г. Саратов |
|
16 декабря 2019 г. |
Дело N А12-31104/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена "10" декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" декабря 2019 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Веряскиной С.Г.,
судей Смирникова А.В., Степуры С.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глебовой В.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу кредитного потребительского кооператива "Станичник" (400009, г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, д. 142, А, ИНН 3442034280, ОГРН 1023402631658)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2019 года по делу N А12-31104/2019 (судья О.И. Калашникова)
по заявлению кредитного потребительского кооператива "Станичник" (400009, г. Волгоград, ул. им. Маршала Еременко, д. 142, А, ИНН 3442034280, ОГРН 1023402631658) к Центральному банку Российской Федерации в лице Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (400066, г. Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, д. 18) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства,
УСТАНОВИЛ:
Кредитный потребительский кооператив "Станичник" (далее - КПК "Станичник", кооператив, заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России, административный орган) от 08.08.2019 N 19-16471/3110-1 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 29.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
КПК "Станичник", не согласившись с вынесенным судебным актом, обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Административным органом в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству и назначении дела к судебному разбирательству размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Предметом оспаривания является постановление Банка России от 08.08.2019 N 19-16471/3110-1 о привлечении кооператива к административной ответственности по части 9 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого постановления послужило невыполнение КПК "Станичник" в установленный срок выданного ему Отделением по Волгоградской области Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации предписания от 13.06.2019 N Т1-52-4-15/65256.
По факту выявленных нарушений 24.07.2019 административным органом в отношении кооператива составлен протокол N ТУ-18-ЮЛ-19-16471/1020-1 об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановлением Банка России от 08.08.2019 N 19-16471/3110-1 КПК "Станичник" привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 250 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что событие и состав административного правонарушения, вина заявителя в его совершении установлены и подтверждены материалами дела, процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности не выявлено.
Апелляционный суд считает выводы суда первой инстанции обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального права и установлении всех имеющих значение для дела обстоятельств.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
В соответствии со статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) и статьей 5 Федерального закона от 18.07.2009 N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" (далее - Федеральный закон N 190-ФЗ) Банк России осуществляет контроль и надзор за соблюдением кредитными потребительскими кооперативами требований Федерального закона N 190-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных актов Банка России.
Пунктом 6 части 3 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ установлено, что Банк России направляет кредитным кооперативам предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает у них документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России.
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 05 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" предписания Банка России являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" (далее - Указание Банка России N 4600-У) Банк России путем размещения в личном кабинете направляет участнику информационного обмена электронные документы (информацию), в том числе предписания Банка России.
Кредитный кооператив обязан обеспечить возможность предоставления в Банк России электронных документов, а также возможность получения от Банка России электронных документов в порядке, установленном Банком России (часть 4 статьи 5 Федерального закона N 190-ФЗ).
Как следует из материалов дела, в связи с проводимым Аналитическим центром по потребительским кооперативам Управления надзора за рынком микрофинансирования, функционирующим на базе Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу, первичным (надзорным) анализом отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива за I квартал 2019 года, представляемого в Банк России, в адрес КПК "Станичник" через личный кабинет участника финансового рынка направлен запрос от 23.05.2019 N Т1-52-4-15/57019 о представлении документов и сведений согласно списку, а также откорректированный отчет по форме ОКУД 0420820 "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива", установленной Указанием Банка России N 4083-У, с соответствующими пояснениями причин, вызвавших нарушение порядка формирования отчетных данных, и указанием мер, направленных на их недопущение в дальнейшей деятельности.
Срок исполнения - 10 рабочих дней с даты получения запроса.
Согласно Системе автоматизации делопроизводства и электронного документооборота Банка России (далее - САДД БР) запрос размещен в личном кабинете 23.05.2019 в 16:54 (UTC +03:00) или в 13:54:08 (UTC +00:00).
С учетом положений пункта 4.3 Указания Банка России N 4600-У запрос получен КПК "Станичник" 24.05.2019.
