город Ростов-на-Дону |
|
13 декабря 2019 г. |
дело N А53-7871/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Судья Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда Фахретдинов Т.Р.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Варавиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону
на определение Арбитражного суда Ростовской области
от 02.10.2019 по делу N А53-7871/2018 о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта, вынесенного по иску Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону к индивидуальному предпринимателю Хаймахяну Маркару Амазасповичу, к индивидуальному предпринимателю Пяткову Александру Федоровичу
при участии третьих лиц:
Администрации города Ростова-на-Дону,
Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области,
общества с ограниченной ответственностью "Авто-Ревю",
коммерческого банка "Локо-Банк",
Октябрьского районного отдела судебных приставов Ростова-на-Дону Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области,
Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области
о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону обратился в Арбитражный суд Ростовской области с требованием к индивидуальному предпринимателю Хаймахяну Маркару Амазасповичу, индивидуальному предпринимателю Пяткову Александру Федоровичу о сносе самовольной постройки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Ростова-на-Дону, Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области, общество с ограниченной ответственностью "Авто-Ревю", Коммерческий банк "Кубань-Кредит".
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2018 исковые требования Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону удовлетворены, суд обязал снести объект самовольной постройки - здание общей площадью 1756,9 кв.м., расположенное на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0080201:246 по адресу: город Ростов-на-Дону, улица Таганрогская, 211.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2018 решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2018 оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского суда от 13.03.2019 решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2018 и постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.12.2018 оставлены без изменения.
11.07.2019 судом выданы исполнительные листы.
08.08.2019 судебным приставом-исполнителем Октябрьского районного отдела судебных приставов города Ростова-на-Дону возбуждено исполнительное производство N 76072/19/61029-ИП.
12.08.2019 ответчиками заявлено о прекращении исполнительного производства.
23.09.2019 ответчики обратились с ходатайством об отсрочке исполнения судебного акта.
Определением суда от 02.10.2019 заявление удовлетворено. Заявителю предоставлена отсрочка исполнения судебного акта до 30.04.2020 года.
Истец обжаловал определение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил определение отменить, в удовлетворении ходатайства отказать, поскольку требование ответчика является необоснованным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 324 АПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Согласно п. 1 ст. 37 ФЗ "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
Указанные нормы не содержат перечня оснований для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерии их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, вопрос о наличии которых суд разрешает в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела. При этом учитываются интересы, как должника, так и взыскателя.
В развитие этого, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О указано на то, что Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, при этом у суда имеется право принять решение в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения, что с учетом задачи судопроизводства в арбитражных судах по защите нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую или иную экономическую деятельность и являющихся, в частности, сторонами исполнительного производства, само по себе не может рассматриваться как нарушение каких-либо конституционных прав и свобод.
Таким образом, суд в каждом конкретном случае разрешает вопрос о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения с учетом соблюдения интересов сторон исполнительного производства на основании исследования обстоятельств дела и их оценки.
Кроме того, при рассмотрении заявления об отсрочке исполнения судебного акта суд обязан учитывать интересы и должника, и взыскателя. Должник в порядке ст. 65 АПК РФ должен доказать обоснованность своих требований.
В обоснование заявления о предоставлении отсрочки заявитель указал, что при подготовке к добровольному исполнению судебного акта, выявлен риск причинения ущерба радом стоящим объектам, представил заключение специалиста, заявил о необходимости разработки проекта сноса здания, привлечения специализированной организации. Указанные обстоятельства свидетельствуют о необходимости предоставления времени для организации и проведения целого комплекса обязательных мероприятий.
Должник сослался на необходимость проведения комплекса подготовительных работ, разработку проектной документации.
Работы по сносу объектов могут быть не менее сложными и опасными, чем непосредственно работы по строительству, реконструкции.
В целях сноса обеспечивается подготовка проекта организации работ по сносу в качестве самостоятельного документа на основании результатов и материалов обследования объекта. Работы по подготовке должно осуществлять лицо, включенное в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования.
Лицо, осуществляющее снос, обеспечивает соблюдение требований проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства, технических регламентов, техники безопасности в процессе выполнения работ по сносу объекта капитального строительства и несет ответственность за качество выполненных работ.
Таким образом, снос объекта капитального строительства возможен после разработки специального проекта и в соответствии с положениями такого проекта.
