г. Москва |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А41-40250/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Панкратьевой Н.А.,
судей: Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Фоминой М.Н.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2019 по делу N А41-40250/19 по заявлению ОАО "РЖД" о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области,
при участии в заседании:
от ОАО "РЖД" - Плетнева О.Н. по доверенности от 16.10.2018;
от Управления Росреестра по Московской области - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением, с учетом удовлетворенного судом в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) ходатайства об уточнении заявленных требований, о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области (далее - заинтересованное лицо, Управление) об отказе в государственной регистрации права от 30.01.2019 N 50/013/102/2018-1965; о признании незаконным решения Управления Росреестра по Московской области об отказе в осуществлении кадастрового учета от 29.04.2019 N МО-19/РКФ-158629; обязании Управления Росреестра по Московской области осуществить постановку на кадастровый учет и регистрацию права собственности ОАО "РЖД" на здание амбулатории, площадью 235,3 кв.м., расположенного по адресу: Московская обл., Воскресенский р-н, ст. Воскресенск.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26.09.2019 по делу N А41-40250/19 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе заинтересованное лицо просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель общества в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей Управления.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
ОАО "РЖД" на праве собственности принадлежит сооружение - производственно-технологический комплекс Голутвинской дистанции пути (далее - СПТК), о чем в Едином государственном реестре недвижимости 24 марта 2004 года сделана запись регистрации N 50-01/00-30/2003-140.
Указанный СПТК поставлен на государственный кадастровый учет в ЕГРН на основании технической документации, подготовленной филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация", составленной по результатам технической инвентаризации по состоянию на 24.02.2004, инвентарный номер технического учета 46:000:001:000000020. СПТК присвоен кадастровый номер 50:57:05:00531:001, отраженный в свидетельстве о государственной регистрации права собственности от 20.05.2008 50-НВ N 409963.
В составе указанного СПТК на праве собственности ОАО "РЖД" зарегистрирован объект "здание амбулатории", литера 196, площадью 235,3 кв.м., характеристики которого отражены в перечне объектов недвижимости железнодорожного транспорта на производственно-технологический комплекс "Голутвинской дистанции пути", включенный в состав технической документации на СПТК.
Для выделения указанного объекта из состава СПТК собственником было подготовлено Решение N 17 MOCK-17 от 21 мая 2018 года "О выделении объекта недвижимого имущества из состава производственно-технологического комплекса Голутвинской дистанции пути", содержащее характеристики выделенного объекта, с указанием, что образуемый в результате выдела объект, сохраняет свое назначение и образуется не в результате реконструкции.
ОАО "РЖД" обратилось в Управления Росреестра по Московской области с заявлением от 30.05.2018 N 50-0-1-316/3002/2018-1926 и N 50-50/013-50/013/102/2018-1965 о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности здания. Управлением Росреестра по Московской области было выдано уведомление о приостановлении государственной регистрации права и государственного кадастрового учета от 23 января 2019 года.
Основанием для приостановления послужили следующие причины: предоставленный с заявлением технический план составлен в отношении объекта недвижимости, образованного в результате преобразования объекта недвижимости с кадастровым номером 50:57:0000000:25997 (СПТК), что противоречит Закону о регистрации, согласно которому государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости; не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
С целью устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления государственной регистрации, в Управление Росреестра по Московской области представлено разъяснительное письмо N ИСХ-359/МОСК НРИ от 28.01.2019, в котором указано, что технический план подготовлен с учетом позиции Минэкономразвития России, изложенной в письме N Д23и-7434 от 27 декабря 2017 г., о том, что в результате выдела из состава СПТК объект, ранее входивший в состав СПТК, сохраняет свое назначение и образуется не в результате реконструкции.
Таким образом, документы, представленные на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности, подготовлены с учетом с позиции Минэкономразвития России, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, а также проведение иных действий, направленных для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на СПТК, не требуются.
