г. Киров |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А31-16924/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 декабря 2019 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Чернигиной Т.В.,
судей Бармина Д.Ю., Барьяхтар И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Плаксиной М.О.
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "РОАР", ИНН 4423002542, ОГРН 1044451760913
на решение Арбитражного суда Костромской области от 11.09.2019 по делу N А31-16924/2018
по иску Департамента лесного хозяйства по Костромской области (ИНН 4401071292 ОГРН 1074401000112)
к обществу с ограниченной ответственностью "РОАР" (ИНН 4423002542 ОГРН 1044451760913)
о взыскании задолженности и пени,
установил:
Департамент лесного хозяйства по Костромской области (далее - Департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "РОАР" (далее - Общество, ответчик, заявитель) о взыскании 1 590 627 руб. 21 коп. задолженности по договору аренды лесного участка от 14.10.2008 N 5 (далее - Договор) по состоянию на 28.01.2019, 53 304 руб. 02 коп. неустойки за нарушение срока внесения арендной платы в 2017 году, 151 660 руб. 92 коп. штрафной неустойки за нарушение сроков внесения арендной платы в 2018 году.
Исковые требования Департамента основаны на статьях 309, 330 Гражданского кодекса российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 11.09.2019 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его изменить в части суммы основного долга, уменьшив размер задолженности до 773 699 руб. 98 коп.
В апелляционной жалобе заявитель ссылается на письма Рослесхоза, согласно которым недоиспользованный объем древесины определяется как разница между установленным допустимым объемом изъятия древесины по договору аренды лесного участка или по проекту освоения лесов и объемом фактически заготовленной древесины на соответствующий год. Таким образом, лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка, могут получить дополнительный объем древесины (сверх установленного на текущий год) за счет недоиспользованного объема за предыдущие три года при условии, что установленный на текущий год договором аренды или проектом освоения лесов объем древесины использован полностью и, соответственно, полностью оплачен. Следовательно, отдельная лесная декларация на дополнительный объем древесины может быть подана лицом, использующим леса, в уполномоченный орган государственный власти только после фактической заготовки и оплаты установленного на текущий год объема изъятия древесины. В случае если по недоиспользованному объему поданы лесные декларации, но по ним ранее не вносилась арендная плата, в этом случае необходимо доначислять арендную плату в соответствии со статьей 73 ЛК РФ с применением коэффициентов индексации к ставкам платы, установленным Правительством Российской Федерации на соответствующий год. Лесным законодательством не предусмотрена процедура начисления дополнительной платы к ежегодно оплачиваемым арендным платежам при подаче декларации на заготовку недоиспользованного ранее объема. Суд не указал, каким именно нормам противоречат вышеуказанные разъяснения Рослесхоза. Арендная плата за 2018 год за объем 24 600 м.куб., установленный договором, составила 2 191 815 руб. 24 коп. Указанный объем был продекларирован ответчиком, сумма арендных платежей оплачена полностью. Недоиспользованный объем за 2015 год (V=7 082 куб.м.) и за 2016 год (V=16 324 куб.м.) должен быть рассчитан, как доплата к арендной плате, соответственно, за 2015, 2016 годы, исходя из лесных деклараций с разбивкой по породному составу, при зачёте сумм оплаченных ответчиком при оплате арендных платежей, соответственно, за 2015 и 2016 годы, в соответствии со статьей 73 ЛК РФ с применением коэффициентов индексации к ставкам платы, установленным Правительством РФ на соответствующий год. Следовательно, сумма доначисленной арендной платы 2016 года с учетом поданных деклараций в 2018 году за недоиспользованный объем 2016 года 16324 м.куб. должна быть рассчитана по ставкам платы 2016 года и составить 666 487,5 руб. В 2015 году ответчиком была полностью произведена оплата арендных платежей за задекларированную делянку в V= 7 082 куб.м. Указанная лесосека не была освоена и в 2018 году под такой же объем была подана новая декларация на другой участок, которая соответствовала по объему, но с изменениями товарной структуры. После замены декларации арендная плата по ставкам 2015 года должна была составить в 2018 году по ценам 2015 года 433 631,85 руб. Разница в арендных платежах за 2015 год (доплата в связи с изменением качественных характеристик) должна была составить: 107 212, 48 руб. (433 631,85 руб. - 326 419,37 руб.). По расчету заявителя размер доплаты к арендным платежам 2015, 2016 г.г за недоиспользованный объем составляет 773 699,98 руб. Применяемая истцом методика расчета арендных платежей за недоиспользованный объем прошлых лет по ставкам арендной платы текущего года использована исключительно из-за увеличения в 2018 году ставок арендной платы. Подобный подход возможен лишь в ситуации, не связанной с изъятием недоиспользованного объема древесины за предшествующий трехлетний период. Поскольку судом незаконно принято решение о взыскании с ответчика 1 590 627,21 руб., соответственно, неправомерно произведен и расчет неустойки по указанным платежам, ссылается на статью 333 ГК РФ.