Проект организации работ по сносу объекта капитального строительства содержит: основание для разработки проекта (например, решение суда); вид, определяемый в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", и описание объекта капитального строительства, подлежащего сносу, с указанием основных параметров, конструктивных и инженерно-технических характеристик; сведения о проектной документации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (при наличии); сведения о заключении государственной или негосударственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (при наличии); сведения о результатах и материалах обследования объекта капитального строительства, подлежащего сносу; перечень мероприятий по выведению из эксплуатации объекта капитального строительства, подлежащего сносу (если вывод объекта капитального строительства из эксплуатации не осуществлен до его сноса в соответствии с законодательством Российской Федерации); перечень демонтируемого технологического оборудования, габаритные размеры и массы, условия демонтажа и транспортирования (при наличии такого оборудования); сведения об условиях отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства, подлежащего сносу, от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения; перечень мероприятий по обеспечению защиты сносимого объекта капитального строительства от проникновения посторонних лиц и животных в опасную зону и внутрь объекта, а также защиты зеленых насаждений; описание и обоснование принятого способа сноса объекта капитального строительства; расчет продолжительности работ по сносу объекта капитального строительства в зависимости от технологии их выполнения (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком); расчеты и обоснование размеров зон развала и опасных зон в зависимости от принятого способа сноса; оценку вероятности повреждения при сносе объекта капитального строительства действующих сетей инженерно-технического обеспечения; описание и обоснование методов защиты и защитных устройств действующих сетей инженерно-технического обеспечения, согласованных с владельцами таких сетей; описание и обоснование решений по безопасному ведению работ по сносу объекта капитального строительства; перечень мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде; описание решений по вывозу и утилизации отходов от сноса объекта капитального строительства, в том числе демонтированного оборудования (при наличии такого оборудования); перечень мероприятий по рекультивации и благоустройству земельного участка (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком); сведения об остающихся после сноса объекта капитального строительства в земле и в водных объектах коммуникациях, конструкциях и сооружениях, сведения о наличии разрешений органов государственного надзора на сохранение этих коммуникаций, конструкций и сооружений в земле и в водных объектах в случае, если наличие такого разрешения предусмотрено законодательством Российской Федерации; сведения о наличии согласования с соответствующими государственными органами, в том числе органами государственного надзора, способа сноса объекта капитального строительства путем взрыва, сжигания или иным потенциально опасным способом, перечень дополнительных мер безопасности при использовании потенциально опасных способов сноса; сведения об акте, подтверждающем отключение объекта капитального строительства, подлежащего сносу, от сетей инженерно-технического обеспечения, подписанном организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии); сведения о документе федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по охране культурного наследия, подтверждающем отсутствие сведений об объекте капитального строительства, подлежащем сносу, в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и документе, подтверждающем, что объект капитального строительства, подлежащий сносу, не является выявленным объектом культурного наследия либо объектом, обладающим признаками объекта культурного наследия, выдаваемых в порядке, предусмотренном указанным федеральным органом исполнительной власти. Графическая часть проекта содержит: план земельного участка, в границах которого расположен объект капитального строительства, подлежащий сносу, и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта капитального строительства, надземных и подземных сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса объекта капитального строительства с указанием мест складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования, установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, а также схемы движения транспортных средств; обмерные чертежи планов, разрезов, фасадов объекта капитального строительства, подлежащего сносу (в случае, если такая необходимость определена собственником объекта капитального строительства, или собственниками помещений в нем, или застройщиком); чертежи защитных устройств сетей инженерно-технического обеспечения; технологические карты-схемы последовательности сноса и разборки строительных конструкций, оборудования и сетей инженерно-технического обеспечения (Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 "Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства" ).
Согласно требованиям СП 325.1325800.2017 Здания и сооружения. Правила производства работ при демонтаже и утилизации, применительно к объекту исследования необходимо выполнить следующие основные мероприятия по его демонтажу: провести обследование общего технического состояния конструкций объекта исследования (в пункте 1 настоящего заключения было установлено, что техническое состояние конструкций объекта исследования соответствует исправному); разработать проект организации работ (ПОР) - основной организационный документ при сносе зданий и сооружений (ПОР содержит требования и меры по обеспечению безопасности работающих, населения и окружающей среды, устанавливает метод сноса, общую последовательность и порядок работ, включающие меры по предотвращению прогрессирующего обрушения конструкций на отдельных участках, объем и требования максимального использования продуктов разборки здания (сооружения), утилизации отходов и служит основанием для получения разрешения на производство работ); на основе ПОР разработать проект производства работ (ППР), в рамках которого: осуществить подготовку календарного плана производства работ, строительного генерального плана или плана участка работ по сносу и прилегающих территорий; подготовить график вывоза с объекта отходов сноса; установить потребность в средствах механизации, технологическом оборудовании, инструментах и приспособлениях; осуществить подготовку технологических карт; разработать мероприятия по соблюдению техники безопасности, охране труда и окружающей среды; после разработки и утверждения всех необходимых документов (заказчиком и подрядчиком), получения разрешения (подрядчиком у заказчика) на снос объекта и назначения ответственных лиц, осуществляющих строительный контроль, приступить непосредственно к работам по демонтажу спорного объекта в соответствии с разработанной документацией.
Принимая во внимание специфику объекта, его месторасположение, близость жилой застройки, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что однократное предоставление отсрочки не нарушит баланс интересов взыскателя и должника, позволит обеспечить безопасность граждан, оградит права третьих лиц от возможных нарушений.
Доказательств длительного неисполнения решения суда в материалах дела не имеется, в субъективном поведении ответчиков признаков злоупотребления процессуальным правом не усматривается.
В данном случае суд первой инстанции обеспечил разумный баланс интересов должника и взыскателя в вопросе предоставления рассрочки.
Суд апелляционной инстанции считает, что предоставление должнику рассрочки в исполнении судебного акта не нарушает интересы взыскателя.
Таким образом, оснований для отмены оспариваемого определения не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ростовской области от 02.10.2019 по делу N А53-7871/2018 о предоставлении отсрочки исполнения решения Арбитражного суда Ростовской области от 24.10.2018 по указанному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Т.Р. Фахретдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-7871/2018
Истец: Департамент архитектуры и градостроительства, Департамент архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону, ООО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "КУБАНЬ КРЕДИТ"
Ответчик: Пятков Александр Федорович, Хаймахян Маркар Амазаспович
Третье лицо: Администрация г. Ростова-на-Дону, Администрация г. Ростов-на-Дону, АО КБ "ЛОКО-БАНК", КБ "Кубань Кредит", КБ "ЛОКО БАНК", ООО "АВТО-РЕВЮ", Региональная служба Государственного строительного надзора РО, ООО "Ростэксперт", ООО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "КУБАНЬ КРЕДИТ"
Хронология рассмотрения дела:
04.08.2022 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7006/2022
05.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2896/2022
05.04.2022 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2826/2022
12.01.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-21152/20
14.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-9864/20
13.12.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-20108/19
02.09.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14088/19
13.03.2019 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-456/19
22.12.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-19475/18
24.10.2018 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-7871/18