По состоянию на 10.06.2019 КПК "Станичник" ответ на запрос не представлен.
В связи с чем, в адрес КПК "Станичник" направлено предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 13.06.2019 N Т1-52-4-15/65256 со сроком исполнения не позднее 21.06.2019.
Согласно САДД БР предписание размещено в личном кабинете 14.06.2019 в 10:08 (UTC +03:00) или в 07:08:47 (UTC +00:00).
С учетом положений пункта 4.3 Указания Банка России N 4600-У предписание считается полученным КПК "Станичник" 17.06.2019.
В срок, установленный предписанием, КПК "Станичник" не выполнило указанные в нем требования.
Доводы кооператива, изложенные в апелляционной жалобе, о неполучении запроса и предписания Банка России в связи с техническим сбоем отправки электронных документов, аналогичны доводам заявления, с которым КПК "Станичник" обратился в арбитражный суд, были предметом оценки суда первой инстанции и правомерно отклонены им по следующим основаниям.
Так, кооператив указывает, что в конце апреля 2019 года при отправлении КПК "Станичник" посредством личного кабинета участника информационного обмена ответа на запрос Банка России произошел технический сбой отправки документа, данная ситуация продолжалась несколько дней. Все это время сотрудник КПК "Станичник", следуя инструкциям Службы поддержки пользователей личного кабинета Банка России, пытался наладить обмен электронными документами своими силами, а затем попросил направить по месту нахождения кооператива техника для исправления сложившейся ситуации.
По мнению кооператива, Банк России в нарушение пункта 3.5 Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У не устранил выявленные со стороны Банка России ошибки получения документа в срок не позднее 18 часов 00 минут по московскому времени рабочего дня, следующего за днем получения заявления участник информационного обмена.
Вместе с тем, данные доводы в нарушение ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены какими-либо доказательствами.
Кооператив не представил сведения о номере и дате документа Банка России, на который сотрудники КПК "Станичник" не смогли в апреле 2019 года отправить ответ, а также информацию о датах телефонных разговорах с сотрудниками Банка России, номерах телефонов Банка России, на которые осуществлялись эти звонки работниками кооператива, рекомендациях, которые были даны сотрудниками Банка России работникам кооператива в целях устранения причин ошибки загрузки электронного документа со стороны участника информационного обмена.
Статьей 76.9 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями (далее - НФО) посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов. Личный кабинет используется НФО в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России.
В силу пункта 1.2 Указания Банка России N 4600-У НФО должны обеспечить направление в Банк России и получение от Банка России электронных документов, предусмотренных пунктом 1.1 настоящего Указания, посредством использования личного кабинета.
В действующем законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие Центральный банк Российской Федерации направлять свои запросы и предписания исключительно посредством почтовой связи.
Порядок осуществления действий НФО в случае возникновения проблем при функционировании личного кабинета (в частности, при отправлении электронного документа в Банк России) регламентирован в главе 3 Указания Банка России N 4600-У.
Так, пунктом 3.3 Указания Банка России N 4600-У установлено, что при направлении электронного документа через личный кабинет участник информационного обмена получает:
извещение Банка России о загрузке электронного документа в личный кабинет или извещение Банка России об ошибке загрузки электронного документа в личный кабинет;
извещение Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера.
Извещение Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера подтверждает представление участником информационного обмена электронного документа в Банк России.
В соответствии с пунктом 3.4 Указания Банка России N 4600-У в случае если в течение двух часов с момента отправления электронного документа участником информационного обмена не получены извещения, указанные в абзаце втором пункта 3.3 настоящего Указания, или получено извещение Банка России об ошибке загрузки электронного документа в личный кабинет, участник информационного обмена должен повторить процедуру отправления электронного документа.