Истец в отзыве и дополнениях к нему отклонил доводы заявителя, считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Подробно позиция изложена письменно.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 24.10.2019 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26.10.2019 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При этом арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
14.10.2008 Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили Договор, по условиям которого арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола N 12 лесного конкурса от 22.03.2006 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности и определенный пунктом 2 Договора.
Согласно пункту 2 Договора лесной участок площадью 9365 га имеет местоположение: Костромская область, Парфеньевский район, ОГУ "Парфеньевское лесничество; Татауровское участковое лесничество, кварталы N N : 1-11, 17 -20, 42-49, 74, 109, 112, 114; Вохтомское участковое лесничество, кварталы N N 3, 4, 5, 19-25, 27, 39, 90, 99, 100, 105, 106; номер учетной записи в государственном лесном реестре 34:234:15:0059.
Арендатор обязан вносить арендную плату в установленные сроки в соответствии с приложением N 4 (пункт 10 Договора).
В соответствии с подпунктом "к" пункта 18 Договора за нарушение срока внесения арендной платы по Договору арендатор выплачивает арендодателю штраф в размере 10 % от суммы платежа.
Срок действия Договора установлен с 10.04.2006 по 09.04.2021 (пункт 25 Договора).
Договор зарегистрирован в установленном порядке 26.12.2008 за номером 44-44-04/200/2008-051.
В связи с нарушением ответчиком сроков внесения арендной платы в 2017 году истец начислил штраф за следующие периоды: с 15.09.2017 по 22.09.2017 за просрочку на 6 дней в размере 14277,61 руб., с 15.11.2017 по 23.11.2017 за просрочку на 7 дней в размере 15136,75 руб., с 15.12.2017 по 29.12.2017 за просрочку на 13 дней 23 889,67 руб., всего за 2017 год на общую сумму 53 304,02 руб.
Задолженность по арендной плате за 2018 год по расчету истца составила 1 590 627 руб. 21 коп.
За нарушение сроков внесения арендных платежей истец начислил ответчику штраф за период с 15.11.2018 по 04.12.2018 за просрочку на 18 дней в размере 75 830,46 руб., с 15.12.2018 по 17.12.2018 за просрочку в 3 дня в размере 75 830,46 руб., всего на общую сумму 151 660,92 руб.
22.11.2018 истец направил ответчику требование об исполнении Договора и необходимости в срок до 07.12.2018 погасить образовавшуюся задолженность.
Требование оставлено ответчиком без исполнения, что послужило основанием для обращения истца в суд.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В части 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено этим Кодексом.
Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель предоставляет арендатору имущество во временное владение и пользование за плату. При этом арендатор должен своевременно вносить арендную плату за пользование имуществом (часть 1 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды участок лесного фонда предоставляется лесопользователю (арендатору) за плату на определенный срок для осуществления одного или нескольких видов лесопользования.
Факт нахождения спорного участка в пользовании Общества сторонами не оспаривается.
В рассматриваемом случае первоначальный договор аренды лесного участка заключен по результатам конкурса, итоги которого оформлены протоколом от 22.03.2006 N 12.
При переоформлении договора в связи со вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации условия о размере арендной платы и объемов лесопользования (24 600 куб.м) воспроизведены сторонами в договоре, поскольку они определены на торгах в результате согласованных действий Департамента и Общества.
