город Ростов-на-Дону |
|
17 декабря 2019 г. |
дело N А32-30520/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Баги" - Фоменко О.С. по доверенности от 10.12.2019,
от Кубанского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов - Старостиной А.В. по доверенности от 09.04.2019,
от общества с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз" - Милош А.А. по доверенности от 06.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Баги"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2019 по делу N А32-30520/2019
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Баги" (ИНН 6161013548, ОГРН 1026102903903)
к Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (ИНН 2310018604, ОГРН 1022301611298),
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз" (ИНН 2301086950, ОГРН 1142301003437), Межрегионального территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330),
о признании недействительным решения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Баги" (далее - ООО "Баги", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Кубанскому бассейновому водному управлению Федерального агентства водных ресурсов (далее - Кубанское БВУ, административный орган) о признании недействительными решений от 12.12.2016 N 00-06.03.00.02-М-РВБВ-Т-2016-03697/00, от 12.12.2016 N 00-06.03.00.02-М-РВБВ-Т-2016-03700/00.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "Баги" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что суд не привлек к участию в деле собственника (арендодателя) земельного участка с кадастровым номером 23:33:104002:2 - муниципальное образование Тенгинское сельское поселение Туапсинского района, сделав необоснованный вывод о том, что арендодателем земельного участка с кадастровым номером 23:33:104002:2 выступает Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края. Суд не дал оценки доводам заявления о том, что акватория части моря, переданная в пользование обжалуемыми решениями, соседствует с причалом. Использование водного объекта для организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов в близости от гидротехнических сооружений (причал и марина), противоречит нормам права и служит основанием для отказа в выдаче разрешения (абзац 6 пункта 22 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ N 844). Типовая форма решения о предоставлении водного объекта в пользование для организованного отдыха детей, а также ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов (Приложение N 10), утверждённая Приказом МПР России от 14.03.2007 N 56 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.04.2007 N 9317), предусматривает, что у водопользователя должны иметься разрешительные документы на отвод земельного участка для организации отдыха определённой категории населения в пределах водоохраной зоны в месте водопользования.
В отзывах на апелляционную жалобу Кубанское БВУ и общество с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз" указали на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель ООО "Баги" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представители Кубанского БВУ и общества с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз" не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 26.02.2015 в Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов обратилось общество с ограниченной ответственностью "Ласковый бриз" с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для организованного отдыха детей, а также организованного отдыха ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов, в пределах географических координат:
Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Лермонтово, т. N 1 44°18'03,31"с.ш.38°44'50,15"в.д.
т. N 2 44о18'02,43,с.ш.38°44'54,49"в.д.
т. N 3 44°17'57,14"с.ш.38°44Ч9,37"в.д.
т. N 4 44°17'57,97"с.ш.38°44Ч4,87"в.д.
Краснодарский край, Туапсинский район, пос. Лермонтово т. N 1 44°18'00,8Гс.ш.38°44'59,05"в.д.
т. N 2 44°17'57,83"с.ш.38°45'07,08"в.д.
т. N 3 44°17'51,80"с.ш.38°45'02,79"в.д.
т. N 4 44о17'55,32"с.ш.38о44'54,30"в.д.
По результатам рассмотрения указанного заявления 07.04.2015 обществу с ограниченной ответственностью "Ласковый бриз" предоставлено право пользования участками акваторий Черного моря Туапсинской район на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2015-02506/00; N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2015-02507/00, о чем зарегистрирована запись в государственном водном реестре.
Так, в соответствии с решением от 07.04.2015 N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2015-02506/00 обществу с ограниченной ответственностью "Ласковый бриз" предоставлен в пользование водный объект - участок акватории Черного моря (Краснодарский край, Туапсинский р-н, п. Лермонтово) площадью 0,040 кв. км, предназначенный для использования в целях организованного отдыха детей сроком до 01.03.2035, расположенный в границах географических координат:
т. N 1 44°18'00,8Гс.ш.38°44'59,05"в.д.
т. N 2 44°17'57,83"с.ш.38°45'07,08"в.д.
т. N 3 44°17'51,80"с.ш.38°45'02,79"в.д.
т. N 4 44°17'55,32"с.ш.38°44'54,30"в.д.,
В соответствии с решением от 07.04.2015 N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2015-02507/00 обществу с ограниченной ответственностью "Ласковый бриз" предоставлен в пользование водный объект - участок акватории Черного моря (Краснодарский край, Туапсинский р-н, п. Лермонтово), площадью 0,02 кв. км, предназначенный для использования в целях организованного отдыха детей, сроком до 01.03.2035, расположенный в границах географических координат:
т. N 1 44°18'03,ЗГс.ш.38°44'50,15"в.д.
