г. Москва |
|
13 декабря 2019 г. |
Дело N А40-82038/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2019 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А.Шевцовой, |
Рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СПИ при директоре ФССП - главном судебном приставе Российской Федерации Аванесян В.Р. на решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2019 по делу N А40-82038/19 (79-691), принятое судьей Дранко Л.А.
по заявлению ПАО "Курганмашзавод"
к 1) судебному приставу-исполнителю при директоре Федеральной службе судебных приставов - главным судебным приставе Российской Федерации Аванесян В.Р., 2) Управлению по исполнению особо важных исполнительных производств
третье лицо: АО Холдинговая компания "Барнаултрансмаш"
об уменьшении размера исполнительского сбора
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчиков: |
не явились, извещены; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Курганмашзавод" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об уменьшении исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя от 13.09.2018 в рамках исполнительного производства от 01.12.2017 N 4758698/17/99001-ИП с суммы 23 033 руб. 51 коп. до 17 275 руб. 13 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.07.2019 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Письменные мотивированные отзывы на апелляционную жалобу в порядке ст.262 АПК РФ не представлены.
Представители лиц, участвующих в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. В соответствии со ст.ст. 123, 156 АПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционный суд изучив материалы дела, доводы и требования, изложенные в апелляционной жалобе, не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, судебный пристав-исполнитель при директоре Федеральной службы судебных приставов - главном судебном приставе Российской Федерации вынес Постановление от 13.09.2018 о взыскании с ПАО "Курганмашзавод" исполнительского сбора в размере 7% от суммы долга, что составляет 23 033 руб. 51 коп. в рамках исполнительного производства от 01.12.2017 N 4758698/17/99001-ИП о взыскании с ПАО "Курганмашзавод" в пользу АО Холдинговая компания "Барнаултрансмаш" задолженности, процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 329 050 руб. 13 коп.
Постановление о возбуждении исполнительного производства от 01.12.2018 N 4758698/17/99001-ИП получено 12.12.2017.
В качестве основания вынесения указанного постановления судебный пристав-исполнитель указал, что должником в установленный срок для добровольного исполнения не исполнил исполнительный документ без уважительных причин.
Согласно п.1 ст.112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) предусмотрено взыскание исполнительского сбора.
В соответствии с п.2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч.1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа, и устанавливается судебным приставом- исполнителем по истечении указанного срока, если должник не представил доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7 процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 10 000 руб. с должника-организации (ч.3 ст.112 Закона N 229-ФЗ).
Вместе с тем, должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 ст.112 Закон об исполнительном производстве. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (ч.7 ст.112 Закона об исполнительном производстве).
В соответствии с разъяснениями, данными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N 13-П, предусмотренная статьей 81 Закона N229-ФЗ сумма, исчисляемая в размере семи процентов от взыскиваемых по исполнительному документу денежных средств, представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Установление конкретных размеров штрафных санкций за нарушение правил принудительного исполнения судебных и иных актов является прерогативой законодателя. Однако размер штрафного взыскания - поскольку такое взыскание связано с ограничением конституционного права собственности - должен отвечать критерию соразмерности, вытекающему из статьи 55 (часть 3) Конституции РФ. Установленный в п.1 ст.81 Закона N229-ФЗ размер взыскания (семь процентов от взыскиваемой суммы) представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу, и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
В соответствии с ч.7 ст.112 Закона N 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч.3 настоящей статьи.
В соответствии со ст.401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины, кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (непреодолимой силы).
Судом первой инстанции достоверно установлено, что постановлениями службы судебных приставов от 09.11.2016, 07.02.2017, 20.01.2016, 09.03.2016, 04.10.2016, 05.07.2018 были арестованы расчетные счета ПАО "Курганмашзавод".
Кроме того, финансирование производственной деятельности ПАО "Курганмашзавод" осуществляется из бюджетных средств, уплачиваемых в рамках заключенных госконтрактов, поскольку ПАО "Курганмашзавод" является головным исполнителем в рамках государственного оборонного заказа. ПАО "Курганмашзавод" включено в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ в раздел N 2 под порядковым N 247, Распоряжением Правительства РФ от 20.08.2009 N 1226-Р.
В Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" в июне 2015 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.07.2015 и установившие новый порядок расчетов по государственным контрактам в рамках ГОЗ.
В соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 N 159-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном оборонном заказе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.09.2015 расчеты по государственным контрактам, государственным заказчиком по которым является Минобороны России, включая государственные контракты, которые заключены до 01.09.2015 и расчеты, по которым будут осуществляться после 01.09.2015, осуществляться только через отдельные счета, открытые в уполномоченном банке головному исполнителю, с которым у государственного заказчика заключен государственный контракт, при наличии у такого головного исполнителя договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.
В силу п.10 ст.3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта. В соответствии с Положением о Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения" (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П), номера счетов порядка 40706 являются отдельными счетами головного исполнителя, исполнитель государственного оборонного заказа.
Согласно подпункту "а" п.2 ч.1 ст.8.3 Закона N 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением уплаты налогов и сборов, таможенных платежей, страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации.
В ст.8.4 Закона N 275-ФЗ определены операции, совершение которых по отдельному счету не допускается.
Согласно п.9 ст.8.4 Закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ по отдельному счету не допускается совершение операций по исполнению и исполнительных документов, за исключением исполнительных документов, предусматривающих:
а) перечисление (выдачу) денежных средств для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью;
б) перечисление (выдачу) денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий лицам, работающим или работавшим по трудовому договору (контракту), и (или) по оплате их труда;
в) взыскание денежных средств в доход Российской Федерации. Таким образом, требования 275-ФЗ по государственному финансированию ПАР "Курганмашзавод" не позволяют в полном объеме удовлетворить требования кредиторов ПАР "Курганмашзавод".
Управлением Федеральной службы судебных приставов по Курганской области 04.05.2017 вынесено постановление о запрете регистрационных действий и действий по распоряжению в отношении транспортных средств. Наложенный запрет на совершение регистрационных действий препятствует использование последнего в экономической деятельности предприятия, и лишает общество источника дохода, что препятствует исполнению должником обязательств по сводному исполнительному производству, что прямо противоречит целям и задачам исполнительного производства.
Управлением Федеральной службы судебных приставов арестовано имущество общества для принудительной реализации, но не реализовано:
- акт о передачи арестованного имущества на реализацию от 09.07.2018, составленного Управлением Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области А.А. Третьяковым;
- постановление о передачи имущества для принудительной реализации на комиссионных началах от 03.10.2018 вынесенного Управлением Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области А.А. Третьяковым;
- акт о наложении ареста (описи имущества) от 28.11.2018 составленного Управлением Федеральной службы судебных приставов по Курганской области, судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по Курганской области А.А. Третьяковым.
В отношении ПАР "Курганмашзавод" в Арбитражном суде Курганской области возбуждено дело N А34-2210/2017 о рассмотрении заявлений кредиторов о признании несостоятельным (банкротом).
В ходе рассмотрения заявления от 15.03.2017 ПАР "ТрансФин-М", сумма заявленных кредиторами требований более 616 000 000 руб., в дело были поданы заявления от Федерального государственного унитарного предприятия "Рхрана" Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации заявленная сумма - 2 717 798 руб. 73 коп., открытое акционерное общество "Минский механический завод имени С.И.Вавилова - управляющая компания холдинга "БелРМР" заявленная сумма - 212 795 119 руб. 51 коп., Публичное акционерное общество "Государственная транспортная лизинговая компания" заявленная сумма 4 127 131 руб. 08 коп., Публичное акционерное общество "Челябинский кузнечно-прессовый завод" заявленная сумма - 85 763 731 руб. 48 коп., ГК Внешэкономбанк заявленная сумма - 68 511 817 686,46 руб.; ПАР "Мотовилихинские завод" заявленная сумма - 24 374 241,01 руб.; РРР "Витаро" заявленная сумма 403 919,60 руб.; РРР "АИТ" заявленная сумма - 2 837 161,29 руб.
Установлено, что на момент вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства от 01.12.2017 N 4758698/17/99001-ИП сумма долга по сводному исполнительскому производству N 3197123/17/99001-СД/СВ от 27.07.2016 возбужденному УИОВИП ФССП России в отношении ПАО "Курганмашзавод", составила 2 191 478 668 руб.
Общество указало, что взыскиваемая УИОВИП ФССП России сумма задолженности в размере 329 050,13 руб. является значительной для ПАО "Курганмашзавод" и единовременная ее выплата могла вызвать остановку работы Общества в целом, что, в свою очередь, повлекло срыв выполнения Государственного оборонного заказа, а также невыполнение обязательств перед работниками ПАО "Курганмашзавод" по выплате заработной платы.
