстанции.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном распределении судебных расходов по оплате государственной пошлины отклоняются коллегией судей как основанные на ошибочном толковании норм права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Поскольку требования предпринимателя удовлетворены в полном объеме, суд правомерно указал, что с управления в пользу предпринимателя подлежит взысканию 300 рублей государственной пошлины.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.09.2019 по делу N А32-18712/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
М.В. Ильина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18712/2019
Истец: Андрющенко Валентина Михайловна
Ответчик: Управление по вопросам земельных отношений и учета муниципальной собственности администрации МО Усть-Лабинский район, УПРАВЛЕНИЕ ПО ВОПРОСАМ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И УЧЕТА МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УСТЬ-ЛАБИНСКИЙ РАЙОН
Третье лицо: Администрация МО Усть-Лабинский район, администрация муниципального образования Усть-Лабинский район, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, ФГБУ "ФКП Росреестр" по Краснодарскому краю