т. N 2 44°18'02,43"с.ш.38°44'54,49"в.д.
т. N 3 44°17'57,14"с.ш.38°44'49,37"в.д.
т. N 4 44°17'57,97"с.ш.38°44'44,87"в.д.
Общество с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз" обратилось к Кубанскому БВУ с заявлениями от 28.11.2016 N 12038, от 28.11.2016 N 12037 об изменении сведений о водопользователе в связи с изменением наименования общества с ограниченной ответственностью "Ласковый бриз" на общество с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз" на основании протокола от 04.05.2016 N 3.
По результатам рассмотрения указанных заявлений административный орган на основании изменений наименования водопользователя предоставил обществу с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз" право пользования участками акваторий Черного моря Туапсинской район, на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование от 12.12.2016 N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2016-03700/00, от 12.12.2016 N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2016-03697/00, не меняя содержания ранее выданных решений и условий водопользования.
ООО "Баги", ссылаясь на договор аренды земельного участка от 23.11.2000 и договор о передаче прав и обязанностей от 09.04.2007 в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:33:104002:2, указывает на интерес к эксплуатации данного земельного участка с целью размещения пляжа сооружений и объектов обслуживания пляжа, что в свою очередь не представляется возможным при наличии вышеперечисленных решений о предоставлении водных объектов в пользование обществу с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз".
На основании указанных обстоятельств общество с ограниченной ответственностью "Баги" обратилось в суд с заявлением о признании недействительными решений от 12.12.2016 N 00-06.03.00.02-М-РВБВ-Т-2016-03697/00, от 12.12.2016 N 00-06.03.00.02-М-РВБВ-Т-2016-03700/00.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии со статьей 11 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.
Согласно статье 12 ВК РФ по договору водопользования одна сторона - исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления обязуется предоставить другой стороне - водопользователю водный объект или его часть в пользование за плату.
Решение о предоставлении водных объектов в пользование оформляется в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844 "О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование", которым утверждены "Правила подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование" (далее - Правила N 844).
В соответствии с пунктом 7 Правил N 844 физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении ему водного объекта в пользование в случаях, указанных в пункте 2 настоящих Правил, обращаются в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.
Согласно пункту 8 Правил N 844 на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в соответствии с пунктами 4 - 6 настоящих Правил (далее - исполнительный орган или орган местного самоуправления) по месту расположения водного объекта.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 844 в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование указываются:
а) сведения о заявителе:
полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя;
б) наименование и место расположения водного объекта;
в) обоснование вида, цели и срока водопользования.
Согласно пункту 10 Правил N 844 к заявлению прилагаются:
а) копия документа, удостоверяющего личность, - для физического лица;
в) документ, подтверждающий полномочия лица на осуществление действий от имени заявителя, - при необходимости;
д) информация о намечаемых заявителем водохозяйственных мероприятиях и мероприятиях по охране водного объекта с указанием размера и источников средств, необходимых для их реализации;
е) копия правоустанавливающего документа на земельный участок, право на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае использования водного объекта для строительства причалов);
ж) сведения о наличии контрольно-измерительной аппаратуры для контроля качества воды в водном объекте;
з) материалы в графической форме с отображением водного объекта, указанного в заявлении о предоставлении водного объекта в пользование, и размещения средств и объектов водопользования, а также пояснительная записка к ним;
и) согласие на обработку персональных данных (для физических лиц).
Согласно пункту 17 Правил N 844 представление не в полном объеме, в нечитаемом виде или с недостоверными сведениями документов является основанием для отказа в рассмотрении вопроса о предоставлении водного объекта в пользование.
Согласно пункту 20 Правил N 844 исполнительный орган или орган местного самоуправления в срок не более 30 дней с даты поступления документов:
а) рассматривает представленные заявителем документы на предмет их соответствия требованиям, установленным настоящими Правилами, с оценкой их полноты и достоверности, а также соответствия условий осуществления намечаемых водохозяйственных мероприятий и мероприятий по охране водного объекта требованиям водного законодательства;
б) выполняет расчет параметров водопользования;
в) определяет условия использования водного объекта;
г) обеспечивает согласование условий водопользования со следующими федеральными органами исполнительной власти (их территориальными органами) и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их компетенции:
с Федеральным агентством по рыболовству - в случае использования водного объекта рыбохозяйственного значения;
с Федеральным агентством морского и речного транспорта - в случае использования водного объекта в акватории морского и речного порта, а также в пределах внутренних водных путей Российской Федерации;
с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности на соответствие схемам территориального планирования - в случае, если акватория водного объекта прилегает к землям населенных пунктов.