Пунктом 3.5 Указания Банка России N 4600-У определено, что в случае если по истечении одного часа с момента повторного направления электронного документа участником информационного обмена не получены извещения, указанные в абзаце втором пункта 3.3 настоящего Указания, или получено извещение Банка России об ошибке загрузки электронного документа в личный кабинет, участнику информационного обмена необходимо при отсутствии на сайте Банка России информации о техническом сбое или временном прекращении приема электронных документов со стороны Банка России устранить причину ошибки загрузки электронного документа, а в случае отсутствия ошибки со стороны участника информационного обмена обратиться в Банк России с заявлением о возникновении ошибки отправления электронного документа в целях ее устранения или получения соответствующих разъяснений. Участник информационного обмена может подать вышеуказанное заявление по электронной почте либо по телефону. Информация об адресах электронной почты и номерах телефонов, по которым принимается указанное заявление, размещается на сайте Банка России, а также в личном кабинете.
Как следует из материалов дела, согласно информации, размещенной на официальном интернет-сайте Банка России, в период с апреля 2019 года по 24.06.2019 (первый день, следующий за последним днем срока, в течение которого кооперативом должно было быть исполнено предписание Банка России от 13.06.2019 N Т 1-52-415/65256) имели место следующие сбои при представлении электронных документов в Банк России:
- с 09:00 до 21:00 27.04.2019 (личный кабинет недоступен в связи с проведением технических работ);
- с 29.05.2019 по 04.06.2019 (временные задержки (более 2-х часов) в получении извещения Банка России о дате регистрации электронного документа и присвоении ему входящего номера, а также об отказе в регистрации электронного документа);
- с 09:00 до 21:00 09.06.2019 (личный кабинет недоступен в связи с проведением технических работ);
- 16:30 07.06.2019 до 09:00 13.06.2019 (приостановление приемки пакетов отчетности в разрезе задач "Отчетность XBRL" и "Респонденты прямых инвестиций");
- с 22:00 21.06.2019 до 21:00 26.06.2019 (личный кабинет недоступен в связи с проведением технических работ).
КПК "Станичник" не представленные достоверные и неопровержимые доказательства невозможности направления документов, запрошенных предписанием банка, в указанное время. Как не представлены доказательства намерения исполнить предписание банка, своевременно устранить технические неполадки при наличии таковых.
О необходимости направления сотрудника технической службы ЦБ РФ для подключения электронного оборота кооперативом заявлено только 12.09.2019 в информации о рассмотрении представления (т. 1л.д. 43).
В нормативных актах Центрального банка Российской Федерации отсутствуют положения, обязывающие сотрудников Банка России устранять причины сбоя непосредственно в НФО.
Довод КПК "Станичник" о непредставлении банком данных о получении (прочтении) со стороны кооператива размещенных в личном кабинете запросов и предписаний, является несостоятельным, поскольку в силу пункта 4.3 Указания Банка России N 4600-У электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. В случае если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на нерабочий день, то электронный документ Банка России считается полученным до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.
Таким образом, действующее законодательство связывает момент получения электронного документа Банка России именно с момента размещения электронного документа в личном кабинете.
Заявителем доказательств наличия технических проблем электронного документооборота, а также доказательств принятия мер к исполнению направленного запроса, подачи ходатайств о продлении срока исполнения запроса не представлено.
Обстоятельства совершения правонарушения установлены апелляционной коллегией и подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях КПК "Станичник" состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения КПК "Станичник" к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявитель апелляционной жалобы привлечен к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа назначено по правилам статьи 4.1 КоАП РФ с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах санкции, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется. Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права. Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут служить основанием для отмены принятого решения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 29 октября 2019 года по делу N А12-31104/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Г. Веряскина |
Судьи |
А.В. Смирников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-31104/2019
Истец: КРЕДИТНЫЙ "СТАНИЧНИК"
Ответчик: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНОЕ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОТДЕЛЕНИЕ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Мировому судье судебного участока N 101 Волгоградской области И.А. Кукановой, судебный участок N 101 Волгоградской области