Согласно п.2.1. ст.324 АПК РФ по правилам, установленным ч.2 настоящей статьи, рассматриваются вопросы об отсрочке или о рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания, а также иные вопросы, возникающие в процессе исполнительного производства и в силу закона подлежащие рассмотрению судом.
В силу п.11, п.12 ст.30 Закона об исполнительном производстве если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст.ст.112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1, п.2 ст.112 Закона "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации.
В силу ч.7 ст.112 Закона "Об исполнительном производстве" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе/освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии правой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 30.07.2001 N 13-П, от17.01.2013 N 1-П, от 25.02.2014 N4-П и от 19.01.2017 N1-П, определении от 02.04.2015 N654-0, исполнительский сбор, установленный ст.112 Закона об исполнительном производстве, не является фискальным платежом, взимаемым за совершение юридически значимых действий судебным приставом-исполнителем, а выступает мерой публично-правовой ответственности должника за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение, которой присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности.
Взимание исполнительского сбора преследует публично-значимую цель повышения эффективности исполнительного производства, предполагая, что неисполнение и несвоевременное исполнение решений судов и иных уполномоченных органов создает угрозу гарантиям государственной защиты конституционных прав и свобод, законности и правопорядка в целом.
Поскольку штрафное взыскание связано с ограничением конституционного права собственности, толкование и применение положений законодательства об исполнительном производстве, регулирующих взимание исполнительского сбора, должно осуществляться судами с учетом критерия соразмерности (пропорциональности), вытекающего из части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, и не должно приводить к подавлению экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерному ограничению свободы предпринимательства и права собственности, что в силу статей 34 (часть 1), 35 (части 1 -3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации недопустимо.
Следовательно, взимание исполнительского сбора, как специальной меры публично-правовой ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве, должно производиться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированное_, что предполагает возможность уменьшения судом размера исполнительского сбора, освобождения от его взимания с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств (определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 N 305-КГ17-23457).
В силу п.2.5 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора, утв. ФССП России 07.06.2014 (со ссылкой на постановление Президиума ВАС РФ от 06.07.2010 N 2021/10) в случае наложения судебным приставом-исполнителем ареста на денежные средства должника (по собственной инициативе или на основании заявления взыскателя) до истечения срока, установленного должнику для добровольного исполнения, отсутствие у должника иных денежных средств следует учитывать в качестве причины невозможности исполнения им требований исполнительного документа в установленный срок (полностью или в части долга).
Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим отменить или снизить максимальный размер исполнительского сбора принадлежит суду.
Применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
В силу общих принципов публично-правовой ответственности привлечение юридического лица к административной ответственности и применение к нему административного наказания, в том числе в виде административного штрафа, возможны лишь при наличии вины данного юридического лица в совершении того или иного административного правонарушения.
Вина юридического лица в совершении административного правонарушения может выражаться различным образом - в полном игнорировании требований законодательства, в уклонении от исполнения отдельных правовых предписаний, в неиспользовании всех доступных средств для соблюдения установленных правил и т.п.
В связи с чем, при рассмотрении заявления общества об уменьшении исполнительного сбора суду следует учитывать не только возможность исполнения обязательства в установленный судебным приставом срок, имущественное положение должника, но и степень его вины в неисполнении, наличие смягчающих обстоятельств (например, предоставление судебному приставу-исполнителю информации об имеющемся движимом имуществе, иное постделиктное поведение).
В соответствии с ч.1 ст.80 Закона N 229-ФЗ судебный пристав-исполнитель в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, содержащего требования об имущественных взысканиях, вправе наложить арест на имущество должника, в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований.
Однако, наличие у судебного пристава-исполнителя такого права не означает, что наложение ареста не может быть признано обстоятельством, объективно препятствующим должнику добровольно исполнить требования исполнительного документа о взыскании задолженности.
Из доводов общества следует, последний фактически не мог исполнить свои обязательства в установленный законом срок по объективным причинам, не уклонялся от погашения долга, предпринимал возможные меры для исполнения исполнительного документа.
При таких данных, апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку заявленные требования обоснованны и подтверждены документально.
В связи с изложенным, апелляционный суд признает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что изложенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.07.2019 по делу N А40-82038/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
Т.Б. Краснова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-82038/2019
Истец: ПАО Курганмашзавод
Ответчик: СПИ при директоре ФССП - главном судебном приставе Российской Федерации Управления по исполнению особо важных исполнительных производств Аванесян Ваагн Романович