В силу части 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы определяется на основании минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2 и 4 данной статьи.
Частью 2 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, арендная плата по договору является регулируемой и напрямую зависит как от ставок платы, так и от объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
Порядок расчета арендной платы определен разделом II договора аренды.
В соответствии с пунктом 6 Договора расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством Российской Федерации, с применением регионального коэффициента 1,6, действовавшего на момент проведения конкурса, и повышающего коэффициента 1,23.
Пунктом 7 Договора определено, что размер регионального коэффициента по взаимному согласию сторон может быть увеличен в связи с изменением экономической ситуации на рынке реализации лесопродукции.
Арендная плата по Договору устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем пользования, установленный Договором по сплошным и выборочным рубкам (пункт 8 Договора).
Арендная плата определяется ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных и задекларированных на соответствующий год (пункт 9 Договора).
Пунктом 11 Договора предусмотрена возможность изменения суммы арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации.
Исходя из принципа платности использования лесов, предусмотренной статьей 94 Лесного кодекса Российской Федерации, для расчета годовой арендной платы за весь годовой объем пользования, установленный Договором по сплошным и выборочным рубкам, применяется следующий алгоритм:
"В случае декларирования объема использования меньше установленного Договором, арендная плата, исчисленная по лесной декларации, доначисляется на сумму арендной платы, рассчитанной по незадекларированному объему, исходя из стоимости 1 куб.м древесины продекларированного объема в разрезе хозяйств (хвойное, лиственное) и видов рубок.
Если не продекларирован один из видов рубок (сплошные или выборочные), стоимость 1 куб.м непродекларированного объема определяется:
-для сплошных рубок с применением коэффициента 2,0 к стоимости 1 куб.м древесины задекларированного объема по выборочным рукам;
-для выборочных рубок с применением коэффициента 0,5 к стоимости 1 куб.м древесины задекларированного объема по сплошным рубкам".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 No310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) утверждены ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (основные породы). При этом определение размера арендной платы возможно при наличии информации о лесном фонде, подлежащем рубке, в связи с чем применение усредненных ставок платы за древесину не представляется обоснованным.
Содержащаяся в части 2 статьи 73 Лесного кодекса норма о порядке установления минимального размера арендной платы является императивной, поскольку направлена на соблюдение публичного интереса (объектом аренды является имущество, находящееся в публичной собственности, а плата за его использование подлежит перечислению в бюджет). Ввиду императивности части 2 статьи 73 Лесного кодекса и регулируемого минимального размера арендной платы, применение при ее расчете средних ставок, не предусмотренных Постановлением N 310, не допускается, поскольку противоречит части 2 статьи 73 ЛК РФ.
При заключении Договора, а именно, при определении цены аренды лесного участка стороны согласовали, что арендная плата определяется ежегодно путем суммировании стоимости лесосек, отведенных и задекларированных на соответствующий год за весь годовой объем, предусмотренный договором (24 600 мЗ).
Стоимость лесосек зависит от количественной и товарной структуры, которая определяется в результате отвода лесосек в рубку путем перечёта деревьев.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.01.2015 N 17 "Об утверждении формы лесной декларации, порядка ее заполнения и подачи, требований к формату лесной декларации в электронной форме" и подпунктом "г" пункта 16 Договора Обществом в установленном порядке поданы лесные декларации, содержащие информацию об объеме древесины с конкретизацией по породам и кварталам (выделам) лесного участка, что подтверждает согласие арендатора с количеством и качеством отведенного лесного фонда.
Согласно сортиментно-товарным таблицам и лесотаксационным справочникам с учётом разделения на дрова и деловую древесину, которая в свою очередь распределяется на крупную, среднюю и мелкую, производится материально-денежная оценка лесосеки.
Эти расчётно-базовые документы являются основанием для расчёта арендной платы.
Ежегодный объем использования составляет 24 600 м3, в том числе: 3 100 м3 - объем по хвойному хозяйству; 21 500 м - объем по лиственному хозяйству.
Пунктом 5 Договора предусмотрено, что расчёт арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объёма древесины лесных насаждений установленной Правительством Российской Федерации с применением повышающего коэффициента 1,92 установленного по результатам аукциона.