Кубанское БВУ 11.03.2015 в целях обеспечения согласования условий водопользования направило проект "Условий водопользования" к решениям о предоставлении водного объекта в пользование в Азово-Черноморское территориальное управление Росрыболовства (N 04-23/1146, 04-23/1150) и в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю (N 04-23/1147, 04-23/1151).
Из Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю поступили письма от 13.04.2015 N 29/798-15-30, 29/797-15-30 о согласовании проекта "Условий водопользования" к договору водопользования в целях использования акватории Черного моря, Туапсинский район для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста и инвалидов водопользователю ООО "Ласковый бриз".
С учетом изложенного доводы заявителя об отсутствии согласования со стороны Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю опровергаются материалами дела.
Т.о, административный орган соблюден порядок предоставления водного объекта в пользование на основании решений от 12.12.2016 N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2016-03700/00, от 12.12.2016 N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2016-03697/00.
В связи с изменением наименования водопользователя - общества с ограниченной ответственностью "Ласковый бриз" на общество с ограниченной ответственностью спортивная детская патриотическая база "Ласковый бриз", административный орган, руководствуясь положениями пункта 29 Правил N 844, выдал и зарегистрировал в государственном водном реестре новые решения о предоставлении водного объекта в пользование от 12.12.2016 N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2016-03700/00, от 12.12.2016 N 00-06.03.00.002-М-РВБВ-Т-2016-03697/00, не меняя содержания решений и условий водопользования.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 21.01.2013 N 20 утвержден Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению права пользования водными объектами на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование (далее - Регламент).
Указанный регламент определяет сроки и последовательность выполнения административных процедур (действий) при предоставлении водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации, перечень которых утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 N 2054-р, а также морей или их отдельных частей Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальными органами на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Регламентом определен исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственной услуги, подлежащих представлению заявителем.
Согласно пункту 25 регламента для получения в пользование водного объекта или его части на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование заявитель должен на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, обратиться с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование на основании решения (далее - заявление) и прилагаемыми к нему документами в уполномоченный орган по месту намечаемого водопользования либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 26 регламента в заявлении указываются:
а) сведения о заявителе: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, место нахождения, банковские реквизиты - для юридического лица; фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для физического лица и индивидуального предпринимателя;
б) наименование и место расположения водного объекта;
в) обоснование вида, цели и срока водопользования.
Таким образом, при предоставлении водного объекта в пользование на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование административный орган не вправе требовать правоустанавливающие документы на земельный участок, прилегающий к акватории водного объекта.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно отклонены доводы заявителя о непроведении проверки наличия правоустанавливающих документов на земельный участок, прилегающий к акватории водного объекта, и об отсутствии необходимых согласований.
Согласно договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения N 30 от 23.11.2002 арендодателем земельного участка с кадастровым номером 23:33:104002:2 является Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края.
Муниципальное образование Тенгинское сельское поселение Туапсинского района не является участником спорных правоотношений, судебный акт на его права и обязанности по отношению к заявителю и заинтересованному лицу повлиять не может, законные интересы не затрагивает, в связи с чем основания для привлечения указанного лица к участию в деле отсутствовали.
Вопреки доводам жалобы сведения о наличии гидротехнических сооружений, а также сооружений, расположенных на водном объекте Черное море в границах поселка Лермонтово, в материалах дела отсутствуют.
Согласно сведениям публичной кадастровой карты, размещенной в сети "Интернет", земельный участок с кадастровым номером 23:33:104002:2 расположен в границах акватории водного объекта общего пользования - Черного моря.
Согласно части 2 статьи 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
Таким образом, формирование части указанного земельного участка под водным объектом (Черное море) не предусмотрено нормами действующего законодательства, данный земельный участок в границах акватории Черного моря образованию не подлежал.
В соответствии с частью 1 статьи 6 ВК РФ поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.
Из положений пункта 1 части 1, пункта 2 части 2 статьи 5, частей 1, 2 статьи 6 ВК РФ следует, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 15248/10 и определении Верховного Суда РФ от 24.09.2014 N 308 -ЭС14-1974, земельный участок, который относится к землям (территориям) общего пользования, не может быть выделен из земель общего пользования и предоставлен в пользование конкретному лицу.
Более того, суд первой инстанции правомерно указал на пропуск обществом трехмесячного срока на обращение с заявлением в суд.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 14.10.2019 по делу N А32-30520/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30520/2019
Истец: ООО "БАГИ"
Ответчик: Кубанское бассейновое водное управление Федерального агенства водных ресурсов, Кубанское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, ООО СПОРТИВНАЯ ДЕТСКАЯ ПАТРИОТИЧЕСКАЯ БАЗА "ЛАСКОВЫЙ БРИЗ"