30 января 2019 года Управлением Росреестра по Московской области было выдано уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности. Также Управлением Росреестра по Московской области было выдано уведомление об отказе в осуществлении кадастрового учета.
ОАО "РЖД", считая оспариваемые решения незаконными, обратилось в суд с настоящим заявлением в порядке главы 24 АПК РФ.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В соответствии с ч.ч. 2-6 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в ЕГРН записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в ЕГРН. Государственная регистрация права в ЕГРН является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в ЕГРН право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
На основании ст. 3 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение ЕГРН и предоставление сведений, содержащихся в ЕГРН, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав).
Внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав (ст. 13 Закона N 218-ФЗ).
В соответствии со статьей 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории); утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременений объектов недвижимости; наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона N 218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.
В силу положений ст. 18 Закона N 218-ФЗ к заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
На основании ч. 1,10 ст. 4 Закона N 218-ФЗ в случае образования двух и более объектов недвижимости в результате раздела объекта недвижимости, объединения объектов недвижимости, перепланировки помещений, изменения границ между смежными помещениями в результате перепланировки или изменения границ смежных машино-мест государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых объектов недвижимости.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, образуемые в результате объединения объектов недвижимости или перераспределения объектов недвижимости, находящихся в собственности одного лица, раздела объекта недвижимости, находящегося в собственности одного лица, выдела земельного участка в счет земельной доли на основании решения собственника земельной доли является соответствующее заявление такого лица о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав, а также документы, перечисленные в части 8 настоящей статьи.
Как указано выше, ОАО "РЖД" является собственником сооружения производственно-технологического комплекса Голутвинской дистанции пути.
В состав СПТК входит объект "здание амбулатории", литера 196, площадью 235,3 кв.м., характеристики которого отражены в перечне объектов недвижимости железнодорожного транспорта на производственно-технологический комплекс "Голутвинской дистанции пути", включенный в состав технической документации на СПТК.
Для выделения указанного объекта из состава СПТК было подготовлено Решение N 17 MOCK-17 от 21 мая 2018 года "О выделении объекта недвижимого имущества из состава производственно-технологического комплекса Голутвинской дистанции пути", содержащее характеристики выделенного объекта, с указанием, что образуемый в результате выдела, сохраняет свое назначение и образуется не в результате реконструкции.
Обращаясь в Управления Росреестра по Московской области с заявлением от 30.05.2018 о государственной регистрации права собственности и о государственном кадастровом учете, ОАО "РЖД", среди прочих документов, предусмотренных ст.ст. 14, 18, 21 Закона N 218-ФЗ, представило технический план задания, подготовленный кадастровым инженером, имеющий полное описание и технические характеристики объекта.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, технический план здания соответствует положению ст. 24 Закона N 218-ФЗ и требованиям Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 N 953 "Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений".
Таким образом, истец представил в регистрирующий орган все необходимые документы для кадастрового учета и проведения государственной регистрации права, содержащие полную и необходимую информацию об объекте в соответствии с требованиями Закона N 218-ФЗ.
При указанных обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции о том, что у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в осуществлении кадастрового учета так и государственной регистрации права. Такой отказ нарушает права заявителя.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ при признании оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части, суд возлагает на государственный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться: указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Изучив и оценив в совокупности все представленные в материалах дела доказательства, апелляционный суд находит незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителя, оспариваемые решения Управления Росреестра по Московской области, в связи с чем требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы о неверном указании реквизитов решения об отказе в осуществлении кадастрового учета не влияет на правильность выводов суда первой инстанции о нарушении прав заявителя неправомерными решениями и действиями Управления и наличии оснований устранения таких нарушений прав.
Учитывая изложенное выше, апелляционный суд приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Судом первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют действующему законодательству.
Из доводов заявителя, материалов дела оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не усматривается.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26.09.2019 по делу N А41-40250/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.А. Панкратьева |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40250/2019
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ,КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