г. Москва |
|
11 декабря 2019 г. |
Дело N А40-132314/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Елоева А.М., Яремчук Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хыбыртовой З.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы
Министерства обороны Российской Федерации и ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2019 по делу N А40-132314/19 по иску ПАО "ТГК-2" (ОГРН: 1057601091151) к 1) ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений" (ОГРН: 1027810323342), 2) Министерству обороны Российской Федерации (ОГРН: 1037700255284) о взыскании задолженности за отпущенную тепловую энергию за период с 01.01.2019 по 28.02.2019 по счетам-фактурам N 2000/002361 от 31.01.2019, N 2000/006683 от 28.02.2019 в размере 66 676,13 руб., а также расходов по государственной пошлине в размере 2 667 руб.,
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился, извещен;
от ответчика ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений": не явился, извещен;
от ответчика Минобороны России: Степанова А.В. по доверенности от 15.03.2019;
УСТАНОВИЛ:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" обратилось в суд с требованиями о взыскании долга в размере 66 676,13 руб. с ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны, а при недостаточности денежных средств взыскание задолженности Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны произвести с субсидиарного должника - Министерства обороны Российской Федерации.
Решением суда от 13.09.2019 исковые требования ПАО "ТГК-2" удовлетворены в полном объеме.
ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений", Министерствуо обороны Российской Федерации не согласились с решением суда и подали апелляционные жалобы, в которых просят решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителей истца и ответчика 1, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, выслушав объяснения представителя ответчика 2, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как следует их материалов дела, ПАО "Территориальная генерирующая компания N 2" осуществляет поставку тепловой энергии на нужды отопления и горячего водоснабжения в помещение, расположенное по адресу: г. Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 107.
В соответствии с Постановлением мэрии города Архангельска от 24.02.2014 N 136 ПАО "ТГК-2" присвоен статус Единой теплоснабжающей организации, утверждена схема теплоснабжения МО "Город Архангельск" до 2028 года. Согласно требованиям Постановления Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" в схеме теплоснабжения определены границы зон деятельности ПАО "ТГК-2" как единой теплоснабжающей организации (организаций).
Таким образом, ПАО "ТГК-2" производит поставку тепловой энергии на территории города Архангельска в силу действующего законодательства.
Как установлено судом первой инстанции, указанный жилой дом ранее находился в хозяйственном ведении ФГУП "324 Отдел торговли Управления Северного флота Главного управления торговли Министерства обороны РФ". Определением Арбитражного суда Архангельской области от 18.02.2011 по делу N А05-22202/2009 в отношении ФГУП "324 Отдел торговли Управления Северного флота Главного управления торговли Министерства обороны РФ" завершено конкурсное производство.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию.
От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами определяющими статус этих органов.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 03.12.2004 N 739 "О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия" в отношении предприятий находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации или Управления делами Президента Российской Федерации, полномочия собственника осуществляются Министерством обороны Российской Федерации или Управлением делами Президента Российской федерации соответственно.
В силу п. 5 ст. 132 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" жилищный фонд социального найма подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 23.12.2010 по делу N А05-22202/2009 суд обязал Министерство обороны Российской Федерации в течение одного месяца с момента вступления в силу судебного акта принять жилой дом, расположенный по адресу: г. Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 107. В апелляционном порядке данное определение не обжаловалось.
Согласно пункту 2 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, осуществляется путем заключения договора управления данным домом с управляющей организацией, выбираемой по результатам открытого конкурса или, если такой конкурс в соответствии с законодательством признан несостоявшимся, без проведения такого конкурса.
В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Обязанность по оплате поставленного топливно-энергетического ресурса возникает вне зависимости от наличия/отсутствия между сторонами заключенного договора теплоснабжения.
При рассмотрении в Арбитражном суде города Москвы аналогичного дела N А40-188325/14 ответчик-2 представил в материалы дела отзыв с доказательствами того, что приказом Министра обороны РФ от 31.01.2012 N 717 общежитие, расположенное по адресу г. Архангельск, пр-т Советских космонавтов, д. 107, передано в оперативное управление Федеральному государственному учреждению "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений".
Данные обстоятельства установлены при рассмотрении дела А40-188325/14 в Арбитражном суде города Москвы (решение от 17.03.20-15 года, вступает в законную силу 17.04.2015 года), и в соответствии со ст. 70 АПК не подлежат доказыванию вновь.