Арендная плата определяется ежегодно путём суммирования стоимости лесосек отведённых и задекларированных на соответствующий год.
Арендная плата рассчитана истцом в соответствии с условиями договора как произведение ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, утвержденных Постановлением N 310, с применением к ставкам платы повышающего коэффициента, установленного постановлением Правительства РФ от 17.09.2914 N 947, и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке согласно лесным декларациям.
Примененная истцом методика расчетов подробно описана им в дополнениях к пояснениям от 23.08.2019 (л.д 62-75) и приведена судом в обжалуемом решении 9 (стр. 7-9).
Возражений по методике расчета арендной платы ответчиком не заявлено.
Ответчик полагает, что арендная плата по декларации N 12 от 13.12.2018 должна быть рассчитана по ставкам 2015 года.
В силу абзаца второго пункта 9 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474 "Об утверждении правил заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" лица, использующие леса для заготовки древесины на основании договора аренды лесного участка или права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, используют дополнительный объем древесины в текущем году за счет недоиспользованного установленного объема изъятия древесины по лесному участку за предыдущие три года при условии полного использования установленного на текущий год объема изъятия древесины по договору аренды или проекту освоения лесов (при предоставлении лесного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования).
Истцом при начислении арендной платы за 2018 год применены ставки, действующие в год изъятия лесных ресурсов, а не декларирования неизъятого объема (2015).
Суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод заявителя о необходимости зачета оплаченной стоимости не пройденной рубкой делянки N 7 в 2015 году 7082 м3 в счет оплаты освоения задекларированной в 2018 году 28.12.2018 за N 12 объема 7 082 м3 по ценам 2015 года, при этом учитывая, что задекларированную в 2015 году делянку N7 ответчик не осваивал, в 2018 году недоиспользованный объем получил с другой делянки, где иные качественные и товарные структуры леса.
В соответствии с пунктом 53.1 постановления Губернатора Костромской области от 01.10.2010 N 186 на Департамент возложены функции главного администратора доходов областного бюджета по закрепленным за ним видам доходов и администратора доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
Из пояснений истца со ссылкой на статьи 55, 57 БК РФ, следует, что плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, является доходами федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.
Арендные платежи, перечисляемые ответчиком, поступают в соответствии с указанными в Договоре реквизитами для перечисления на счет в УФК по Костромской области. Истец не располагает полномочиями по пользованию и распоряжению указанными денежными средствами. Излишне уплаченные суммы по арендным платежам подлежат возращению по заявлению арендатора.
Ответчик с заявлением о возврате арендных платежей за недоиспользованный объем 2015 года в размере 326 419,37 руб. в Департамент не обращался, в связи с чем данная сумма была учтена истцом при расчете арендной платы за недоиспользованный объем 2015 года (7082 м3) при исчислении арендной платы по поданной Обществом лесной декларации N 12 от 13.12.2018 (задолженность уменьшена).
Заявитель в жалобе также ссылается на статью 333 ГК РФ.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить размер неустойки. Если обязательство нарушено лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, суд вправе уменьшить неустойку при условии заявления должника о таком уменьшении.
В соответствии с пунктом 71 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 6, пункт 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 72 выше названного Постановления заявление ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (часть 6.1 статьи 268, часть 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что при рассмотрении дела в суде первой инстанции ответчик ходатайство о применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации не заявлял, поэтому у суда первой инстанции отсутствовали основания для уменьшения предъявленной к взысканию неустойки.
Согласно пункту 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" следует учитывать, что согласно части 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. К примеру, не могут быть приняты и рассмотрены требования о снижении размера пеней, неустойки, штрафа, которые не были заявлены в суде первой инстанции.
Расчет пени произведен истцом в соответствии с Договором и по существу заявителем не оспорен.
Суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся безусловными основаниями для отмены обжалуемого решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 11.09.2019 по делу N А31-16924/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОАР" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Костромской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.В. Чернигина |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-16924/2018
Истец: Департамент лесного хозяйства Костромской области
Ответчик: ООО "РОАР"