г. Москва |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А40-69978/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Н.В. Юрковой,
Судей: А.М. Елоева, Л.А. Яремчук,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Фокиной Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ и Министерства обороны РФ
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 по делу N А40-69978/19
по иску Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ОГРН 1157700003230)
к ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ (ОГРН 1037715046467), Министерству обороны РФ (ОГРН 1037700255284)
о взыскании задолженности в размере 697 326 руб. 45 коп.,
при участии в судебном заседании:
от истца Шаймярдянова И.М. по доверенности от29.03.2019;
от ответчика Гавриков А.М. по доверенности от 06.12.2018;
УСТАНОВИЛ:
Фонд капитального ремонта многоквартирных домов г. Москвы (далее - истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ и Министерству обороны РФ (далее - ответчики) о взыскании задолженности в размере 697 326 руб. 45 коп. по взносам на капитальный ремонт.
Ответчик иск не признал, дал пояснения по материалам дела, просил суд в иске отказать, заявил о применении срока исковой давности за период с 01.07.2015 (л.д.52-56).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 по делу N А40-69978/19 иск удовлетворен.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит указанное решение суда первой инстанции отменить, указывая на несоответствие выводов суда первой инстанции фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии со ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что судебный акт подлежит изменению.
Как усматривается из материалов дела, за ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ на праве оперативного управления закреплены нежилые помещения площадью 983,8кв.м.; 35,4кв.м. (общая площадь 1019,2кв.м.) расположенные по адресу: г. Москва, Крымский вал, д. 4, стр. 1, что подтверждается представленными в материалы дела Выписками из ЕГРП.
Основанием иска явилось неисполнение ответчиком обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 697 326 руб. 45 коп. за период с 01.07.2015.
Поскольку ответчик в добровольном порядке задолженность не оплатил, истец обратился с настоящим иском в суд.
На основании ст. ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Исходя из представленных в материалы дела доказательств, суд апелляционной инстанции установил, что в отсутствие доказательств оплаты задолженности суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца в полном объеме. Расчет неустойки проверен и признан обоснованным.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖК РФ взносы на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов включены в структуру коммунальных платежей.
Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирных домах обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах.
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного законом субъекта Российской Федерации, составляющего не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 настоящего Кодекса (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
Согласно п. 3.1 ст. 75 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2 "Основы жилищной политики города Москвы" обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении шести календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не установлено законом или договором.
Бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах несут собственники помещений (статья 39 ЖК РФ).
Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов следует из норм Жилищного кодекса Российской Федерации, и их неуплата противоречит законодательству Российской Федерации.
В силу п. 4 ст. 214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно ст. 296 ГК РФ субъект, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества.
В силу ч. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 832-ПП "О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" спорный дом включен в региональную программу капитального ремонта.
В силу пп. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (в том числе многоквартирных домов, все помещения в которых принадлежат одному собственнику).
В соответствии с ч. 3 ст. 170 ЖК РФ установлены два способа формирования фонда капитального ремонта: перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 834-ПП учрежден Фонд капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (истец), являющийся региональным оператором капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории города Москвы.
Поскольку в установленные законом сроки, собственник не выбрал способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома по указанному адресу, формирование фонда капитального ремонта производится на счете регионального оператора.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29.12.2014 N 833-ПП "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы" размер взносов составляет 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
По расчету истца, размер неуплаченных ответчиком взносов на капитальный ремонт многоквартирного жилого дома за период с июля 2015 по февраль 2019, составила 697 326 руб. 45 коп. (л.д.50).
В отсутствие доказательств оплаты денежных средств, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований истца.
Между тем, принимая судебный акт, суд первой инстанции не учел, что ответчик заявил о пропуске срока исковой давности.
Согласно п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
Таким образом, ответчиком пропущен срок исковой давности по требованиям за период июль 2015 - февраль 2016, поскольку с иском истец обратился 20.03.2019.
Платежи за март 2016 должны были быть оплачены истцом до 10.04.2016, таким образом, с ответчика в пользу истца следует взыскать долг за период март 2016 - февраль 2019 в размере 575.022 руб. 45 коп., в остальной части в удовлетворении иска отказать.
В соответствии с п. 2 ст. 120 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения несет собственник его имущества.
При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник-имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
Таким образом, при недостаточности денежных средств у ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ, денежные средства следует взыскать в порядке субсидиарной ответственности денежные средства с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, 271, 272.1 АПК РФ, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.07.2019 по делу N А40-69978/19 изменить.
Взыскать с ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ (ОГРН 1037715046467) в пользу Фонда капитального ремонта многоквартирных домов города Москвы (ОГРН 1157700003230) задолженность в размере 575.022 руб. 45 коп., расходы оплате госпошлины в размере 13.975 руб., а при недостаточности денежных средств у ФГКУ "ЦТУИО" Минобороны РФ, взыскать в порядке субсидиарной ответственности денежные средства с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-69978/2019
Истец: ФОНД КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ ГОРОДА МОСКВЫ
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3687/20
13.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54346/19
23.10.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-54346/19
12.07.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-69978/19