Таким образом, собственник жилого здания в целом (ответчик-1) передал полномочия и обязанности по нему, в том числе по оплате, ответчику-2.
Определением от 16.12.2010 по делу N А05-22202/2009 Арбитражный суд Архангельской области обязал Министерство обороны Российской Федерации принять в хозяйственное ведение жилой дом, расположенный по адресу город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 107.
Решением от 10.03.2015 Арбитражный суд города Москвы по делу N А40-188325/14 161-703 установил, что приказом министра обороны Российской Федерации от 31.01.2012 N 717 общежитие, расположенное по адресу город Архангельск, проспект Советских Космонавтов, дом 107, передано в оперативное управление Федерального государственного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
В свою очередь Федеральное государственное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны.
Судом первой инстанции установлено, что в период с 01.02.2019 по 28.02.2019 истец поставил в помещение ответчика-1 тепловую энергию и направил ответчику 1 для оплаты потребленной тепловой энергии счет-фактуру N 2000/002361 от 31.01.2019 на сумму 37 425,77 рублей, счет-фактуру N 2000/006683 от 28.02.2019 на сумму 29 250, 36 рублей.
В соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от исполнения обязательства недопустим.
Расчеты за потребленную тепловую энергию производятся с применением тарифа, установленного Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 20 декабря 2016 N 66-т/9.
Указав, что оплата за потребленную тепловую энергию по выставленным счетам-фактурам ответчиком до настоящего времени не произведена, при этом задолженность составляет 66 676,13 руб., истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с п.43 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении многоквартирного дома, оборудованном индивидуальным прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
При отсутствии индивидуального прибора учета размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в нежилом помещении, рассчитывается исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
Расчетный объем коммунального ресурса за расчетный период определяется на основании данных, указанных в пункте 59 настоящих Правил, а при отсутствии таких данных определяется:
для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - расчетным способом, аналогичным тому, который определен в договоре холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, электроснабжения, газоснабжения между исполнителем и ресурсоснабжающей организацией в целях расчета объема потребления коммунального ресурса в нежилых помещениях, не оборудованных индивидуальными приборами учета, для отопления - в соответствии с формулами 2 и 3 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из расчетной величины потребления тепловой энергии, равной применяемому в таком многоквартирном доме нормативу потребления коммунальной услуги отопления.
Согласно данным документам для расчета тепловой энергии использованы: для ГВС - расчетные нагрузки в соответствии с п.43 Правил N 354 и условиями договора поставки ресурса, заключенному между ПАО "ТГК-2" и третьим лицом.; для ГВС ОДН - нормативы потребления коммунальных услуг; по отопления расчет произведен пропорционально площади нежилого помещения.
Все формулы, применяемые в расчете указаны в данных документах Истца и соответствуют Правилам N 354.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, объем потребленной тепловой энергии определен в соответствии с действующим законодательством и подлежит оплате в полном объеме.
Поскольку факт наличия и размер задолженности подтверждены материалами дела, доказательств своевременного погашения долга суду не представлено, суд первой инстанции правомерно в соответствии со ст. ст. 309, 310 ГК РФ удовлетворил заявленные требования.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
Пунктом 4 статьи 123.22 ГК РФ установлено, что казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Согласно пункту 1 статьи 399 ГК РФ до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику.
Таким образом, признается обоснованным вывод суда о том, что при взыскании с Федерального государственного казенного учреждения "Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны задолженности при недостаточности у него денежных средств, субсидиарную ответственность по его долгам будет нести Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд самостоятельно оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых и документальных оснований для удовлетворения исковых требования.
Основания для переоценки выводов суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Оценив все имеющиеся доказательства, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Доводы апелляционных жалоб не содержат фактов, которые не были оценены судом первой инстанции, и влияли бы на законность и обоснованность судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 13.09.2019 по делу N А40-132314/19 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
А.М. Елоев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132314/2019
Истец: ПАО "ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ГЕНЕРИРУЮЩАЯ КОМПАНИЯ N2"
Ответчик: РФ В ЛИЦЕ МИНОБОРОНЫ РФ, ФГКУ "Северо-западное территориальное управление имущественных отношений"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3700/20
21.02.2020 Определение Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3700/20
11.12.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63946/19
13.09.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-132314/19